Труд крут: сколько можно заработать за лето в стройотрядах

Середина июля — старт студенческих строек в «Росатоме». Легко ли попасть в стройотряды, сколько можно заработать за лето, почему бетон на АЭС «Аккую» заливают по ночам и где интереснее работать — на Крайнем Севере или в Сосновом Бору, «СР» рассказали бойцы ССО.

Текст: Анастасия Филиппова / Фото: «Страна Росатом», ЛАЭС, «Маяк»

Всероссийскую студенческую стройку «Мирный атом» уже в четвертый раз проводят на «Маяке». Попасть туда стремятся студенты со всей страны, конкурс — два человека на место, из 1520 желающих взяли 702. Все претенденты прошли отбор сначала у себя в вузах, затем в региональных стройотрядовских штабах.

На церемонии открытия ВСС гендиректор «Маяка» Михаил Похлебаев пожелал студентам «по-хорошему тяжелой работы и приятной усталости». А гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев напомнил, что в этом году исполняется 10 лет стройотрядовскому движению в отрасли: «Все начиналось с одного отряда, 20 человек на стройке энергоблока № 2 Ростовской АЭС, а в 2018 году работают уже 1440 бойцов на 10 площадках, причем четыре из них — зарубежные».

Всероссийские студенческие стройки «Мирный атом», «Космодром Восточный», «Север», «Заполярье» — места сбора тысяч студентов. Молодежи в закрытом Озерске летом действительно очень много. Впрочем, не больше, чем в Циолковском, — в последние годы на космодроме «Восточный» проходит крупнейшая стройка страны, на которой работает около 1 тыс. стройотрядовцев.

Омут памяти

Бойцы съезжались в Озерск в течение 10 дней, грузились на автобусы на вокзалах Челябинска и Екатеринбурга, ехали к месту назначения, оформлялись на КПП, заселялись в общежития, проходили инструктаж. На работу — через пару дней после приезда, а до того — экскурсии по предприятию и городу.

Студенты помогают приводить в порядок территорию предприятия и города, участвуют в ремонте производственных помещений — на радиохимическом заводе, заводе химического производства, в ремонтно-строительном управлении и т.д. В конце сезона лучший отряд увезет домой знамя стройки. Будут и развлечения — фестиваль авторской песни, конкурс визиток, вечерние костры, песни под гитару. Один из стройотрядовских хитов — «Труд крут».

СЛОВАРЬ
ВСС — всероссийская студенческая стройка.
МСС — межрегиональная студенческая стройка.
ССО — студенческий строительный отряд.
МССО — международный студенческий строительный отряд.
Командир — руководитель отряда, отвечает за все.
Комиссар — заместитель командира, отвечает за идеологию и атмосферу в отряде. Организует досуг, спортивную и творческую активность.
Мастер — заместитель командира, отвечает за производственную деятельность отряда.
Бойцовка — форменная куртка. В Петербурге ее еще называют строевкой, а в Поволжье — целинкой. Цвет дифференцируется по регионам.
Целина — летний трудовой семестр.

У Николая Корсикова, выпускника Алтайского государственного медицинского университета по специальности «лечебное дело», за плечами пять стройотрядовских сезонов. Работал на ВСС «Бованенково» — на нефтегазоконденсатном месторождении на Ямале, на ВСС «Космодром Восточный» — сначала бойцом, потом медиком. «На Севере все 500 с лишним человек приходили ко мне лечиться, потому что я был единственным врачом», — вспоминает он. Последние два года Николай Корсиков — командир ВСС «Мирный атом», координирует работу студентов, он главное связующее звено между стройотрядами и «Маяком». До этого звания нужно «дослужиться». «Я прошел сложный отбор, кучу тренингов и собеседований. Дальше буду учиться в ординатуре и продолжу работать в стройотрядах», — делится планами молодой человек.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Геннадий Громяцкий
Эксперт отдела развития и оценки квалификаций, управление по развитию квалификаций и коммуникаций в строительном комплексе, ОЦКС «Росатома»

— В этом году мы сформировали новый МССО и впервые отправили студентов на АЭС «Аккую» в Турции: шесть человек из Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Москвы.
Повышенное внимание уделили охране труда и технике безопасности. Во-первых, все площадки проверили на готовность принять студенческие стройотряды. Во-вторых, сделали онлайн-курс «Безопасность на стройках атомной отрасли». В-третьих, организовали конкурсы агитплакатов, тестирование на знание правил охраны труда и техники безопасности, назначили наставников из числа инженерно-технического персонала и т. д.


