Андрей Говердовский: «Нужно менять и менталитет, и направления деятельности»

Рост зарплат ученых и улучшение экономического положения институтов — важнейшие задачи Года науки в «Росатоме». ФЭИ первым в научном дивизионе защитил план финансового оздоровления. Об основных его пунктах рассказывает директор института Андрей Говердовский.

Текст: Кирилл Быстров / Фото: Сергей Стожилов

— Каково финансовое положение ФЭИ сегодня? Есть экономические проблемы?
— Нам не хватает денег на развитие, так как зарабатываем мы несколько меньше, чем вынуждены тратить. Часть серьезных проектов финансируется недостаточно — вывод из эксплуатации ядерных объектов, содержание инфраструктуры, попадающей под определение «ядерное наследие». Нет долгосрочных контрактов за периметром «Росатома», международное сотрудничество в экономическом смысле не так плодотворно, как могло бы быть. Все эти проблемы привели к тому, что у института сегодня довольно неустойчивое финансовое положение.
— Сколько времени понадобилось на подготовку плана, кто в ней участвовал?
— Подготовка заняла полгода. Это была уже вторая попытка, в первый раз план мы не отстояли. Новый вариант готовили с управляющей компанией — АО «Наука и инновации». Здорово, что на защиту руководство «Росатомa» приехало в ФЭИ. Мы сразу показали всем, что такое ФЭИ, что такое ядерное наследие, что такое современнейшие лаборатории и что такое молодежь с горящими глазами. Молодой и очень талантливый начальник смены комплекса критических стендов БФС Александр Жуков представил современную лабораторию мирового класса, а без пяти минут кандидат наук Татьяна Хромылева —уникальный нейтронный детектор, созданный несколькими дивизионами «Росатома» в рамках проекта «Фукусима».
План приняли. Подготовка его была довольно сложным процессом, нам пришлось многое изменить в своем представлении о жизни НИИ в госкорпорации и в понимании наших возможностей за ее пределами. Поэтому нас ждут серьезные изменения. Менять нужно и менталитет, и направления деятельности. Оставляя главные направления, в основном это «быстрая» тематика, мы переходим к проектам в таких областях, как ядерная медицина, экология, цифровизация научных исследований и технологических процессов. Для всего этого мы обладаем очень серьезными компетенциями.
— Расскажите об основных мероприятиях в рамках финансового оздоровления.
— Госкорпорации решила выделить довольно серьезную сумму для развития института, но предстоит оптимизация расходов. Нужно компактизировать площадку, увеличить эффективность использования основных фондов, реализовать непрофильные активы. Кроме того, план содержит серьезные мероприятия по открытию новых направлений работы, в том числе на международном уровне. У нас есть четкое понимание того, куда мы должны идти и чем должны заниматься, чтобы быть востребованными не только в отрасли, но и за ее пределами. Наше сотрудничество Японией, ряд проектов с Францией, Китаем, Кореей — эти связи способны вытащить институт из финансовых клещей.
— Кто отвечает за осуществление плана?
— Прежде всего директор ФЭИ и затем весь институт. Директор один, без коллектива, не справится. Но и без директора коллектив тоже ничего сделать не сможет. Все сотрудники понимают, что у нас есть перспективы, и при помощи госкорпорации эти перспективы станут реальностью. Мы будем раз в неделю проводить совещания, привлекая как можно больше людей — специалистов финансово-экономических служб, ученых — ведь от них многое зависит, именно они зарабатывают деньги. Предположительно раз в месяц будем отчитываться в управляющей компании. К 1 декабря нужно представить развернутый план действий на 2019 год.
— Перечислите основные плановые показатели. В какой срок их нужно выполнить?
— Два ключевых показателя — чтобы ФЭИ стал безубыточным к 2020 году, а зарплата сотрудников к 2022 году увеличилась примерно в два раза. Также планируем получать не меньше 5–5,5 млрд в год прибыли, рост в основном за счет заказов вне «Росатома». Финансовое оздоровление даст возможность работать в более комфортных условиях. Будет новое оборудование, новые рабочие места, отремонтируем помещения, здания, коммуникации, наведем порядок на территории. Хотим создать премиальный фонд — чтобы поощрять, мотивировать изобретателей.
— Финансовое оздоровление в Год науки стартует во всех институтах. Как вы думаете, почему первым стал ФЭИ?
— Причина абсолютно понятна: ФЭИ — крупная многопрофильная организация, работающая в разных областях ядерной науки и техники. Сегодняшние трудности ФЭИ отражают проблемы всего научного блока: у других организаций схожие с нашими проблемы в финансовой и организационной части. Мы всегда помогали, помогаем и будем помогать коллегам. Анализ нашего опыта, наработанного за последние полгода, позволит остальным гораздо легче и быстрее пройти эту сложную и важную процедуру.
 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: