Интеллектуальная добыча

Четвертая промышленная революция добралась и до добычи урана. Рудник, который сам контролирует производство и выбирает оптимальные режимы отработки, уже не фантастика. В 2018 году на пилотной площадке «Хиагды» может быть запущен проект «Умный рудник».
Предыстория проекта насчитывает несколько лет. Все началось на Приаргунском производственном горно-химическом объединении, где впервые в горнорудном дивизионе для планирования отработки рудника стали применять инструменты геолого-математического моделирования. По сути это комплекс программных модулей, позволяющий воссоздать конфигурацию рудного тела, оценить запасы и выбрать из множества вариантов вскрытия залежей оптимальный. Интерактивная 3D-модель залежи гораздо нагляднее, чем чертежи на бумаге. Специальное ПО быстро выполняет расчеты, геофизику остается лишь сверить данные.
При обсуждении развития геолого-математического моделирования в дивизионе, в частности на двух предприятиях, где используют скважинное подземное выщелачивание, на «Далуре» и «Хиагде», и возникла идея создания «Умного рудника», вспоминает замдиректора департамента по производственно-экономическому планированию и контроллингу АРМЗ Олег Исьянов. Для пилотного проекта выбрали один из полигонов «Хиагды». «Такой замысел интереснее воплощать на базе развивающегося предприятия, — объясняет Олег Исьянов. — Тем более там молодой коллектив, он рвется в бой, им интересно. Потом, конечно, это будет тиражировано и на «Далуре».
Как это работает
Основные составляющие умного рудника — информационная система, видеонаблюдение и датчики, по одному на скважину плюс по дополнительному на каждый ряд скважин. И ПО, и датчики — российского производства. Информационная система фиксирует и заносит в базу показания датчиков, анализирует, что происходит под землей, как меняются дебиты (объем продукции, добываемой из скважины за единицу времени. — «СР»), как двигаются продуктивные растворы, и контролирует работу скважин. Если под воздействием давления продуктивные растворы вдруг изменят направление движения, система автоматически перестроит работу насосов так, чтобы выровнять их поток и вернуть прежний режим. Если засорится фильтр, система даст сигнал о неполадке.
Олег Исьянов рассказывает: «Допустим, система регистрирует, что 135-я скважина стала выдавать дебит 1,5 м³ вместо 4,5 м³. Тогда система выявляет свободный персонал, формирует наряд и с описанием всех технических обстоятельств отправляет оповещение начальнику бригады. Аварийный персонал выезжает на место, проводит работы и возвращает дебит на изначальный объем». Для обеспечения работы, например, 1,5 тыс. скважин умного рудника потребуется примерно 10 человек. Двое-трое — за диспетчерским пультом, остальные — в оперативных аварийных бригадах.

ЛЕТАЮЩИЙ ПОМОЩНИК
АРМЗ также присматривается к беспилотным летательным аппаратам. В бизнес-плане ППГХО на 2018 год заложена покупка квадрокоптера. Пока его планируют приспособить для работ на поверхности — в помощь маркшейдерам. Но в АРМЗ считают, что круг применения квадрокоптеров можно расширить — в частности, использовать их на месторождениях для доставки на отдаленные точки полигонов, например, инструментов ремонтникам — быстрее и дешевле, чем отправлять машину
Кроме того, умный рудник позволит усовершенствовать производственное планирование. «Есть запасы, есть мощности, мы знаем производительность скважин, мы знаем содержание полезного компонента в массиве, можем сделать планирование на любой горизонт — от одного дня до конца жизненного цикла», — подчеркивает Олег Исьянов.
Предполагается, что обустройство умного рудника на полигоне «Хиагды» начнется в первой половине 2018 года и продлится порядка пяти-шести месяцев. Еще полгода — на сбор статистики, обкатку системы и проведение оценки. По итогам можно уже принимать решение о тиражировании. Впоследствии программное обеспечение полигонов увяжут с ПО, установленным на комплексе переработки, выстроят цепочку до склада готовой продукции.
Инвестиции пока оцениваются в 20 – 30 млн рублей — сюда входит и обустройство диспетчерского пункта, и доработка и интеграция программных модулей. Экономический эффект подсчитают к защите проекта на инвестиционном комитете АРМЗ. Олег Исьянов убежден, что это выгодно. «Будет хорошая база данных, будет выбрана правильная технология, мы исключим потери, продлится срок работы насосов, потому что мы их будем эксплуатировать в оптимальном режиме, а не рваном. Если насосы работают вхолостую, идет страшный износ — то есть сократятся расходы на ремонт. Плюс устраним потери на преддобыче, при расходе химического реагента, в перспективе пройдет оптимизация численности персонала на стадии отработки и на стадиях планирования и контроля», — перечисляет он.
Перспективы
Если пилот будет успешным, с 2019 года все новые полигоны на «Хиагде» начнут оборудовать интеллектуальными системами. Такой же подход применят на «Далуре»: новые месторождения — Добровольное, Хохловское, будут умными, старые из соображений экономии оснащать новыми технологиями не будут.
Команда АРМЗ вынашивает планы использовать элементы проекта и на руднике № 6 ППГХО, работы по подготовке его инфраструктуры уже стартовали. «Там, конечно, по большей части будет задействован человеческий труд. Но мы планируем как минимум установить вайфай-систему, чтобы на любую машину, ковш прикрепить датчик, который будет сразу же определять содержание в руде полезного металла. Сейчас человек ходит с прибором и измеряет, а если сделаем интеллектуальную диспетчеризацию, то, как только ковш будет разгружаться в вагонетку, мы уже будем знать, сколько куда пошло», — говорит Олег Исьянов.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: