Лидеры нашего времени

«Прорыв», ТВС-квадрат, сооружение АЭС в России и за рубежом — на стартовой конференции кадрового резерва «Капитал «Росатома», «Таланты «Росатома» и «Энергия лидерства» будущим руководителям отрасли рассказали, куда движется госкорпорация.
Путь за рубеж
Первый заместитель гендиректора «Росатома» по операционной деятельности, владелец продукта АЭС Александр Локшин рассказал резервистам, что должен знать каждый руководитель, вне зависимости от уровня, про вчера, сегодня, завтра и послезавтра атомной отрасли.
Дорожные карты строительства АЭС в России за 2006 и 2017 год сильно различаются. В начале 2000-х прогнозировалось, что генерирующие мощности страны будут стареть и выбывать, а уровень энергопотребления — расти. Прогноз не сбылся. Атомные блоки строят на замену тем, что выводятся из эксплуатации. А так как строительный и машиностроительный комплексы уже развернуты, то путь у нас один — за рубеж. «Росатому» в России тесно, но на глобальном рынке у нас сильные конкуренты — американцы, французы, корейцы, китайцы. Кроме того, имея большой портфель заказов за рубежом, нужно максимально эффективно управлять сроками и стоимостью строительства.
Куски пирога
К 2019 году «Росатом» планирует увеличить долю на мировом рынке сооружения АЭС, добычи урана и фабрикации топлива. Сегодня доля по фабрикации — 17 %. Это хороший показатель, но есть сложности: по требованию Евросоюза страны — участники и партнеры должны диверсифицировать поставщиков топлива. Westinghouse уже прорвалась на Украину — существенную часть поставок топлива на этот традиционный для нас рынок перехватили американцы. Скорее всего, с жесткой конкуренцией придется столкнуться в Чехии, Словакии, Венгрии. Но у нас есть чем компенсировать последствия диверсификации. По контрактам в девяти странах мы не просто построим АЭС, но будем поставлять топливо весь срок службы. Кроме того, есть прорыв с разработкой ТВС-квадрата: мы заключили контракты на опытно-промышленную эксплуатацию в США и на коммерческие поставки в Швецию.
Что касается добычи урана, то «Росатом» сильно увеличивать долю не будет, нет смысла. А вот по сооружению АЭС за рубежом мы лидеры, доля — 59 %. В стройкомплексе госкорпорации 42 энергоблока: восемь в России и 34 в 12 других странах. Цель глобальная — к 2023 году увеличить инвестпрограмму «Росатома» в пять раз.
Проблема — решение
Главная проблема в том, что каждый блок строится как новый. Самый большой вызов при таком количестве контрактов — уложиться в заявленные сроки и установленную стоимость. «Я убежден, что выход у нас один — максимальная унификация, — подчеркивает Александр Локшин. — Например, мы будем закупать оборудование сразу для всех предполагаемых к сооружению энергоблоков».
Типизация проектов сделает работу над документацией проще. Кроме того, можно будет уверенно прогнозировать ход сооружения. Конечно, совсем одинаковыми проекты сделать не получится: они будут меняться в зависимости от требований заказчиков, сейсмических и климатических условий площадки. Но к типизации нужно стремиться, будет серия — будет понимание, куда мы идем.

ОПРОС
Кто для вас пример лидера?
Иван Верещагин: «Илон Маск реализует невероятные технологии, одна из последних — Hyperloop. Это суперскоростные поезда, которые недавно прошли испытания в трубопроводах с вакуумом. Если все получится, то из СанктПетербурга в Казань можно будет добраться за 20 минут».
Юлия Васенина: «Мой папа. По характеру он напоминает Эддарта (Нэда) Старка из сериала «Игра престолов» — очень честный, порядочный, принципиальный. Он сделал успешную карьеру, и я равняюсь на него».
Алексей Караев: «Мой бывший руководитель — Геннадий Станиславович Сахаров, который сейчас отвечает за капитальные вложения в отрасли. Он увлекает за собой людей, создает эффективные команды. Ему верят, за ним идут». Никита Жданов: «Директор ГСПИ Вячеслав Глушков. При нем небольшая проектная организация превратилась в инжиниринговую компанию».
Дмитрий Толстых: «Глава МИДа Сергей Лавров — потому что он ставит четкие цели и понимает, куда двигаться. Позиционирует Россию как глобального игрока, отстаивает интересы страны».