Олег Андрияшкин учится в Воронежском государственном техническом университете по специальности «городское строительство и хозяйство». В трудовые семестры ездил на военный полигон в Острогожске обустраивать площадку для соревнований по управлению бронетанковой техникой, на строительство станции метро в Санкт-Петербурге. Сейчас Олег Андрияшкин командует ССО «Ударник» на «Маяке». «В 2017 году мы взяли знамя стройки на Нововоронежской АЭС-2, благодаря чему получили путевку в Озерск, — рассказывает он. — Тяжело ли в стройотряде? Непросто, хотя старшие товарищи с «Маяка» шутят, что мы выполняем здесь ландшафтные работы. Но вот в Питере даже инструментов не хватало, и мы их делали сами. В общежитии иногда не было ни света, ни воды. На «Маяке» — совсем другое дело, все условия и для работы, и для отдыха».

На атомных объектах студенты получают неплохие зарплаты — в среднем 70 тыс. рублей за полтора-два месяца. «Есть не только оклад, но и надбавки: за переработки, за закрытый город и т.д., — говорит Олег Андрияшкин. — Нам дают общежитие, транспорт до места работы, очень вкусное трехразовое питание». Зарабатывают стройотрядовцы на российских и зарубежных объектах примерно одинаково.

В Индии — «Тигр», в Турции — «Босфор»

Попасть на зарубежные стройки еще сложнее, чем на «Маяк». К конкурсу допускается только тот, кто отработал с ССО не меньше двух лет, учится востребованной атомной специальности и говорит по-английски, уровень не ниже Intermediate. В команду попадают преимущественно выпускники специалитета и магистратуры со средним баллом не ниже 4,3. В зачет идут и другие достижения: статьи, награды и проч.

За каждой зарубежной стройкой «Росатома» закреплен свой отряд. На индийской АЭС «Куданкулам» — «Тигр», на бангладешской «Руппур» — «Лотос», на турецкой «Аккую» — «Босфор». Особое место занимает Всебелорусская молодежная стройка «БелАЭС» — ни на одной площадке за рубежом нет такого большого десанта российских студентов.

Возрожденному стройотрядовскому движению в атомной отрасли исполняется 10 лет
Возрожденному стройотрядовскому движению в атомной отрасли исполняется 10 лет

Командир «Лотоса» Семен Глушенко учится по специальности «строительство уникальных зданий и сооружений» в Южно-Уральском государственном университете. «После первого курса, в 2014 году, мне захотелось больше узнать о строительстве. Увидел объявление о наборе в ССО, попал в отряд и втянулся. Люди на стройках разные, но в большинстве веселые, вдумчивые, мечтатели, — рассказывает он. — Больше всего запомнился «Маяк» и АЭС «Руппур». Трудиться бок о бок с бангладешцами интересно — они открытые, дружелюбные. Вообще работа в стройтрядах помогает преодолеть страхи, взглянуть на мир шире, стать более независимым. К чему сложнее всего было привыкнуть в Бангладеш? Пожалуй, к еде. Она специфическая, острая. И климат слишком влажный и жаркий. Но все это мелочи по сравнению с невероятным опытом, который пригодится в работе, — мне вот хотелось бы устроиться в АСЭ».

Геннадий Копылов окончил магистратуру по специальности «электротехника и электроэнергетика» Воронежского техуниверситета. Три лета подряд работал на Нововоронежской АЭС-2: монтировал трубопроводы, слаботочные системы оповещения, прокладывал оптоволокно и т. д. Весной 2017 года прошел отбор и попал в Бангладеш, куда впервые отправляли российских студентов. «Это был взрыв эмоций! Я оказался в удивительной стране, где меня впечатлило все — от климата до обычаев. Ну и конечно, был рад самой возможности участвовать в строительстве первой атомной станции в Бангладеш», — делится он. Сейчас Геннадий Копылов в Индии, он командир стройотряда «Тигр». «Климат здесь мягкий, перепад суточной температуры небольшой, — рассказывает наш собеседник. — Из неожиданного: световой день в Индии сейчас часа на три короче, чем в Москве».

