Ядерная синусоида России и Америки

Сергей Лесков
Член Союза писателей России, обозреватель Общественного телевидения России, лауреат Государственной премии РФ


Закончился август — особенный месяц для ядерной эпохи. В августе 1949 года была испытана первая советская атомная бомба. В августе 1953 года — первая водородная. В августе 1945 года США бомбили Хиросиму и Нагасаки.
Угроза взаимного уничтожения изменила политику двух супердержав, создав феномен холодной войны. Автор культового романа «1984» Джордж Оруэлл, придумавший этот термин, называл так «бесконечное продление мира, который не есть мир. Особенно выпукло это проявляется во встречах лидеров двух крупнейших ядерных держав — США и СССР, потом России.
При Александре II Америку в России рассматривали как страну с наиболее эффективной, быстро растущей экономикой. Так же думали большевики, призвав к американизации промышленности СССР. Наряду с лозунгом «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» был расхож лозунг «Коммунизм — это советская власть плюс фордизация». Как ни парадоксально, советским людям Америка казалась самой близкой страной. Эффективность там была, не хватало только советской власти. Гораздо ближе Европы, где не было ни эффективности, ни советской власти. По США колесили Эйзенштейн, Маяковский, Ильф и Петров…Думаю, без «фордизации» и индустриализации не было бы советской атомной бомбы.
Кстати, до Сталина и Рузвельта лидеры наших стран не встречались. Потребность в более тесном общении на высшем уровне появилась одновременно с разработкой в СССР атомной бомбы. Руководителям Советского Союза стало казаться, что и другие американские достижения нам по плечу, родился знаменитый лозунг хрущевской эпохи «Догнать и перегнать Америку!». Из недосягаемого лидера Америка превратилась в конкурента. Отсюда решение приподнять железный занавес, чтобы советские люди рассмотрели, кого они скоро и неминуемо обгонят.
В 1955 году в Женеве встретились Хрущев и Эйзенхауэр, после чего в СССР стал выходить журнал «Америка». Была поставлена опера Гершвина «Порги и Бесс». В «Лужниках» провели матч легкоатлетов СССР — США. На улице Горького открылся «Коктейль-холл», вышло собрание сочинений Хемингуэя, который завоевал умы целого поколения советских людей. Оттепель — в значительной степени следствие ядерного паритета.
В 1959 году в «Сокольниках» прошла американская выставка, на которую приехал вице-президент (и будущий президент) Ричард Никсон. Упор сделали на быте. Вера советских лидеров в свой народ, который не сомневается в преимуществах строя, была столь сильной, что идеологической угрозы в демонстрации посудомоечных комбайнов и микроволновок, которые были недоступны даже отечественной элите, а также в раздаче пепси-колы, не усмотрели. Расчет оказался верным. Диссиденты появлялись в СССР не из-за газонокосилок.
Выставка в «Сокольниках» интересна еще и первым неформальным общением лидеров двух стран. Споры Хрущева и Никсона вошли в историю как «Кухонные дебаты». Хрущев язвил: не изобрели ли в Америке машину, которая разжевывает пищу? Никсон предложил конкурировать в кухонных комбайнах, а не в ракетах. И заявил, что советские люди лишены свободы. Хрущев на следующий день выловил из Москвы-реки дюжих купальщиков в плавках и припер Никсона к стенке: «Эти люди похожи на рабов коммунизма?»
В 1959 году состоялся визит Хрущева в США. Советский лидер хотел внушить американцам, что СССР и США стали равновеликими силами. «Есть только две могущественные страны — СССР и США. Вы должны понять, что мы — это всерьез и надолго, — заявил он, сойдя с трапа самолета. — Капитализм обречен. Нравится вам или нет, мы вас закопаем. История на нашей стороне».
При этом Хрущев постоянно говорил о мирном сосуществовании и ограничении вооружений, а также о запрете ядерных испытаний. Но понимания не находил. Он искренне верил в победу коммунизма и не считал нужным это скрывать. Политики же в США питали равнодушие к марксизму, поскольку видели технологическое и экономическое преимущество своей страны. Общий язык найти не удалось, никаких соглашений, несмотря на весь, как сказали бы сейчас, «хайп» вокруг визита, не подписали.
Потом был Карибский кризис и 10-летие безумной ядерной гонки, когда в СССР и США были накоплены ядерные арсеналы, способные несколько раз уничтожить планету. (Нынешний американский президент Трамп признал, что наши страны, несмотря на несколько этапов разоружения, сосредоточили более 90% мощности мирового ядерного арсенала.) Лишь в 1973 году состоялся визит Брежнева в США, в ходе которого он объявил об окончании холодной войны. Верил ли генсек в то, что говорил, неизвестно, но американские политики недоумевали и пытались найти в его словах тайный смысл и западню.


«ПРЕЗИДЕНТ ТРАМП ПРИЗНАЛ, ЧТО НАШИ СТРАНЫ, НЕСМОТРЯ НА НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ РАЗОРУЖЕНИЯ, СОСРЕДОТОЧИЛИ БОЛЕЕ 90% МОЩНОСТИ ЯДЕРНЫХ АРСЕНАЛОВ МИРА»


Визит запомнился ярким эпизодом. Никсон подарил Брежневу «Линкольн Континенталь». Генсек мигом прыгнул в лимузин, втащил за собой ошарашенного президента и дал по газам. На незнакомых улицах американской столицы главный коммунист планеты с трясущимся пассажиром, которым был главным капиталистом, закладывал крутые виражи и закончил гонку профессиональным разворотом у джипа охранников. Госсекретарь Киссинджер сказал: «Брежнев — слабый политик, но великий водитель».
Лихое ралли имело и символический смысл. Впервые за десятилетия конфронтации лидеры СССР и США оказались не только в одной машине, но и в одной лодке. И Брежнев искал возможности для улучшения отношений с Западом, и пребывавшие в глубоком кризисе после войны во Вьетнаме руководители США не жаждали нового витка гонки вооружений. Итогом визита стало Соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1974 году Брежнев и Никсон договорились об ограничении подземных ядерных испытаний. В 1975-м подписано Хельсинское соглашение о безопасности и сотрудничестве в Европе, а в 1979-м — Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2).
ОСВ-2 Брежнев подписал уже с президентом Картером. В нашей делегации спорили, будут ли лидеры целоваться. Громыко говорил — будут, Устинов — нет. Но президент США нарушил монополию Брежнева на лобызания и первым распахнул объятия. Потом Брежнев спрашивал у советников, стоило ли целоваться с американцем.
После визита Брежнева МОК принял решение о проведении Олимпиады 1980 года в Москве — впервые в социалистической стране. 1975 год — совместный космический полет нашего «Союза» и американского «Аполлона». Был снят фильм «Синяя птица» с Элизабет Тейлор, Джейн Фондой, Маргаритой Тереховой и Георгием Вициным. В СССР построили завод для производства пепси-колы, которая прежде считалась идеологически враждебным напитком. Взамен PepsiCo получила права на эксклюзивную дистрибуцию водки «Столичная» в США.
Да, было время, когда каждая встреча лидеров наших стран приводила к большим переменам. С середины 1980-х, когда померкли идеи коммунизма, визиты эти стали регулярными и обыденными. Но эскапады и перфомансы ушли в прошлое.
Часто спрашивают: возобновилась ли холодная война между Россией и США? Или не прекращалась? Думаю, история отношений двух великих стран — бесконечная синусоида. Отмечена закономерность: в периоды, когда в России начинались реформы (Александр II, Хрущев, Горбачев) Россия сближалась с Америкой. Но когда объективно востребованной оказывалась стабилизация, в отношениях России с Америкой, вне зависимости от воли лидеров, возникала напряженность.
 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: