Между «страшно» и «любопытно»
Вячеслав Дубынин
Доктор биологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова
Изменения сопровождают нас повсюду. Эволюция учла этот факт и сориентировала мозг на восприятие и анализ нового: как находить еду, спасаться от хищников, защищаться от жары или холода. Более того, мозг радуется новому, на химическом уровне эта реакция приводит к выбросу дофамина. Познание мира сопровождается положительными эмоциями.
Но если так, почему мы часто испытываем стресс и страх, когда нам приходится выходить из зоны комфорта, сталкиваться с чем-то новым? Дело в том, что на биологическую основу поведения накладывается множество индивидуальных факторов, которые влияют на восприятие изменений.
В мозге человека работают десятки биологически заданных программ и центров, с которыми связаны потребности в еде, сне, размножении, комфорте и т.д. Эти центры часто конкурируют друг с другом. Так, центр любопытства соревнуется с центром безопасности. Это хорошо иллюстрирует лабораторный эксперимент. Крысу помещают в Х-образный лабиринт, который освещен только наполовину. Сначала она убегает в темный коридор, где явно безопаснее. Но там быстро становится скучно, и крыса начинает осваивать светлые участки. В какой-то момент ей снова становится страшно, тревожно, она возвращается в темный отсек, чтобы передохнуть, набраться смелости. Потом опять исследует — и так по кругу.
Поиск баланса между «любопытно, интересно» и «страшно, тревожно» происходит и в мозге человека. У кого-то преобладает потребность в безопасности, у кого-то — стремление к новизне. Здесь многое зависит от врожденных особенностей, устройства нервной системы.
Когда изменения вызывают только положительные эмоции, работает дофамин. И тогда вы вместе со своим коллективом, семьей, страной, миром двигаетесь к светлому будущему. Это идеальный вариант. Но часто первая реакция негативна, вы испытываете страх и дискомфорт, пытаетесь сохранить статускво: «Зачем меняться, если и так было хорошо?»
Далее возможны два сценария. Вы постепенно поймете суть и смысл новых событий, адаптируетесь, извлечете полезный, развивающий опыт, что в конечном итоге приведет к позитивному результату и хорошему эмоциональному состоянию. К примеру, друг уговаривает вас прокатиться на американской горке. Вы очень боитесь, но все же соглашаетесь. Потом 20 секунд ужаса, и наступает ощущение эйфории, восторга, вы испытываете прилив энергии и уверенность в своих силах. Кстати, в этой ситуации в мозге (кроме дофамина) действует еще и норадреналин, который вырабатывается во время стресса. И этот позитивный стресс, ощущение победы и преодоления могут потом долго влиять на ваше мировосприятие и самооценку, вы с гордостью вспоминаете тот спуск, рассказываете знакомым и т.д.
Второй вариант: отрицательные эмоции сохраняются, а стресс не ослабевает и перерастает в хроническую форму. Вас ничто не радует, привычные обязанности и дела вызывают апатию или даже отвращение, постепенно истощаются психологические ресурсы, наступает эмоциональное выгорание. Если ситуация не меняется, к реакциям мозга присоединяются реакции эндокринной, иммунной, а затем и сердечно-сосудистой систем, могут обостриться хронические заболевания. Организм буквально кричит вам, что пора вспомнить о себе, о личном комфорте.
Можно ли повысить адаптивность, научиться принимать изменения без лишнего стресса, сохранять эффективность в работе? Или даже развить способность получать удовольствие, генерировать дофамин? Есть несколько приемов, которые помогут не поддаться на уловки слишком ленивого или избыточно тревожного мозга.