Артем Кудряшов в этом году окончил Казанский архитектурно-строительный университет по специальности «инновационные технологии высокопрочных и высокофункциональных бетонов». Это лето он проводит в Турции — руководит «Босфором». «Стройка воспитывает характер — настоящая школа жизни. На первой «целине», на космодроме «Восточный» в 2014 году, было особенно трудно, зато наш отряд занял первое место по производственным показателям, — рассказывает Артем Кудряшов. — А еще я купил машину. Старенькая, зато своя. Я тогда заработал чуть больше 97 тыс. рублей за три месяца. В 2016 году ездил на Тяньваньскую АЭС, сейчас вот на «Аккую» — на площадке идет заливка фундамента. Так как днем температура поднимается выше 30 ̊С, бетонные работы ведут по ночам. Мы измеряем технические показатели смеси, температуру, плотность». Побывав в разных странах, волей-неволей сравниваешь их культуру, жителей и т.д. Артем Кудряшов говорит, что китайцев отличает доскональность и кропотливость, а турки очень гостеприимные — им важно, какое впечатление сложится от общения с ними.

Безопасность на высоте

Межрегиональная студенческая стройка «Мирный атом» проходит в этом году на Нововоронежской АЭС-2 и строящейся Ленинградской АЭС — работают 85 и 201 бойцов соответственно. Статус «межрегиональная» значит, что участвует в ней не менее пяти студенческих стройотрядов не менее чем из трех регионов России. Формат почти не отличается от всероссийской, но конкурс поменьше. Лучший отряд попадает на ВСС в следующем году вне конкурса.

На «Маяке» уже в четвертый раз проходит масштабная студенческая стройка
На «Маяке» уже в четвертый раз проходит масштабная студенческая стройка

Никита Компаниец окончил Томский государственный архитектурно-строительный университет по специальности «строительство уникальных объектов и сооружений». На ЛАЭС работает комиссаром стройки. «У меня было пять трудовых семестров, но особенно запомнился 2015 год, — рассказывает он. — Первый опыт работы комиссаром ССО на космодроме «Плесецк» в городе Мирном. Мы все тогда покрасили волосы в красный — цвет нашего отряда. Это было спонтанное решение. До конца семестра нас узнавали издалека».

Стройотрядовец отмечает высокий уровень охраны труда и безопасности на ЛАЭС: «Подготовка началась весной. Были лекции по технике безопасности и охране труда, конкурсы по культуре безопасности. Вообще на атомных объектах проводятся все инструктажи: рассказывают о правилах проживания и поведения в городе, дают первичный инструктаж перед входом на объект и на объекте, обучают перед допуском к определенным видам работ — на высоте, с электроинструментом. У всех есть средства индивидуальной защиты: робы, ботинки, каски, перчатки, респираторы, очки, дождевики и проч. На объектах строго контролируют соблюдение правил охраны труда и техники безопасности».

И песец, и лемминг

На Курской АЭС-2 и Ростовской АЭС тоже работают по два стройотряда. Николай Жежеря — командир ССО «Элемент» на курской площадке. Он учится по специальности «атомные станции: эксплуатация, проектирование и инжиниринг» в Уральском федеральном университете. В 2016 году был помощником прораба на Ленинградской АЭС, в 2017 году — разнорабочим на проекте «Ямал СПГ». «На Крайнем Севере жесткие погодные условия. Температура летом не поднималась выше +12 ̊С. Бывало резкое понижение температуры и сильный ветер, до 28 м/c, — вспоминает Николай Жежеря. — Зато видели песцов и леммингов летом, хотя при температуре 5–7 ̊С так себе лето, конечно. К ним, правда, нельзя было подходить: могли укусить и заразить бешенством».

Однако больше всего нашему собеседнику запомнился не Ямал, а строящаяся Ленинградская АЭС: «Я только окончил первый курс, узнать стройку изнутри было колоссальной возможностью. Мы работали на сварочном участке в производственно-техническом отделе, ответственном за реактор: контролировали сдачу сварочных швов, делали наряды-допуски. Студенту сложно во все вникнуть, но было невероятно интересно. Поразило также отношение к технике безопасности в «Росатоме» — очень строго».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: