От карандаша до планшета
Что многочисленные иностранные делегации делают на Нововоронежской АЭС‑2, как изменила жизнь строителей цифровая платформа управления жизненным циклом АЭС Multi-D и какие системы устанавливаются на блоках поколения III+, рассказывает руководитель дирекции по сооружению НВАЭС‑2, филиала «Атомэнергопроекта», Олег Бородин.
— К вам регулярно приезжают делегации из разных стран. В последнее время частые гости — представители Бангладеш. Это понятно, на АЭС «Руппур» будут построены блоки с ВВЭР‑1200, как и на НВАЭС‑2. Что больше всего интересует иностранцев?
— Представители разных стран действительно посе‑ щают нас с завидным посто‑ янством. Только в прошлом году было 20 делегаций — из Финляндии, Китая, Саудов‑ ской Аравии, Франции, Вен‑ грии, Германии, Индии, ЮАР, Бангладеш. В этом году бан‑ гладешцы были у нас уже че‑ тыре раза. Их интересует экс‑ плуатация первого блока и строительство второго, сро‑ ки, стоимость, качество работ, безопасность проекта. Они хо‑ тят узнать, какие технологии, оборудование и материалы используем, как обучаем пер‑ сонал и т. д. Руководители си‑ ловых ведомств Бангладеш изучили наш опыт по охра‑ не и защите АЭС. Специали‑ стов, которые будут работать на АЭС «Руппур» с АСУ ТП, по‑ разил срок службы нашей ав‑ томатизированной системы управления технологиче‑ скими процессами блока — 30 лет. Конечно, так долго си‑ стема сможет работать лишь при соответствующем обслу‑ живании. Были у нас и члены совета округа Пабна, где ве‑ дется строительство станции. Они впервые видели АЭС, вос‑ хищались масштабами.
— Есть ли различия между первым и вторым энергоблоками НВАЭС‑2?
— Это два брата-близнеца, два абсолютно типовых бло‑ ка. Только при строительстве первого Multi-D почти не ис‑ пользовалась, а на втором мы применяем ее с самого нача‑ ла — проектируем, управля‑ ем строительством, выдаем недельно-суточные задания, следим за их выполнением, ведем контроль и монито‑ ринг. Благодаря Multi-D со‑ кратили срок монтажа техно‑ логических систем.
— Зарубежные специалисты расспрашивают про цифровые технологии АСЭ?
— Конечно. Наши партнеры хотят видеть, как мы управ‑ ляем строительством. Цифро‑ вые технологии используются на всех объектах инжинирин‑ гового дивизиона. Начиная с технологии Multi-D при про‑ ектировании и монтаже и за‑ канчивая программой, в ко‑ торой ведется учет стоимости строительства и расходова‑ ния сметного лимита по про‑ екту. Цифровые технологии также используются в охра‑ не труда и в управлении пер‑ соналом.
— Опишите алгоритм использования Multi-D на стройке.
— Прежде всего, на этой платформе создается 3D-мо‑ дель АЭС, которая нужна для формирования недель‑ но-суточных заданий. Мы разрабатываем для строи‑ телей и монтажников пла‑ ны на сутки, неделю, месяц. Каждый день в режиме он‑ лайн собирается информа‑ ция о проделанной работе: ответственные руководители из подрядных организаций, имеющие доступ и право внесения изменений в 3D-мо‑ дель, добавляют с помощью планшетов сведения — на‑ пример, по монтажу техно‑ логических трубопроводов. Работу подрядчиков отсле‑ живают кураторы по направ‑ лениям от «Атомэнергопро‑ екта» и «Росэнергоатома». Мы понимаем, в какой точке находимся: где идем с опере‑ жением, где возможно отста‑ вание, риски, и продумыва‑ ем следующие шаги. И всю информацию может в любой момент посмотреть руковод‑ ство инжинирингового ди‑ визиона, «Росэнергоатома» и других структур «Росато‑ ма». Multi-D — это, во‑пер‑ вых, исключение ошибок, во‑вторых, контроль сроков и качества, в‑третьих, це‑ лостное управление строи‑ тельным комплексом.
«ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕРВОГО БЛОКА MULTI-D ПОЧТИ НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ, А НА ВТОРОМ МЫ ПРИМЕНЯЕМ ЕЕ С САМОГО НАЧАЛА — ПРОЕКТИРУЕМ, УПРАВЛЯЕМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ, ВЫДАЕМ НЕДЕЛЬНО-СУТОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ, СЛЕДИМ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ, ВЕДЕМ КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ»
— Как отнеслись подрядчики к тому, что им нужно работать по-другому: вносить данные в электронном виде, отчитываться в новом формате?
— Сначала была насторо‑ женность. Не все хотели при‑ нимать нововведения — при‑ выкли использовать линейку, ручку, карандаш. Но потом система электронного учета и выдачи заданий стала при‑ вычной частью работы. Все задействованные сотрудники прошли обучение и активно используют Multi-D.
— Как информацию, внесенную в Multi-D на этапе строительства, будут использовать при эксплуатации?
— По договору с «Росэнер‑ гоатомом» после заверше‑ ния строительства мы дол‑ жны предоставить 3D-модель энергоблока, включающую сведения о монтажных рабо‑ тах. Во время эксплуатации с помощью этой модели мож‑ но будет отслеживать состоя‑ ние всех систем станции в ре‑ жиме реального времени.
— Ввод в эксплуатацию блока № 2 запланирован на 2019 год. Что сейчас происходит на стройке?
— Мы закончили испы‑ тания и пролив актив‑ ных систем безопасности и перешли к пассивным. Смонтирован и передан в пу‑ сконаладку транспортный шлюз — одна из основных крупногабаритных и тяже‑ лых составляющих реактор‑ ного отделения. В этом году планируем подойти к этапу физического пуска.
— Я знаю, что на НВАЭС‑2 использовались новаторские для атомных строек решения и техника…
— НВАЭС‑2 — первая в Рос‑ сии атомная станция, где применили систему пассив‑ ного отвода тепла от актив‑ ной зоны реактора. Она сра‑ батывает, если отсутствует электроснабжение. На обоих блоках система преднапряже‑ ния защитной оболочки оте‑ чественная — до этого для российских АЭС приобретали зарубежные. СПЗО относит‑ ся к пассивным системам без‑ опасности, защищает здание реактора при аварии и пред‑ отвращает выход радиоак‑ тивных веществ в окружаю‑ щую среду. На втором блоке подрядчики смонтировали СПЗО в рекордные сроки — за 117 дней. Помогла ПСР. Для сравнения: на энерго‑ блоке № 4 Калининской АЭС монтаж французской систе‑ мы Freyssinet занял 143 дня.
Кроме того, впервые на НВАЭС‑2 использова‑ лись уникальные краны боль‑ шой грузоподъемности, что‑ бы максимально укрупнить блоки и ускорить монтаж тя‑ желовесного оборудования и строительных конструкций.
— Сколько вы на нововоронежской площадке и сколько у вас за плечами энергоблоков?
— Всего шесть. Я из Вол‑ годонска, работал на строи‑ тельстве четырех блоков Ростовской АЭС, параллель‑ но — на «Калинине‑4». В Но‑ воворонеже — последние пол‑ тора года. Площадка НВАЭС‑2 уникальная — здесь запустили первый в мире блок поколе‑ ния III+. Город со строитель‑ ством АЭС расцвел: обновля‑ ется коммунальное хозяйство, реализуются социальные про‑ екты, строится жилье. Нема‑ ловажную роль сыграли ин‑ вестиции, которые пришли вместе с проектом НВАЭС‑2.
Александр Вислогузов
Главный инженер дирекции по сооружению НВАЭС-2, филиала «Атомэнергопроекта»
— АЭС «Руппур» в Бангладеш почти на 100 % будет повто‑ рять Нововоронежскую АЭС‑2 — двухблочная станция с ре‑ акторами ВВЭР‑1200. АСУ ТП будет российского производ‑ ства. Чего не будет? Например, не будет теплофикационной установки, так как климат не предполагает отопления города-спутника. Делегации из Бангладеш интересуются системой Multi-D, ПСР-проектами. Им нравится системность, с которой мы подходим к строительно-монтажным работам, наше отноше‑ ние к безопасности и охране труда. Они рассчитывают, что в их стране все будет реализовываться так же, как и у нас.