Мыслить по-граждански
Каким станет ядерный оружейный комплекс России к 2040 году? Ответ на этот вопрос нужно искать уже сегодня, поэтому 2018-й должен стать годом будущего для отрасли, заявил на стратегической сессии директоров предприятий ЯОКа гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Сотрудникам, привыкшим работать только на гособоронзаказ, придется учиться мыслить рыночными категориями.
Уже понятны ключевые требования к производству в будущем: нужно снижать себестоимость основной продукции и «вдыхать рыночную экономику в деятельность ЯОКа», как сказал глава госкорпорации.
Принятая недавно госпрограмма вооружений позволит ядерному оружейному комплексу поддерживать стабильное состояние примерно до 2027 года, но она не предполагает увеличения объемов производства. Это значит, что при работе только на гособоронзаказ роста зарплат не будет, заявил Алексей Лихачев.
Один из важнейших инструментов для выхода на рынок — внедрение цифровых технологий производства. Например, к 2025 году все проектирование должно вестись на базе ИТ-платформ. При этом задач по наращиванию портфеля гражданских заказов никто не отменял. «Гражданская продукция требует иного подхода к работе», — подчеркнул Алексей Лихачев.
В общем, на стратегической сессии ЯОКа идея перемен в ядерном оружейном комплексе буквально витала в воздухе.
ИТ для себя и других
Снижение себестоимости продукции — одна из ключевых задач, стоящих перед предприятиями ЯОКа. Цифровизация должна этому помочь. Однако для внедрения цифровых технологий в оружейной отрасли нельзя просто взять ИТ-разработки иностранных компаний, как это сделали в АСЭ: цифровая платформа управления жизненным циклом АЭС Multi-D создана в партнерстве с западными фирмами.
Требования к защищенности программного обеспечения в ЯОКе гораздо выше: здесь необходимо полностью исключить вероятность утечки любых данных. А значит, предприятия этого дивизиона вынуждены отказаться от использования импортных программных продуктов. Еще одна причина, по которой импортозамещение необходимо, — западные санкции. Если будут введены очередные санкции, западные производители программного обеспечения будут вынуждены аннулировать лицензии на использование своего ПО, что может стать причиной остановки целых предприятий.
Разработка собственного программного обеспечения — это еще и возможность нарастить долю продукции гражданского назначения за счет выхода на рынок российского ПО. Однако работа в этой сфере — дело для ЯОКа непростое.
Валентин Костюков
Директор РФЯЦ-ВНИИЭФ
— Наш продукт «Цифровое предприятие 1.0» получил распространение не только на предприятиях ЯОКа, но и на производствах за пределами отрасли — оборонного комплекса и гражданских. Сейчас идет верификация «Цифрового предприятия 2.0». Тиражирование второй версии на предприятиях Татарстана — очередной этап развития нашей платформы.
Мы создаем отечественный цифровой продукт. При том понимании важности этой работы и поддержке, которую нам оказывают, я уверен, что мы получим хороший результат.
Пока отзывы на наш продукт разные. Одним нравится, другим нет. Наша задача сейчас — получить обратную связь, чтобы на основе собранной информации оперативно устранить недостатки.
«Мы (ЯОК. — «СР») — консервативная сфера, работающая на государство в рамках госбюджета, сейчас пытаемся войти в абсолютно инновационный сектор бизнеса, где колоссальные риски, где работают люди с совершенно другим мышлением, — признает сложность задачи заместитель директора РФЯЦ-ВНИИЭФ Олег Кривошеев. — Нам переход к новым условиям работы совершить очень тяжело. И дело тут не в деньгах, дело в нашем мышлении».
«Цифровой спецназ» укажет путь
Для успеха на рынке работникам ЯОКа придется учиться мыслить по-новому: быстрее узнавать запросы рынка и выпускать необходимую продукцию, отметил в своем выступлении и первый заместитель генерального директора, глава дирекции по ядерному оружейному комплексу «Росатома» Иван Каменских, выразив надежду, что сотрудники ЯОКа сумеют перенять опыт бывшего вице-президента компании ABBYY, а ныне советника гендиректора «Росатома» Екатерины Солнцевой и ее команды.
«У «Росатома» есть цифровые разработки, но нет цифровых продуктов за единичными исключениями», — заявила она, пояснив, что ПО для собственных нужд продуктом называться не может, так как в этом случае заказчик и разработчик — одно лицо. Продуктом цифровая разработка становится только тогда, когда удовлетворяет потребности участников рынка.
Екатерина Солнцева проанализировала информацию о цифровых разработках, которую передали предприятия отрасли. Сейчас «цифровой спецназ» разрабатывает черновой вариант стратегии создания ИТ-продуктов в «Росатоме». Он будет готов в апреле. А к ноябрю будет составлен более четкий план развития цифрового направления, которое должно существенно увеличить объем неядерной гражданской продукции госкорпорации.