Андрей Жуков: «Петр I был открыт новому, своими руками создавал новое, брался за любую работу и с завидным упорством претворял свои планы в жизнь».
Сергей Макухин: «Сергей Владиленович Кириенко. Это образованный, эрудированный, приятный в общении человек. Его карьера — яркий пример того, как нужно
достигать целей».
Ставки сделаны
Большие надежды возлагаются на «Прорыв»: этот проект может в корне изменить атомную энергетику. Свинцовый реактор на быстрых нейтронах хорош тем, что в нем нет давления, разогреться он не может, неуправляемая ядерная реакция невозможна. И если удастся замкнуть топливный цикл, то запасов топлива хватит на несколько тысячелетий. Сейчас же запасы урана такие же исчерпаемые, как запасы нефти и газа. «Технически мы готовы построить БРЕСТ‑300, но важно не просто построить, а отработать технологии, чтобы понимать востребованность продукта», — говорит Александр Локшин.
ЗЯТЦ и ЦЯНТ, лазеры и сверхпроводники, опреснение и ядерная медицина, аддитивные технологии и цифровая экономика — завтрашний день. И все эти направления «Росатом» развивает сегодня. Также ставка сделана на реакторы малой и средней мощности. Первые оптимальны в энергоизолированных регионах, таких как Чукотка, где очень дорогое дизельное топливо, а вторые — в странах с неразвитыми энергосистемами.
VUCA-лидеры
Директор по персоналу «Росатома» Татьяна Терентьева поговорила с резервистами о VUCA — ситуации, в которой сложно что-либо прогнозировать. VUCA — это акроним: volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Они наилучшим образом характеризуют современную действительность: все меняется очень быстро, в том числе бизнес, наука, технологии. Высокая скорость изменений требует новых компетенций, и VUCA диктует новые требования к лидерам. Модель VUCA Prime, которую придумал Боб Йохансен, описывает, как лидерам реагировать на изменчивые условия внешней среды. Vision (видение) — когда все непредсказуемо, необходимо сосредоточиться на картинке в целом. Лидеры должны держаться курса, идти к цели, фокусироваться на ней при любых обстоятельствах. Understanding (понимание) — важно слушать и понимать клиентов, выходить за рамки своих функциональных обязанностей, это снижает неопределенность. Clarity (ясность) позволяет четко расставлять приоритеты, а agility (адаптивность) учит взаимодействовать на всех уровнях организации для быстрого принятия решений.
«Мы живем в турбулентном мире, который каждый день преподносит нам сюрпризы, в котором кризисы перестали быть чем-то необычным. Это мир высоких технологий, что меняют реальность. Экономику, бизнес — все, — говорит Татьяна Терентьева. — Главные тренды — углубленный анализ, искусственный интеллект, робототехника, цифровизация процессов. И успешный руководитель должен это знать. Спрос на подготовленных руководителей в отрасли большой. Но и в резерве уже более 2,8 тыс. человек. В 2016 году доля назначений из резерва на должность гендиректора, заместителя по производству, главного инженера, конструктора превысила 70 %. За тот же год доля продвижений из числа всех резервистов составила 54 %, то есть больше половины получили новые назначения. Наши основные вызовы — удержать процент назначений для ключевых должностей и нарастить этот показатель для всех остальных».
СПРАВКА
Программы кадрового резерва разработаны для работников с высоким потенциалом и руководителей отрасли при поддержке Академии «Росатома». Участники кадрового резерва первыми рассматриваются на замещение вакантных должностей. Новый поток участников программ «Капитал «Росатома», «Таланты «Росатома» и «Энергия лидерства» (2018 – 2020 годы) начал обучение в октябре 2017 года. Программы развития отличаются набором учебных модулей, типами проектных работ и направлениями стажировок. При этом они имеют единую концепцию, направленную на формирование лидерского потенциала и развитие управленческих компетенций.
Будущее отрасли
Отбор резервистов становится все более жестким, ведь именно они встанут у руля отрасли, когда в полную силу заработают проекты завтрашнего и послезавтрашнего дня. Если в 2014 году в кадровых резервах «Таланты» и «Капитал» было около 800 человек, то сейчас — около 400. Академия «Росатома» подготовила для будущих руководителей насыщенную программу. Суть трехлетнего обучения не только в том, чтобы понимать стратегические цели и инициировать проекты, но и в том, чтобы знать, как управлять этими проектами, в том числе с точки зрения потребностей клиентов, научиться видеть картинку в целом. Резервисты также должны быть готовы к ротации и стажировкам.
