Как «оморячить» физика

16 октября в Петербурге на базе Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова открылся центр морских арктических компетенций для подготовки команд новых ледоколов. Директор Института дополнительного профессионального образования Сергей Айзинов рассказал, кто будет учиться в этом центре и на какую зарплату сможет потом рассчитывать.

Текст: Светлана Зайцева /Фото: «Атомфлот», «Страна Росатом»

— В университете много лет работает арктический факультет. Для чего понадобился еще и центр компетенций?
— Действительно, мы с 1958 года обучаем экипажи для всех атомных судов, еще с ледокола «Ленин». Но в свете амбициозных арктических проектов России решено вывести в отдельную структуру все профильные ресурсы университета. Она будет готовить экипажи для работы на ледоколах нового типа — ЛК‑60. Центр создан по инициативе и при поддержке «Атомфлота».
— Что сейчас происходит в центре?
— Мы смонтировали уникальный тренажерный комплекс для управления реакторной установкой РИТМ‑200. Изготовление такого комплекса входит в условия контракта на строительство головного ледокола «Арктика». Разрабатываем учебники, программы, критерии оценки эффективности обучения, набираем преподавателей. Подготовку завершим до конца года, чтобы уже в январе принять первую группу слушателей.
— Кто попадет в эту группу?
— Мы займемся подготовкой первого экипажа «Атомфлота» для проведения ходовых испытаний ледокола «Арктика», это будут специалисты с опытом работы на атомных ледоколах.
Дальше центр будет работать по трем направлениям. Первое — повышение квалификации опытных ледокольщиков, чтобы они могли перейти на ЛК‑60. Второе — подготовка молодых специалистов из числа курсантов морских учебных заведений России. Третье — работа со студентами политехнических вузов. Я говорю о будущих специалистах в области радиационной безопасности и физиках-ядерщиках, которые будут обеспечивать безопасную эксплуатацию реактора. В нашем центре их не только обучат, но и «оморячат» — проведут курс начальной подготовки по выживанию на море: первая медицинская помощь, индивидуальные и коллективные спасательные средства, тушение пожара на судне, охрана и т. д. Плюс морская терминология.

Опытные ледокольщики «Атомфлота» всегда рады поделиться знаниями

Опытные ледокольщики «Атомфлота» всегда рады поделиться знаниями

Курсант в обязательном порядке проходит 12-месячную практику на судне в качестве матроса, моториста или судового электрика. А выпускник Политеха, например, такой возможности лишен. Студенты неморских учебных заведений должны получать такие же допуски, как и курсанты профильных вузов Росморречфлота.
— За чей счет будет проводиться обучение?
— Все финансирует «Атомфлот».
— Сколько человек планируется обучить?
— В общей сложности через наш центр будет проходить 200–330 человек ежегодно. Кроме того, центр будет проводить ежегодную предрейсовую подготовку членов экипажа — для отработки действий в чрезвычайных ситуациях. Это еще 140 человек в год.
— Центр займется подготовкой моряков для ледокола следующего поколения, проекта «Лидер»?
— Этот вопрос еще не обсуждался.
— Захотят ли выпускники «Макаровки» работать в Арктике?
— Думаю, да. Новые высокотехнологичные атомные суда — это престижно, это привлечет и специалистов с опытом, и молодежь.
Не стоит забывать об уровне социального обеспечения моряков ледоколов. Вот у российских моряков, работающих под иностранными флагами, могут появиться проблемы. Они получают зарплату не в России и не отчисляют средства в наш пенсионный фонд.
Перед теми, кто придет работать на новые ледоколы, открывается море перспектив

Перед теми, кто придет работать на новые ледоколы, открывается море перспектив

Многое, конечно, зависит от условий, которые предложит «Атомфлот». Но о большой разнице в зарплате на наших и западных судах говорить приходится все меньше. Например, в 2018 году «Атомфлот» увеличил стартовую зарплату для выпускников «Макаровки». Минимум — 100 тыс. рублей. Вполне конкурентоспособные деньги по сравнению с предложением иностранных работодателей. Раньше такого не было, поэтому наши ребята и уходили в другие компании. Теперь проблема почти решена.
— Может, кто-то испугается сурового климата?
— Петербург — не южный город. За пять лет обучения курсанты привыкают к разным погодным явлениям, не всегда комфортным. Большая часть структур вуза и филиалов университета находится в северных городах — Петербурге, Архангельске, Петрозаводске, Мурманске. Ребята, которые там учатся, к суровым условиям привыкли. Мы даже шутим, что для них Арктика — естественная среда обитания.
Конечно, есть специфика — полярная ночь, мало солнца, повышенная вибрация за счет работы во льдах. Но посмотрите с другой стороны. Где еще выпускник сможет поработать на таком уникальном судне? Капитанов атомных ледоколов в мире меньше, чем космонавтов. Стать старшим механиком или капитаном нового атомного ледокола — предел мечтаний для большинства моряков.
— Как изменились требования к подготовке моряков для атомных ледоколов в последние годы?
— И российские, и международные регуляторы высоко поднимают планку для членов экипажей морских судов. Например, наши атомные ледоколы участвуют в формировании караванов судов под разными флагами. Отсюда требование — свободное владение английским языком. В советское время качество обучения курсантов английскому оставляло желать лучшего. Слово icebreaker, «ледокол», первокурсник произносил как «икибрики», на третьем курсе его произношение эволюционировало до «ихебриаке» и только к пятому курсу становилось похожим на правильное. Преподаватели смотрели на все это сквозь пальцы. Тогда атомные ледоколы занимались проводкой лишь отечественных судов, иностранный язык экипажу не требовался. Сейчас ситуация изменилась, и третьекурсники уже должны говорить по-английски без запинки.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: