Я свободен

Жизнь Анатолия Чернявского, инженера с Калининской АЭС, байкера, идеолога атомной кругосветки, сделала крутой вираж. В сентябре он получил уведомление о сокращении. В «Росатоме» работает до декабря, но надежду на продолжение путешествий по местам, где построены наши АЭС, не теряет.

Текст: Светлана Зайцева /Фото: личный архив Анатолия Чернявского

Анатолию Чернявскому 34 года, 11 лет работает инженером службы безопасности. У него есть идея за четыре года объехать все АЭС с блоками отечественного дизайна — действующие и строящиеся — в России и мире. «Я давно увлекаюсь путешествиями на мотоцикле, фотографией и туризмом. Вот и решил проехаться по станциям, познакомиться с коллегами», — ​объясняет Анатолий. Свой проект он называет атомной кругосветкой. Российский маршрут состоит из двух частей. Первая, Удомля — Билибино, — ​в основном по воде, с запада на восток, уже пройдена. Вторая, с востока на запад, запланирована на следующий год. Маршрут с зарубежными АЭС в разработке.
Везде, где возможно, Анатолий планирует ехать на мотоцикле. У него за плечами несколько длительных поездок по Южной Америке и азиатской части России. На время путешествия берет отпуск за свой счет. Летом этого года написал заявление на два месяца, сел на мотоцикл и поехал из Удомли в Архангельск, дав старт кругосветке.

Цыганский обоз

Из Архангельска до Чукотки Анатолий добирался по Севморпути, на теплоходе «Александр Сибиряков». Попасть на судно удалось благодаря профессии: Анатолия взяли сопровождать груз для береговых сооружений ПАТЭС в Певеке. Заодно захватили мотоцикл.
На Чукотке наш герой за две недели проехал 1 тыс. км, побывал на Билибинской АЭС и сделал 200 ГБ фотографий. На станции для него провели полноценную экскурсию. «Впечатлило, как там устроена система дополнительного охлаждения. Из-за особенностей местности градирни функционировать не могут. Один инженер предложил сделать радиаторы, как в автомобиле, только огромные. Вода в них охлаждается восходящими потоками воздуха, при этом испарения в окружающую среду не происходит. Система работает без остановок при температуре до – 62 °C», — ​рассказывает Анатолий.
Все свое возил с собой. Палатку, запас сублимированных продуктов, емкости для бензина, фотовидеоаппаратуру и другие вещи. Не мотоцикл, а цыганский обоз, шутит он. Ночевал в палатке, иногда в хостелах, раз даже в вагончике у рабочих, которые строят дорогу на Магадан. «Хорошо у них было, тепло», — ​вспоминает путешественник.

Фотозаметки из этого путешествия — в «Инстаграме»: tolich__

Фотозаметки из этого путешествия — в «Инстаграме»: tolich__

Самое сложное — переправа через реки. Мосты на Чукотке есть не везде. Мелочь можно перейти вброд, а если река глубокая, нужно ждать попутного грузовика, чтобы перевезти мотоцикл. На случай встречи с медведем прихватил пиротехнику. «Каждый вечер перед отходом ко сну я выполнял ритуал — взрывал у палатки пару петард, чтобы отпугнуть зверей. Помогло», — ​рассказывает Анатолий. Оружия с собой он не возит, объясняет, много мороки: «В дороге что с оружием делать? Куда его на мотоцикле спрячешь — сейфа нет. То есть потом не отойти».
Сильное впечатление произвел пеший поход на мыс Шелагский — самую северную точку Чукотки, где был когда-то рыбацкий поселок. «Шел 25 км по заболоченной тундре, весь день. Вымок до нитки, устал, — ​рассказывает Анатолий. — ​Пришел, стал искать, где переночевать. А все дома разрушены. На улице нулевая температура, палатку не взял. Нашел металлическую будку с углублением в грунте, там раньше рыбу хранили. Деревяшками заткнул дыры в стенах. Отодрал доски с потолка, соорудил подстилку. Уютно получилось. Залез, укутался в спальник и уснул довольный».

«Толя, зачем это все?»

Друзья спрашивают: для чего терпеть такие лишения, если можно поехать отдыхать на теплое море? «Я и сам себя об этом иногда спрашиваю, особенно в первые дни. Еду на мотоцикле под дождем, всюду грязь, холодно. Непонятно, где ночевать. Блин, думаю, Толя, зачем это все?! Как было хорошо дома, на диване!» — улыбается Анатолий. Через некоторое время настроение меняется. «Приходит спокойствие, уверенность, понимание, какая проблема настоящая, какая искусственная, — ​продолжает он. — ​Чувствуешь неторопливость жизни и настоящую радость путешествия, внутреннюю свободу, абсолютное единение с природой. Это дорогого стоит. Поэтому я предпочитаю путешествовать в одиночестве».
Дома, в Удомле, его ждут родители и девушка Алла. «Мы вместе уже четыре года, она меня во всем поддерживает. Я до сих пор этому удивляюсь. И очень ценю наши отношения», — ​говорит Анатолий.

Мотоцикл подождет

Несмотря на сокращение, от идеи атомной кругосветки наш герой не отказался: «Верю в потенциал этого проекта. Публикация путевых заметок и фотовыставки повысят интерес и лояльность общественности к атомной энергетике». В общей сложности на путешествие в Билибино Анатолий потратил около 200 тыс. рублей, экономил на всем. «Часть расходов на продолжение поездок я потяну, но нужна помощь с одной из самых дорогих статей — перевозкой мотоцикла между континентами, авиабилетами. Ищу спонсоров», — ​говорит он.
Мотоцикл остался на сохранении у сотрудников Билибинской АЭС. Таков план, объясняет Анатолий: в июне будущего года он прилетит на Чукотку, заберет мотоцикл, сплавится вместе с ним на барже по Колыме до Магаданской области. Оттуда стартует вторая часть путешествия — с востока на запад. С июля по сентябрь Анатолий планирует посетить Белоярскую, Балаковскую, Ростовскую, Нововоронежскую, Курскую, Смоленскую, Ленинградскую и Кольскую станции. «В общей сложности 10 тыс. км, закончу путешествие в Удомле, — ​говорит Анатолий. — ​Потом соберу лучшие свои фотографии и сделаю большую выставку, возможно, за рубежом. А дальше отправлюсь на АЭС в других странах. «Тру» кругосветка получится».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: