AtomSkills в цифре
Отгремел отраслевой чемпионат профмастерства AtomSkills‑2018. Участники реанимировали манекен, совершали кульбиты на грузовике, делали из композитов подводные беспилотники. Хлеба и зрелищ хватало, но в этом году особенно удивили представители цифровых компетенций. Зачем программистам нужны навыки хакеров и почему именно сотрудники компаний чаще всего виноваты в утечке информации, корреспондент «СР» узнала, побывав на последнем дне чемпионата.
Текст: Анастасия Филиппова / Фото: Академия «Росатома»
Участники и эксперты собирались на площадке Екатеринбург-ЭКСПО с восьми утра. Когда стартовали соревнования, поначалу казалось, что в этом году AtomSkills проходит непривычно спокойно. Но позже выяснилось, что просто павильонов теперь два — «тихий» и «шумный» (в предыдущие годы все компетенции умещались в одном павильоне). 456 специалистов соревновались в 27 компетенциях. В первом зале, «тихом», участники сосредоточенно работали за компьютерами, во втором — пилили, сверлили, варили.
AtomSkills в 2018 году добавил целый ряд новых компетенций, в том числе цифровых: «Анализ защищенности данных от внешних угроз», «Машинное обучение и большие данные», «Корпоративная защита от угроз внутренней информационной безопасности», «Программные решения для бизнеса».
В течение четырех конкурсных дней программисты разрабатывали базы данных, приложения и ботов, настраивали ПО, проводили машинное обучение на основе больших данных и т. д.
Атакуют хакеры
Работа службы информационной безопасности заключается не только в защите данных предприятия от несанкционированного доступа, но и в умении находить уязвимости операционных систем, сервисов и программ. Поэтому задание для участников компетенции «Анализ защищенности данных от внешних угроз» выбрали нестандартное: специалистам предстояло выступить в роли хакеров. Они должны были взломать виртуальную корпоративную сеть лаборатории: найти заранее заложенные уязвимости и получить над ней полный контроль.
Кстати, изначально хакерами называли просто талантливых программистов, которые исправляли коды в программах, основываясь на собственных нестандартных алгоритмах, и лишь с конца XX века появилось новое значение этого слова — компьютерный взломщик.
«ИТ-технологии стремительно развиваются, и допустить утечку информации мы не имеем права. От сохранности данных зависит репутация компании. Кроме того, если информация, скажем, об инновационных технологиях попадет в руки злоумышленников, то организация понесет финансовые потери, — пояснил главный эксперт компетенции, главный специалист специального научно-технического отдела АСЭ Роман Долгополов. — Соревновались семь команд, по два человека в каждой. Ребята должны были обнаружить 10 уязвимостей, в том числе по почтовому серверу, VPN, хранилищу данных. Все они показали нацеленность на результат. Даже когда мы закрыли лабораторный стенд, ко мне подошли несколько человек и попросили его включить. Настолько им было интересно, что захотелось поработать еще и в личное время, уже вне зачета».
Работали программисты и над устранением внутренних угроз, когда к потере конфиденциальных данных приводят действия самих сотрудников. Это может быть сделано намеренно или из-за халатности, незнания элементарных правил безопасности. C такими утечками боролись участники компетенции «Корпоративная защита от угроз внутренней информационной безопасности». «Мы должны были настроить систему класса DLP, предназначенную для защиты и контроля утечек информации, так, чтобы внутренний нарушитель, инсайдер, не мог направить данные за пределы организации, — рассказал администратор проектов по информационной безопасности «КОНСИСТ — Оператор Связи» Максим Марютенков. — Перекрывали возможные каналы утечек — через USB-устройства и веб-трафик, контролировали информационные потоки в компании, настраивали блокировки передачи корпоративной почты, контроль хранилища данных. Главная задача службы информационной безопасности — защита коммерческой тайны, ноу-хау, персональных данных сотрудников. Вообще большинство утечек связаны с неграмотностью пользователей, а не со злым умыслом. Чтобы этого избежать, нужно повышать осведомленность людей — проводить обучения по вопросам информационной безопасности, а также повсеместно внедрять системы по защите и контролю утечек».
Место под солнцем
Чтобы попасть на AtomSkills, программисты, сварщики, инженеры-конструкторы, лаборанты, водители, дефектоскописты и другие специалисты проходили в течение года жесткий отбор сначала на своих предприятиях, а затем в дивизионах. Но на главном отраслевом чемпионате было еще сложнее: задания жестче, время строго ограничено, а некоторые подробности испытаний становились известны только в день выполнения модуля.
Для специалистов оборудовали полноценные рабочие места с необходимым инвентарем, от сварочного аппарата до 3D-принтера. Дозиметристам ради победы пришлось в буквальном смысле рыть землю: одно из заданий — взять пробы почвы на анализ. Водители спецтранспорта филигранно объезжали препятствия на грузовике — чего стоит только змейка задним ходом в их исполнении. Специалисты по охране труда оказывали помощь пострадавшему при падении с высоты и поражении током, делали искусственное дыхание капризному манекену Антону. Почему капризному? Если его не реанимировать за 30 секунд, он «умрет».
В двух смежных компетенциях — «Технологии композитов» и «Изготовление изделий из полимерных материалов» — нужно было сделать из углепластиков корпус подводного беспилотника и медальон с логотипом соответственно. «Основное различие между этими компетенциями в том, что в первом случае используются несколько типов полимерных материалов, а во втором — один (термопласты), — объяснил участник компетенции «Технологии композитов», инженер-технолог первой категории ВНИИНМ Александр Пономаренко. — Кроме того, мы применяли технологию вакуумной диффузии, предназначенную для производства мелкосерийных изделий, а коллеги — литье под давлением, используемое в массовом производстве изделий с низкой себестоимостью».
Оценка экспертов
AtomSkills помогает определить реальный уровень сотрудников «Росатома», в чьих руках будущее отрасли, повысить престиж рабочих и инженерных профессий. Но не только. «AtomSkills обеспечивает устойчивое развитие отраслевого экспертного сообщества и центров компетенций, — отметила директор по персоналу «Росатома» Татьяна Терентьева. — Благодаря экспертам AtomSkills способствует ранней профориентации школьников, привлекает в отрасль одаренных студентов, подталкивает к созданию инновационных образовательных программ (эксперты разрабатывают программы не только для центров компетенций, но и для партнерских колледжей — «СР»)».
Всего в движение AtomSkills за три года вовлечены более 3000 человек, из них около 850 вошли в отраслевое экспертное сообщество. В «Росатоме» уже работают пять центров компетенций — по сварке, электронике, инженерной графике CAD, токарным и фрезерным работам на станках с ЧПУ. На AtomSkills обсудили создание еще 12. «Параллельно с подготовкой к чемпионату я вместе с коллегами работал над образовательной программой для центра компетенций по дозиметрии, — рассказывает главный эксперт компетенции «Дозиметрист», начальник смены отдела радиационной безопасности Курской АЭС Владимир Кузнецов. — Сегодня в отрасли ощущается нехватка квалифицированных дозиметристов. А ведь с нас все начинается и на нас все заканчивается. Каждый этап, от обследования стройплощадки до вывода атомного объекта из эксплуатации, проходит под нашим контролем. Специализированный центр может стать подспорьем в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов».
На чемпионате также были подписаны соглашения по развитию движения «Юниоры AtomSkills» в 11 городах присутствия «Росатома», включая Озерск, Снежинск, Железногорск, Глазов и другие. «Городские власти, предприятия и учебные заведения при нашей поддержке будут организовывать детские лагеря, где ребята смогут примерить на себя профессии AtomSkills, — рассказала гендиректор Академии «Росатома» Юлия Ужакина. — В прошлом году такая смена впервые прошла в Лесном на базе «Электрохимприбора» — больше 100 детей в течение недели соревновались в изготовлении робота-погрузчика. Все прошло настолько успешно, что этой практикой заинтересовались и другие регионы».