Натянули канаты

Всего за 30 суток на первом блоке Белорусской АЭС справились с натяжением пучков арматурных канатов системы преднапряжения защитной оболочки (СПЗО) реакторного здания. Это новый рекорд.

Текст: Иван Моргунов / Фото: Валерия Титова

Предыдущий рекорд мы установили на втором блоке Нововоронежской АЭС‑2. Тогда благодаря ПСР-проекту на натяжение пучков арматурных канатов ушел 61 день вместо плановых 83, — ​рассказывает директор по строительству АЭС компании «СТС» Александр Ерохин. — ​Продолжительность работы на Белорусской АЭС сократили в два раза, изменив порядок обжатия внутренней защитной оболочки, оптимизировали процесс. Одним из усовершенствований было параллельное натяжение горизонтальных и вертикальных пучков. Подготовительный период длился примерно полтора месяца до начала натяжения и продолжался в период обжатия защитной оболочки».

Подготовка к формированию пучка из 55 арматурных канатов

Подготовка к формированию пучка из 55 арматурных канатов

Для натяжения пучков применялись гидравлические домкраты ДН‑55, аналогов которых в России нет. «Специально для Белорусской АЭС мы сделали домкраты с большим ходом поршня натяжения, тем самым сократили время на операцию по натяжению каждого отдельного арматурного пучка», — ​говорит Александр Ерохин.
 Подача в зону монтажа готового пучка

Подача в зону монтажа готового пучка

На гермооболочку натянуты 126 пучков, которые компенсируют растягивающие усилия, возникающие при избыточном давлении внутри гермообъема, во всех режимах работы реакторной установки. То есть в случае аварии с потерей теплоносителя эта пассивная система безопасности не даст разрушиться оболочке реакторного здания и поможет предотвратить распространение радиоактивных веществ. «Все просто: бетон не работает на растяжение — появляются трещины, но бетон работает на сжатие, — ​поясняет Александр Ерохин. — ​Во время аварии в гермообъем выделяется паровоздушная смесь, поднимается давление, появляются растягивающие усилия в бетоне. А СПЗО компенсирует их. Бетон постоянно находится в сжатом состоянии».
Начальник производственно¬технического отдела Оксана Горлова с коллегами

Начальник производственно-технического отдела Оксана Горлова с коллегами

Сейчас ведется монтаж защитных крышек и наносится огнезащита. Следующий этап — испытание внутренней защитной оболочки: в герметичном ограждении компрессорами создадут избыточное давление, 4,6 МПа (для сравнения: в колесе легкового автомобиля — 0,22 МПа). По датчикам, установленным в бетон, специалисты проанализируют, как себя ведет защитная оболочка, как работает СПЗО, появляются ли места с растягивающими усилиями и прочие параметры. К монтажу системы преднапряжения на втором блоке специалисты СТС приступят в начале июля.
 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: