«Солнце в России оказалось не менее горячим, чем в Бангладеш»
В этом году участником медиапотока форума «Форсаж» стал студент МИФИ из Бангладеш Хамидул Хак. Он приехал в Россию учиться в магистратуре, потом надеется устроиться работать на АЭС «Руппур». Его пригласили в медиапоток «Форсажа» для съемки роликов о жизни лагеря. О своих впечатлениях от форума и о том, легко ли ему жить и учиться в России, Хамидул Хак рассказал в интервью нашей газете.
Текст: Анастасия Барей Фото: «Страна Росатом», из личного архива Хамидула Хака
— Расскажи, как ты попал в МИФИ.
— Четыре года назад, когда уже шло строительство АЭС «Руппур», МИФИ пригласил на учебу 10 человек из Бангладеш, предложил стипендию. В это время я учился в Даккском университете и мечтал о магистратуре за границей. Решил не упускать возможность, сдал письменные экзамены по физике и математике. Когда узнал, что прошел отбор в МИФИ, начал учить русский в Российском центре науки и культуры в Дакке. Со мной занимались две девушки. Я говорил фразу на бенгальском, одна девушка переводила ее на русский, а вторая — обратно на бенгальский, потом мы менялись — так и тренировались. Преподаватели рассказывали о том, что нам пригодится в России. Например, я запомнил, что при пожаре нужно звонить 01. Еще посоветовали смотреть российские фильмы. Больше всего я полюбил ваше военное кино. К сожалению, уже не вспомню названий.
— Что больше всего запомнилось на «Форсаже»?
— Трудно что-то выделить, каждый день на появлялись новые лекторы и новые темы для съемок. Делать видеоролики о жизни лагеря стало для меня вызовом, ведь раньше я лишь немного снимал на свою экшен-камеру. Яркие впечатления остались от жизни в палаточном лагере, это был мой первый подобный опыт. Днем очень жарко, а ночью холодно — будто находишься в пустыне, а не в лесу. Мне даже приходилось прятаться от солнечных лучей под зонтом. Солнце в России оказалось не менее горячим, чем в Бангладеш. Рассказывал потом о «Форсаже» друзьям, и они по-хорошему завидовали мне.
— Какими были первые впечатления от России, когда ты приехал сюда четыре года назад?
— Как сейчас помню: наша группа прилетела в Москву 9 сентября. Из Домодедова нас повезли в Обнинск на машине — за окном мелькали поля, березы, сосны, все как в ваших фильмах. Сначала мне было сложно говорить на русском, к тому моменту я изучал язык всего два месяца. Но через год уже мог свободно общаться. Сейчас нашу группу перевели учиться в Москву, но в Обнинске у меня осталось много друзей. Запомнил, как мы отмечали с ребятами Новый год — пошли ночью смотреть салют. Меня удивило, что в России в этот день гуляют после полуночи, да еще с таким масштабом. В нашей стране празднования заканчиваются до заката.
— Удалось побывать на атомных объектах Обнинска?
— Да, нас водили на экскурсию на первую в мире АЭС. Я даже написал статью о визите на станцию в известную газету Дакки. Это был мой первый журналистский материал, и с тех пор я пишу постоянно. Шучу, что, если вдруг не получится стать атомщиком, смогу быть журналистом. Скоро я вернусь в Обнинск — на годовую практику в ФЭИ. После хочу изучать эксплуатацию АЭС. Нам дают возможность практиковаться на станции в Нововоронеже и в других российских атомных городах.
— Мне вообще нравится Россия, и в том числе Москва. В столице я живу в общежитии вместе с ребятами из Бангладеш (сейчас в МИФИ учится уже 60 бангладешцев. — «СР»). Мы все общаемся и, конечно, дружим со студентами из других стран. Практически каждый месяц у кого-то день рождения — отмечаем обязательно. Я всегда стараюсь помогать друзьям. Ситуации разные возникают — кто-то потерял паспорт, кому-то нужно оформить банковскую карту или купить что-то онлайн. У меня обычно не бывает проблем, зато решаю чужие. (Смеется.) Полюбил Борисовские пруды — ходим туда с друзьями, жарим шашлыки, плаваем на надувной лодке, которую я купил в России. Люблю Измайлово. Мне кажется, Москва — это вообще город парков. Что удивило в столице? Например, я до сих пор не понимаю, как пролегают пути между станциями метро «Марьино» и «Борисово». На карте Москвы показано, что рельсы проходят через реку. Неужели метро проложено под водой?
«Я НИКОГДА НЕ ПРОПУСКАЮ ЗАНЯТИЯ, ДАЖЕ ПО БОЛЕЗНИ. БЫВАЛО, ЗИМОЙ НА ПЕРВУЮ ЛЕКЦИЮ В 8:30 ПРИХОДИЛИ ТОЛЬКО Я И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»
— Привык к холодной зиме? А к местной еде?
— Мы с друзьями готовим национальные блюда. Больше всего я люблю плов с бангладешскими специями. Правда, мы не добавляем в такой плов морковь. Морковь — для салатов, а для плова — это ужас! Если нет времени на бенгальскую кухню, я делаю что-то из русской. Например, гречку с мясом или омлет. Серьезно, на наши блюда нужно тратить как минимум час, а то и больше. Помню, как-то готовил в компании российских друзей, и они ждали меня два с половиной часа. Потому и получается вкусно, что готовится долго. Русские зимы переношу нормально. Даже учился кататься на коньках, ездил по замерзшей реке на снегоходе.
— Сложно ли учиться в другой стране, на чужом языке?
— Учиться в МИФИ вообще непросто. От нашей группы из 10 студентов сейчас осталось пять человек — остальных отчислили. Но если делать все вовремя и не отвлекаться, сложностей не будет. Мой средний бал 4,5. Хочу получить красный диплом. Я никогда не пропускаю занятия, даже по болезни. Бывало, зимой на первую лекцию в 8:30 приходили только я и преподаватель.
— После учебы ты планируешь работать на АЭС «Руппур»? Не скучно будет в небольшом городе, вдали от столицы, после нескольких лет жизни в таком мегаполисе, как Москва?
— Хотелось бы найти работу на «Руппуре». Но я пока не загадываю так далеко. Думаю, все будет хорошо. Мне никогда не бывает скучно, я везде нахожу себе друзей.