Прогресс в деталях
«СР» поздравляет ученых «Росатома» с Днем российской науки. К 8 февраля мы подготовили обзор текущих отраслевых разработок. Изучайте и делайте ставки: какие из них лет через десять приведут отрасль к глобальному лидерству. Основано на данных пресс-служб предприятий и публикациях «СР» за 2017 год.
МОЗГИ ДЛЯ РУДНИКА
В этом году на «Хиагде» запустят пилотный проект «Умный рудник»: для отработки рудных залежей создадут программный комплекс геотехнологического компьютерного моделирования. Он позволит выявлять неотработанные целики рудных тел, застойные гидродинамические зоны, исключать растекание техногенных растворов за контуры эксплуатационных блоков. Ожидаемый результат — существенно снизится себестоимость продукции.
ЛЕД НЕ ПОМЕХА
Специалисты «Хиагды» разработали новую конструкцию технологических скважин для работы в зоне многолетней мерзлоты. Используются ударои морозостойкие обсадные трубы. Устья скважин гидроизолируются вязкоупругими и вязкопластичными органическими полимерами, более надежными в зоне мерзлоты, чем обычно применяемый цемент. В прошлом году сооружены 24 опытные скважины, в этом планируется еще 50.
ПЛЮС СКАНДИЙ
На «Далуре» хотят попутно с ураном добывать скандий. Его используют в авиационной, космической отраслях, автомобилестроении, лазерной технике. При поддержке отраслевых и внешних научных институтов создана технология извлечения скандия из растворов скважинного подземного выщелачивания, а также сопутствующие технологии производства высокоэффективных ионообменных материалов. В 2017 году запущено опытно-промышленное производство мощностью 1,5 т оксида скандия в год. В перспективе — расширение продуктовой цепочки за счет выпуска алюминиево-скандиевой лигатуры.
МЕНЬШЕ ОЯТ, ВЫШЕ БЕЗОПАСНОСТЬ
В «Росатоме» разрабатывают несколько видов нового топлива для тепловых реакторов. Уже испытывают РЕМИКС-топливо из уран-плутониевого регенерата, выделенного из ОЯТ. Его использование позволит сократить объем накопленного ОЯТ и сэкономить природный уран. Рассматривают варианты толерантного топлива, которое позволит повысить безопасность АЭС. Для быстрых реакторов создают плотное смешанное нитридное уран-плутониевое топливо. В мае прошлого года состоялись предварительные испытания комплекса для производства СНУП-топлива.
ТРИАДА ПРОТИВ РАКА
ФЭИ наладил выпуск микроисточников с йодом‑125 для брахитерапии рака простаты. Ученые института разработали препарат на основе иттрия‑90 для лечения рака печени: сейчас идут доклинические испытания. Третий компонент триады — радий‑223. Его называют убийцей метастазов. Через пять — семь лет препарат с радием‑223 выйдет на клинические испытания.
ТИТАНОВЫЙ СУСТАВ
ВНИИНМ и компания «ТРЕК-Э Композит» разрабатывают первые отечественные модели эндопротезов крупных суставов из титана. Операция с использованием образца продукции была проведена в мае прошлого года. На территории института будет создано производство биосовместимых эндопротезов и имплантов.
ЭНЕРГИЯ В КАРМАНЕ
На ГХК создают опытный образец ядерной батарейки — компактного источника на никеле‑63. Срок службы — свыше 50 лет, для пациентов с кардиостимуляторами это абсолютно новое качество жизни (современные приборы служат порядка 10 лет, потом надо проводить сложную операцию для замены). Изобретение будет востребовано и в схемотехнике, и в космических системах.
РАДИОТЕРАПИЯ ДЛЯ ВСЕХ
Консорциум предприятий под руководством НИИТФА создает радиотерапевтический комплекс на основе линейного ускорителя электронов с энергией 6 МэВ для прецизионной лучевой терапии. Проект импортозамещающий, пилотный образец будет готов в 2020 году. Появление отечественной аппаратуры для радиотерапии сделает этот вид лечения в России более доступным.
МБИР НА ВЕСЬ МИР
На площадке НИИАР в Димитровграде сооружается самый мощный в мире исследовательский реактор. На базе МБИРа будет создан международный центр, где научные коллективы со всего мира смогут проводить уникальные реакторные эксперименты и отрабатывать новые технологии производства радиоизотопов и модифицированных материалов. В этом году на стройплощадку поступит основное оборудование: корпус реактора, внутрикорпусные устройства, тепловая защита, исполнительные механизмы системы управления и защиты.
ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ КОЛЛАЙДЕР
ТВЭЛ ведет разработку конструкции и технологии изготовления перспективных сверхпроводников для проекта FCC (Future Circular Collider — Будущий циклический коллайдер). Этот мощный ускоритель с длиной окружности до 100 км сменит БАК после окончания его программы. Для строительства FCC потребуется порядка 10 тыс. т сверхпроводника.
СТАЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Атомные НИИ под руководством «Росэнергоатома» создали новую сложнолегированную аустенитную сталь ЭК‑164 для оболочек твэлов быстрых реакторов. Уже прошли испытания опытных ТВС и послереакторные исследования. Материал превзошел все известные отечественные и зарубежные разработки по радиационной и коррозионной стойкости, жаропрочности, деформационной стабильности. Началось промышленное внедрение стали.
АКТИНИДЫ — В ТОПКУ
«Маяк» и отраслевые НИИ работают над технологией выделения из ОЯТ минорных актинидов. Их можно будет сжигать в быстрых реакторах. Технология откроет путь к снижению радиоактивности отходов, срок их хранения сократится на несколько порядков.
ПЕРЕРАБОТКА III+
Радиохимическая переработка ОЯТ без образования жидких радиоактивных отходов и сокращение ТРО на два порядка. Во Франции о таком только мечтают: на заводе UP‑3 используют технологии второго поколения, а на ГХК уже внедряют методы поколения III+ на первом пусковом комплексе опытно-демонстрационного центра.
РОБОТ-СОРТИРОВЩИК
В прошлом году «РосРАО» приняло в опытнопромышленную эксплуатацию мобильный роботизированный манипулятор антропоморфного типа для сортировки радиоактивных отходов, разработанный предприятием совместно с компанией «Андроидная техника». «Руки» у робота такие же ловкие, как у человека, он бережно сортирует хрупкие РАО.
ЗОЛОТЫЕ ОГАРКИ
На ППГХО накопилось целое хранилище пиритных огарков — отходов производства. Чтобы очистить территорию, да еще и заработать, специалисты предприятия придумали уникальную технологию селективного извлечения золота, серебра и других цветных металлов из огарков. Сейчас работают над получением из отходов ферросплавов других продуктов, например коагулянтов для очистки воды. Это обеспечит практически полную утилизацию пиритных огарков.
РАЗОБРАТЬСЯ С ГРАФИТОМ
Многие графитовые реакторы скоро уйдут на покой, но как обращаться с облученным графитом, пока не придумали. В ОДЦ УГР разрабатывают технологии демонтажа графитовой кладки и методы кондиционирования графитовых РАО.
ПРИНТЕРЫ 2.0
«ЦНИИТМАШ» в ноябре прошлого года завершил разработку опытного образца промышленного металлического 3D-принтера. Он может печатать изделия любой геометрической сложности. Это второе поколение 3D-принтеров, разработанных в «Росатоме» в консорциуме с отраслевыми и внешними предприятиями при поддержке Минобрнауки. Принтер уже собрали, идет отладка режимов печати, до конца года планируется перейти к организации промышленного производства на УЭХК.
КОМПОЗИТЫ НА АЭС
В прошлом году на сооружении объектов капитального строительства атомной отрасли начали внедрять полимерные композиционные материалы. Из ПКМ хотят делать шпунтовые сваи, системы внешнего и внутреннего армирования, трубопроводы, быстровозводимые временные дороги. Пилотные площадки — станции «Пакш», «Эль-Дабаа», «Руппур», «Аккую», «Бушер‑2», Курская АЭС.
УПРАВЛЕНИЕ СООРУЖЕНИЕМ
АСЭ разработала систему управления проектами на базе Multi-D. Она позволяет существенно оптимизировать контроль сроков, бюджета и качества сооружения объектов капитального строительства. Система уже показала свою эффективность на третьем и четвертом блоках Ростовской АЭС и Южноуральской ГРЭС‑2. Технология тиражируется на все проекты «Росатома» по сооружению АЭС. Атомщики также готовы помочь приспособить систему для крупных объектов неатомной индустрии.