Есть такая профессия — имуществом управлять
«СР» узнала о том, как работает департамент имущественного комплекса «Росатома» — те, кто оформляет права на недвижимость и ведет ее учет, поднимает вопросы продажи пустующих помещений, оптимизирует арендные и налоговые платежи. А еще сотрудники департамента инициируют создание новых рабочих пространств в Москве.
В собственности предприятий «Росатома» находится порядка 60 млн м² недвижимости. Сюда входят промышленные площадки, лаборатории, административные здания, а также социальные объекты — например турбазы и детские сады. А ведь есть еще земельные участки, которыми владеют организации отрасли. Их площадь — почти 185 тыс. га. Почти как небольшая страна вроде Мексики или Индонезии. Если перевести в деньги, это более 800 млрд рублей — балансовая стоимость, порядка 60 млрд рублей в год — затраты на содержание.
Суровые 1990-е и нынешние смыслы
Большая часть этих зданий была построена в советское время. Социалистическая модель экономики предполагала, что предприятие может строить и содержать социальную инфраструктуру для своих сотрудников. Прибыль в то время имела меньшее значение, чем сейчас. А обеспечить сотрудникам бесплатный отдых, почти бесплатные места в детских садах и недорогое питание в столовых было для руководителей предприятий делом чести. Поэтому объем непрофильной недвижимости был существенным. Ее содержание полностью оплачивалось из бюджета предприятий. Но это не считалось чем-то из ряда вон выходящим и поддерживалось на государственном уровне.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Смирнова
Директор департамента имущественного комплекса, «Росатом»
— Наш департамент также ведет проект по установлению обоснованной налоговой базы по налогу на недвижимое имущество и оспариванию кадастровой стоимости земельных участков организации атомной отрасли с целью ее снижения. С 2014 года в рамках этого проекта сэкономили порядка 800 млн рублей. Здесь присутствует эффект накопления. Ежегодно компании платят налогов меньше, чем могли бы платить. В этом плане лучше всего оптимизированы «Росэнергоатом» и ТВЭЛ. Из ФГУПов — «Электрохимприбор».
С переходом на капиталистические рельсы основным мерилом успешности производства стали деньги. Содержание непрофильных активов стало возможным только за счет прибыли либо дотаций государства. С последним в начале и середине 1990-х годов были проблемы. Именно тогда пошла первая волна избавления от непрофильной собственности. Естественно, она воспринималась в обществе весьма болезненно.
К концу 1990-х в России сложились условия для второй волны избавления от недвижимого имущества промышленных предприятий. Началась распродажа недвижимости, по сходной цене отдавали участки земли и здания в центрах городов. Обычно там потом возводили торговые центры. Такое перепрофилирование вызывало недовольство сотрудников предприятий и многих горожан. Ситуация воспринималась как деиндустриализация, развал производства. Таким образом, за два десятилетия после развала СССР в обществе сложилось негативное отношение к продаже любого недвижимого имущества промышленных предприятий, даже пустующих цехов и складов.
Директора предприятий часто используют настроения в обществе для наращивания собственного административного ресурса. Заводской детский сад, санаторий — все это важные активы на местном уровне, поэтому считается, что нужно сохранять контроль над ними, пусть даже ценой снижения рентабельности. В Москве неиспользуемые активы обычно сдаются в аренду. Это позволяет получать дополнительную прибыль, прикрывая неэффективность основной деятельности предприятия. В «Росатоме» такую практику считают порочной: все-таки госкорпорация занимается промышленным производством, а не коммерческой недвижимостью.
О снижении затрат
Упомянутые 60 млн м² недвижимости и 185 тыс. га земельных участков принадлежат предприятиям. Чтобы унифицировать управление этими активами и претворять в жизнь политику «Росатома» в области управления имуществом, в госкорпорации был создан департамент имущественного комплекса (ДИК). Политика эта простая: в отрасли должно остаться необходимое и достаточное количество недвижимости для решения основных задач, каждый квадратный метр должен быть эффективным. От лишнего нужно избавляться.
«Собственник любой недвижимости несет затраты на ее содержание и выплату налогов. Наша стандартная задача — сократить эти затраты за счет повышения эффективности использования недвижимости, выявления и продажи непрофильных активов», — поясняет директор департамента имущественного комплекса «Росатома» Татьяна Смирнова.
Еще одно направление для снижения затрат — оптимизация арендных платежей. Это в основном касается московских предприятий отрасли. Некоторые из них до сих пор платят по 60 тыс. рублей за «квадрат» при рыночных ставках в 20 тыс. Такая цена указана в договорах, которые были подписаны в период высоких арендных ставок, но разорвать их будет только дороже.
САМЫЕ ДОРОГИЕ ОБЪЕКТЫ, ПРОДАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ «РОСАТОМА»
Адрес площадки | Предприятие-собственник | Вырученные средства, млрд руб. | Год продажи |
Москва, Рязанский просп., 6а | МЗ «Молния» | Первая часть — 2,1 | 2013 |
Москва, Рязанский просп., 6а | МЗ «Молния» | Вторая часть — 1,4 | 2017 |
Санкт-Петербург, ул. Красногвардейская, 3 | ЦКБМ | 1,4 | 2014 |
Москва, ул. Новорязанская, 8 | ГСПИ | 0,94 | 2017 |
Москва, ул. Расплетина, 5 | «ЦентрАтом» / СНИИП | 0,8 | 2015 |
Москва, ул. Живописная, 27 | «ЦентрАтом» / ВНИИНМ | 0,67 | 2017 |
Москва, ул. Большая Черемушкинская, 25 | ЦУФС | 0,6 | 2017 |
Москва, Потаповский пер., 5 | «Росэнергоатом» | 0,62 | 2016 |
Москва, ул. Космонавта Волкова, 6а | ВНИИАМ | 0,55 | 2016 |
Москва, ул. Летниковская, 4 | АСЭ | 0,47 | 2014 |
Но есть и положительные примеры. Один из лидеров оптимизации портфеля собственности — «Атомэнергомаш». Специалисты машиностроительного дивизиона «Росатома» не только занимаются очевидными непрофильными активами, такими как детсады и базы отдыха, но и рассматривают основные производственные площадки. Ведь зачастую на них много объектов не используется или размещение персонала далеко не самое эффективное. В этом случае можно компактизировать площадки: оставить необходимый минимум, а остальное отмежевать и продать. В настоящее время во всех организациях «Атомэнергомаша» большая часть планов по компактизации уже реализована. Так, например, размер используемой площадки СНИИП сокращен в два раза, а это значит, что и затраты на содержание сократились вдвое.
Продажа непрофильных активов не только позволяет сэкономить сотни миллионов рублей на содержании недвижимости и выплате налогов. Это еще и приличная выручка (см. «Самые дорогие объекты, проданные предприятиями «Росатома»). Вся сумма идет в так называемый консолидированный инвестиционный ресурс (КИР), которым управляет специальная комиссия в «Росатоме». Продавшее непрофильный актив предприятие может претендовать на получение средств из КИРа на развитие производственных проектов, создание новых производств и рабочих мест.
Москва: грядут перемены
В 2017 году департамент имущественного комплекса «Росатома» предложил программу «Реструктуризация имущества Москвы» (РИМ) — то есть имущества московских предприятий отрасли. Программа предусматривает продажу или прекращение аренды порядка 30 офисных и производственных площадок, а также пустующих земельных участков, содержание которых дорого обходится. Планируется, что у «Росатома» в Москве останется несколько производственных и офисных кластеров. Там будут работать те, кто сейчас рассредоточен по 30 площадкам, а также те, кто арендует офисы у сторонних организаций.
Оставшуюся в отраслевой собственности недвижимость отремонтируют, доведут до современных стандартов. Одним из таких кластеров станет площадка НИИТФА на Варшавском шоссе, 46. Институт уже подал в правительство Москвы заявку на получение статуса индустриального парка, который даст резидентам определенные преференции. Сейчас тут пустует порядка 30 тыс. м². В ДИКе считают, что на этих площадях можно разместить 15 – 20 отраслевых компаний. Прежде всего — тех, что сотрудничают друг с другом в рамках основной деятельности. Таким образом «Росатом» получит экономический эффект от снижения налогов и улучшит качество офисного здания НИИТФА. Конечно, это потребует инвестиций госкорпорации. По подсчетам ДИКа, вложения окупятся менее чем за три года. Проект имеет и имиджевый аспект. «Мы повышаем качество наших зданий, и это положительно повлияет на имидж госкорпорации. Это и департамент по коммуникациям подтверждает. Здесь получается интересная синергия: мы говорим об экономии денег, а они говорят еще и про имидж. Потому что сейчас мы говорим о корпорации знаний, а когда приходим на некоторые наши предприятия и видим интерьер… Как-то сразу не вяжется картинка с тем, как мы себя позиционируем. А отремонтируем оставшиеся площадки — сделаем их современнее, оформим в общем стиле. Тогда люди, как туда придут, сразу поймут, что это «Росатом», — говорит Татьяна Смирнова.
ДИК созидающий
Может показаться, что вся работа департамента имущественного комплекса заключается в распродаже созданных ранее ценностей и оптимизации аренды. Но это не так. Они наводят порядок в управлении отраслевой недвижимостью — это дело кропотливое. На момент создания госкорпорации «Росатом» в 2007 году в учете недвижимого имущества отрасли царил хаос. Права собственности на 60 % объектов даже не были оформлены по закону. Устранением этого огромного недочета занимались специалисты ДИКа. За прошедшие 10 лет количество неоформленных объектов недвижимости сократилось в 10 раз. Кроме того, имущественники ведут работу по преобразованию федеральных государственных унитарных предприятий в акционерные общества. В свое время ФГУПы создавались, чтобы просто сохранить имущество, однако сейчас эта форма организации уже не отвечает задачам развития и повышения эффективности производств. Через пару-тройку лет в госкорпорации ФГУПов не останется — большинство будут преобразованы в АО, некоторые — в федеральные ядерные организации. Статус ФЯО будет присвоен на 25 лет.
Особая гордость ДИКа — разработанная специалистами департамента автоматизированная система управления имущественными активами (АСУ ИА) «Росатома». Эта база данных была создана для повышения эффективности работы с недвижимым имуществом в отрасли. Она позволяет получить информацию о любом отраслевом объекте недвижимости онлайн. В базе прописано более 100 характеристик каждого объекта: технические параметры, балансовая стоимость, правовой статус и статус использования — занят, свободен, в аренде, и др.
АСУ ИА позволяет быстро принять управленческие решения — например по вопросам эффективного распределения площади между предприятиями отрасли. База содержит самые актуальные данные. Последние неточности проверяющие и контролирующие органы находили в системе в 2013 году.