Как «оморячить» физика
16 октября в Петербурге на базе Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова открылся центр морских арктических компетенций для подготовки команд новых ледоколов. Директор Института дополнительного профессионального образования Сергей Айзинов рассказал, кто будет учиться в этом центре и на какую зарплату сможет потом рассчитывать.
Текст: Светлана Зайцева / Фото: «Атомфлот», «Страна Росатом»
— В университете много лет работает арктический факультет. Для чего понадобился еще и центр компетенций?
— Действительно, мы с 1958 года обучаем экипажи для всех атомных судов, еще с ледокола «Ленин». Но в свете амбициозных арктических проектов России решено вывести в отдельную структуру все профильные ресурсы университета. Она будет готовить экипажи для работы на ледоколах нового типа — ЛК‑60. Центр создан по инициативе и при поддержке «Атомфлота».
— Что сейчас происходит в центре?
— Мы смонтировали уникальный тренажерный комплекс для управления реакторной установкой РИТМ‑200. Изготовление такого комплекса входит в условия контракта на строительство головного ледокола «Арктика». Разрабатываем учебники, программы, критерии оценки эффективности обучения, набираем преподавателей. Подготовку завершим до конца года, чтобы уже в январе принять первую группу слушателей.
— Кто попадет в эту группу?
— Мы займемся подготовкой первого экипажа «Атомфлота» для проведения ходовых испытаний ледокола «Арктика», это будут специалисты с опытом работы на атомных ледоколах.
Дальше центр будет работать по трем направлениям. Первое — повышение квалификации опытных ледокольщиков, чтобы они могли перейти на ЛК‑60. Второе — подготовка молодых специалистов из числа курсантов морских учебных заведений России. Третье — работа со студентами политехнических вузов. Я говорю о будущих специалистах в области радиационной безопасности и физиках-ядерщиках, которые будут обеспечивать безопасную эксплуатацию реактора. В нашем центре их не только обучат, но и «оморячат» — проведут курс начальной подготовки по выживанию на море: первая медицинская помощь, индивидуальные и коллективные спасательные средства, тушение пожара на судне, охрана и т. д. Плюс морская терминология.
— За чей счет будет проводиться обучение?
— Все финансирует «Атомфлот».
— Сколько человек планируется обучить?
— В общей сложности через наш центр будет проходить 200–330 человек ежегодно. Кроме того, центр будет проводить ежегодную предрейсовую подготовку членов экипажа — для отработки действий в чрезвычайных ситуациях. Это еще 140 человек в год.
— Центр займется подготовкой моряков для ледокола следующего поколения, проекта «Лидер»?
— Этот вопрос еще не обсуждался.
— Захотят ли выпускники «Макаровки» работать в Арктике?
— Думаю, да. Новые высокотехнологичные атомные суда — это престижно, это привлечет и специалистов с опытом, и молодежь.
Не стоит забывать об уровне социального обеспечения моряков ледоколов. Вот у российских моряков, работающих под иностранными флагами, могут появиться проблемы. Они получают зарплату не в России и не отчисляют средства в наш пенсионный фонд.
Многое, конечно, зависит от условий, которые предложит «Атомфлот». Но о большой разнице в зарплате на наших и западных судах говорить приходится все меньше. Например, в 2018 году «Атомфлот» увеличил стартовую зарплату для выпускников «Макаровки». Минимум — 100 тыс. рублей. Вполне конкурентоспособные деньги по сравнению с предложением иностранных работодателей. Раньше такого не было, поэтому наши ребята и уходили в другие компании. Теперь проблема почти решена.
— Может, кто-то испугается сурового климата?
— Петербург — не южный город. За пять лет обучения курсанты привыкают к разным погодным явлениям, не всегда комфортным. Большая часть структур вуза и филиалов университета находится в северных городах — Петербурге, Архангельске, Петрозаводске, Мурманске. Ребята, которые там учатся, к суровым условиям привыкли. Мы даже шутим, что для них Арктика — естественная среда обитания.
Конечно, есть специфика — полярная ночь, мало солнца, повышенная вибрация за счет работы во льдах. Но посмотрите с другой стороны. Где еще выпускник сможет поработать на таком уникальном судне? Капитанов атомных ледоколов в мире меньше, чем космонавтов. Стать старшим механиком или капитаном нового атомного ледокола — предел мечтаний для большинства моряков.
— Как изменились требования к подготовке моряков для атомных ледоколов в последние годы?
— И российские, и международные регуляторы высоко поднимают планку для членов экипажей морских судов. Например, наши атомные ледоколы участвуют в формировании караванов судов под разными флагами. Отсюда требование — свободное владение английским языком. В советское время качество обучения курсантов английскому оставляло желать лучшего. Слово icebreaker, «ледокол», первокурсник произносил как «икибрики», на третьем курсе его произношение эволюционировало до «ихебриаке» и только к пятому курсу становилось похожим на правильное. Преподаватели смотрели на все это сквозь пальцы. Тогда атомные ледоколы занимались проводкой лишь отечественных судов, иностранный язык экипажу не требовался. Сейчас ситуация изменилась, и третьекурсники уже должны говорить по-английски без запинки.