По подсчетам Екатерины Солнцевой, к 2025 году доля от продажи ИТ-решений в доходах «Росатома» должна быть не менее 10 %, а экономический эффект от внедрения цифровых технологий в производство составит не менее 1 млрд долларов. Впрочем, опираться в своей работе она будет не только на «цифровой спецназ» — главным драйвером цифровизации должны стать совместные усилия всех предприятий отрасли.
«Продукт должен выходить на рынок за год, а не за пять-шесть лет»
Первый заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции по ядерному оружейному комплексу Иван Каменских рассказал «СР» о специфике увеличения доли гражданской продукции.
— На сессии много говорили о необходимости менять стиль мышления, особенно в работе по гражданским направлениям ЯОКа. Что вы под этим понимаете?
— Сейчас на наших предприятиях гражданская продукция производится довольно хаотично. Тут — одно, там — другое. Необходимо сбалансировать и структурировать это направление в интересах отрасли. Главная цель — сделать так, чтобы продукт выходил на рынок быстро, за год, а не за пятьшесть лет, как сегодня. Этого требует рынок. Если появился интерес — надо мгновенно реагировать. Для этого надо перестроить работу, по-другому взглянуть на ситуацию в отрасли.
— Как планируете достичь целевого показателя, который поставил президент России Владимир Путин, — к 2030 году 50 % выручки ЯОКа должны приносить гражданские продукты?
— Нужно базироваться на новых продуктах. Высококвалифицированные сотрудники должны четко понимать перспективы создания таких продуктов, чтобы сконцентрироваться на достижении поставленных целей. Мотивация должна быть такая: чем быстрее и качественнее я сделаю продукт, тем больше заработаю. Это совсем другое мышление по сравнению с тем, что мы сейчас имеем. Без него нам планы не выполнить.
— Недавно американские СМИ распространили информацию о том, что Россия превосходит США в области ядерного вооружения. Если это действительно так, может, и не нужна нам никакая цифровизация в ЯОКе? И без нее успех достигнут.
— Однажды у нас был научно-технический совет. И один из главных конструкторов, фамилию не буду называть, сказал: «Мы бесценны». Я ему ответил: «Да, мы бесценны. Вот только ресурсы у нас ограничены. Поэтому все имеет цену». Внедрение математического моделирования позволяет сократить объем натурных испытаний. Меньше делаем образцов, макетов — тем самым сокращаем расходы. Снижение расходов позволяет либо повысить заработную плату, либо провести техническое перевооружение.
Уходит время, когда ЯОК жил по принципу «государство никуда не денется, заплатит сколько нужно». Именно поэтому нам сейчас нужно очертить круг перспективных технологий и работать над тем, какими они будут в 2030 году. У меня есть мысли, как это все организовать. Причем я имею в виду работу над технологиями, которые должны родиться к 2030 году как в оружейной тематике, так и в гражданской.
— Какие технологии вы имеете в виду?
— Дело ближайшей перспективы — создание цифровых двойников специзделий. Это позволит отслеживать весь жизненный цикл продукта, от создания до утилизации, быстро реагировать на замечания заказчика и вносить изменения в конструкторскую документацию. Вообще, внедряя цифровую экономику, нельзя жить только сегодняшним днем. Нужно всегда смотреть на перспективу и оценивать риски неисполнения задуманного. Как в оружейной, так и в гражданской тематике. Если ты что-то упустил, товара не будет. А не будет товара — не будет и прибыли.
— Собирается ли ЯОК выносить на рассмотрение группы Екатерины Солнцевой платформу «Цифровое предприятие»?
— Конечно. Если мы собираемся продавать эту платформу, ее нужно довести до статуса товара. Пока многие наши ИТ-разработки не дошли до стадии товара, поскольку требуют доработки.
— Минобороны, основной заказчик ЯОКа, отличается от заказчиков гражданской продукции?
— Кардинально. Потребителю гражданской продукции интересно получить высококачественный продукт с определенным сроком службы за минимальную цену. А что такое военная продукция? Это очень высокая надежность, это длительный срок эксплуатации, потому она дорогая. Плюс еще важна безопасность эксплуатации. Еще одна особенность — цикличность заказов, что рождает специфический ритм производства. Контроль со стороны заказчика — отдельная тема. Качество гражданской продукции в конечном счете контролирует рынок, а не военная приемка. Оружейная продукция дороже гражданской именно из-за огромного количества накладных расходов, множества проверок. Наш опыт в основной сфере деятельности оставляет отпечаток и на нашей гражданской продукции. Зачастую поэтому ее конкурентоспособность страдает.