Инженеры без «доводки»
В НИЯУ «МИФИ» создается Институт физико-технических интеллектуальных систем (ИФТИС). Инициатор открытия — ВНИИА им. Духова. О том, почему было решено перестроить систему подготовки инженеров для атомной отрасли, рассказывает первый заместитель научного руководителя ВНИИА, профессор Юрий Бармаков.
Текст: Светлана Зайцева / Фото: МИФИ
— Все работодатели заинтересованы в молодых квалифицированных кадрах, но далеко не все создают для этого институты. Почему во ВНИИА решили пойти по этому пути?
— Начну издалека. По статистике, средняя текучесть кадров на стабильных предприятиях составляет 5–7 % в год. Во ВНИИА работает 6 тыс. человек, мы фиксируем отток около 350 сотрудников в год. Это нормальный процесс — люди увольняются, выходят на пенсию. При этом институт у нас довольно «молодой», средний возраст сотрудников — 43 года. Ежегодно к нам на инженерные специальности поступают 80–90 выпускников технических вузов. Так, с 2011 по 2015 год в подразделения главного конструктора приняли 350 выпускников по 111 специальностям из 50 вузов.
— Что вы можете сказать об этих молодых специалистах?
— Как правило, у них нет базовых знаний, необходимых инженерам-разработчикам. Не говоря уже о практике, которая в институтах часто примитивна — студенты без дела болтаются на предприятии, где не планируют после работать. Я, например, будучи студентом-физиком, проходил практику на шарикоподшипниковом заводе. На шлифовальном станке. И главным достижением своей стажировки считаю то, что не пострадал физически. Профанация, а не практика.
Работодателю нужно два-четыре года доводить молодого специалиста до уровня инженера-разработчика, способного к самостоятельной работе. Мы пытались упорядочить процесс при помощи наставничества. Но это не особо ускоряет получение компетенций.
Нам нужны инженеры, которых не надо переучивать. Мы долго думали, как быть, изучали и советский опыт.
Еще в 1950-е годы академики, основавшие Московский физтех, считали, что студента в процессе обучения нужно закреплять за работодателем. В таком случае годы адаптации приходятся на институт. А когда специалист получает диплом, он уже готов к работе на предприятии. Такую систему мы и решили взять на вооружение. Она называется дуальной, когда теоретическая часть подготовки проходит в образовательной организации, а практическая — на будущем рабочем месте.
С 2014 года мы реализуем этот принцип. При поддержке ректората в МИФИ были созданы три базовые кафедры — автоматики, прикладной ядерной физики, конструирования приборов и установок. Руководителями кафедр стали наши ведущие
ученые. Модернизировали образовательные программы, ввели новые дисциплины и обязательную еженедельную стажировку в подразделениях предприятия, где пред-
полагается трудоустройство.
Чтобы скоординировать развитие наших базовых кафедр, ректор Михаил Стриханов
по нашей просьбе объединяет их в ИФТИС, который станет девятым институтом МИФИ.
— На кого можно выучиться в ИФТИС?
— Наши кафедры готовят схемотехников, системотехников и конструкторов по трем специальностям, чтобы обеспечить комплектование более 80 % штата научно исследовательских и конструкторских подразделений, входящих в структуру главного конструктора. В ближайший год-два мы разработаем и введем образовательные программы для технологов и инженеров-программистов, всегда участвующих в разработке и производстве ядерных и киберфизических систем. Сконцентрируем в ИФТИС подготовку большинства инженеров для института.
«СРЕДНЯЯ ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ НА СТАБИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СОСТАВЛЯЕТ 5–7% В ГОД. ВО ВНИИА РАБОТАЕТ 6 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, МЫ ФИКСИРУЕМ ОТТОК ОКОЛО 350 СОТРУДНИКОВ В ГОД. ЭТО НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — ЛЮДИ УВОЛЬНЯЮТСЯ, ВЫХОДЯТ НА ПЕНСИЮ»
— Что такое киберфизические системы?
— Эти системы объединяют встроенные сенсорные элементы, исполнительные устройства и средства интеллектуальной обработки данных, что обеспечивает возможность автономного самоуправления и самообучения. Такие устройства серийно производятся во ВНИИА. К ним относится, например, АСУ ТП для АЭС. В ближайшие десятилетия киберфиические устройства станут основой всей высокотехнологичной аппаратуры.
— Расскажите о практической части дуального обучения на ваших кафедрах.
— О еженедельной стажировке в подразделениях ВНИИА я уже говорил — студенты проходят ее с четвертого курса бакалавриата и до окончания магистратуры.
На четвертом курсе у них один полный рабочий день в неделю, в магистратуре — два-три
дня. Стажировка оплачивается, заключается трудовой договор. Летом, работая полную рабочую неделю, студенты могут получать по 25–30 тыс. рублей в месяц. На первом
курсе магистратуры студенты, решившие продолжать стажировку, подписывают соглашение, по которому обязуются отработать у нас три года после института. Отказываются единицы.
— Что если студент подписал соглашение, а потом передумал?
— Он должен компенсировать затраты института на оплату его стажировки.
Но за несколько лет передумавших было всего двое. Большинство понимает, что
ВНИИА — лучший вариант трудоустройства. У нас интересно и зарплата хорошая.
— Сколько зарабатывает молодой специалист во ВНИИА?
— Молодые специалисты «с улицы» могут рассчитывать на стартовую зарплату 55–60 тыс. рублей. Если выпускник прошел полноценную стажировку, он быстро подтверждает квалификацию и получает 70–80 тыс., а то и больше. Средняя зарплата в институте составляет 110 тыс. рублей.
«КАК ПРАВИЛО, АГИТАЦИЕЙ ЗАНИМАЮТСЯ НАШИ СТУДЕНТЫ, ИНОГДА НЕСТАНДАРТНО. ОДИН СТУДЕНТ ОСТАНОВИЛ АБИТУРИЕНТА, ПОДХОДЯЩЕГО К ГЛАВНОМУ КОРПУСУ МИФИ, И СТАЛ ОБЪЯСНЯТЬ, ПОЧЕМУ КАФЕДРЫ ВНИИА ЛУЧШЕ ВСЕХ. УБЕДИЛ — ПАРЕНЬ УЧИТСЯ У НАС»
— Вернемся к ИФТИС. Сколько будет мест для поступления в первый год работы?
— В 2019 году мы рассчитываем принять около 60 человек. Столько же магистров и специалистов выпустили три наши кафедры в 2017 году. В дальнейшем планируем ввести новые специальности и в 2021 году взять 70 человек. На должности инженеров ВНИИА рассматривает только магистров, бакалавров мы готовы принять лишь как рабочих.
— Как будете выстраивать приемную кампанию?
— Обдумываем этот вопрос. До сих пор обходились обычной агитацией — дарили школьникам и студентам рюкзаки и футболки с эмблемой ВНИИА, рассказывали о преимуществах учебы на наших кафедрах. Как правило, этим занимаются наши студенты, иногда нестандартно. Так, один студент остановил абитуриента, подходящего к главному корпусу МИФИ, и стал объяснять, почему кафедрыВНИИА лучше всех. Убедил —
парень учится у нас.
Между институтами нарастает конкурентная борьба за абитуриентов. Не все из них понимают, куда хотят поступить. Надо сделать так, чтобы выбор был в нашу пользу. Это маркетинг чистой воды.
— Каким вы видите развитие ИФТИС в долгосрочной перспективе?
— Проблемы с выпускниками-инженерами, о которых я говорил вначале, есть практически у всех больших предприятий, в том числе и атомной отрасли.
Весной мы подписали соглашение с атомными предприятиями Москвы и области — НИКИЭТ, СНИИП, НПО «Луч», ТРИНИТИ, «Элероном», «Красной Звездой», НИИТФА и РАСУ. Будем вместе развивать дуальное образование на базе нашего института. Думаю, что в 2024–2025 годы ИФТИС будет выпускать по 120–150 магистров. ВНИИА понадобится примерно половина из них. Остальных примут другие предприятия.