«Таланты «Росатома» — это руководители без опыта, «Капитал «Росатома» — руководители с опытом от двух лет. А в «Энергию лидерства» попадают выпускники опорных вузов госкорпорации и победители «ТеМПа». «Мы предъявляем одинаково высокие требования к проектам резервистов, независимо от их возраста и управленческого опыта, — говорит гендиректор Академии «Росатома» Юлия Ужакина. — У всех участников кадрового резерва будет возможность выбрать проект, который позволяет управлять процессами в операционном режиме и направлен на развитие перспективных направлений деятельности «Росатома». Если раньше проекты были связаны с ПСР и направлены на оптимизацию текущей деятельности, то теперь они могут касаться новых продуктов, маркетинговых исследований, развития отношений с клиентами и т. д.».


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юлия Васенина
Начальник корпоративно-имущественного отдела, ОТЭК
— Резерв — это возможность, а возможностями надо пользоваться. Это возможность познакомиться с коллегами, наладить полезные контакты, продвинуться по карьерной лестнице.
Мой проект будет связан с основной деятельностью. Я юрист и работаю на стыке направлений: веду проекты по корпоративной реструктуризации, сделкам с недвижимостью и т. д. Это бэк-офис, но такая работа помогает сократить издержки и получить финансовые результаты.
Иван Верещагин
Начальник отдела правообеспечения, ГХК
— Когда подавал заявку в резерв, был экспертом, теперь уже начальник отдела. Мне 23 года, и я понимаю, что еще многому нужно учиться. Надеюсь, участие в кадровом резерве «Таланты «Росатома» поможет мне развить управленческие компетенции. Для руководства комбината мое назначение — ответственный шаг. Наверное, за четыре года работы я успел зарекомендовать себя, решая непростые задачи. Постараюсь оправдать ожидания.
Я фанат атомной отрасли — ротация меня совсем не пугает. Если постоянно ищешь, где наиболее эффективно реализовать свои навыки, умеешь донести до руководства свои идеи так, чтобы в них поверили, и реализуешь их, это вдохновляет. В проектной работе меня привлекает возможность перестроить некоторые процессы, например по взысканию неустойки в рамках госконтрактов. Если неустойку удерживать при окончательном расчете, а не делать это несколько раз в ходе реализации контракта, это снимет большой фронт работ.
Алексей Караев
Руководитель проекта, «Росэнергоатом»
— Моя работа связана с инвестициями, ИТ, стоимостным инжинирингом и т. д. Я участвовал в программе Global Professionals, сейчас вхожу в группу, которая занимается проектом TCM NC. Теперь я в «Капитале». Думаю, участие в различных программах и проектах показывает мою открытость к изменениям. Я хочу двигаться вперед, меняться вместе с отраслью, мне важно оправдать ожидания руководства «Росатома», которое много вкладывает в эту программу. Любая ротация для меня — это профессиональный рост. Но, конечно, предложения я буду обсуждать с женой и детьми. Я должен быть уверен, что смогу обеспечить нормальные условия для моей семьи.
Никита Жданов
Инженер-проектировщик второй категории, ГСПИ
— Когда учился в институте, не думал, что буду работать по специальности, но в итоге оказался в ГСПИ. И это одно из лучших решений в моей жизни. Уже почти год мы работаем над проектом исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР. Я отвечаю за системы вентиляции — инженерные системы. Участие в знаковом проекте, который обеспечит отрасль исследовательской инфраструктурой лет на пятьдесят, — предмет особой гордости.
Мой проект в кадровом резерве «Таланты» будет связан с производственной деятельностью. Мне важно помочь ГСПИ работать более эффективно, поэтому я стараюсь принимать участие в разных проектах. Если вижу, что в каком-то проекте работа идет тяжело, а я могу помочь, то все сделаю. Кроме того, это позволяет мне расти и в профессиональном, и в личностном плане.
Дмитрий Толстых
Старший научный сотрудник, «ЦНИИТмаш»
— Нужно мыслить глобально, поэтому я склоняюсь к тому, чтобы в рамках резерва продвигать проект об использовании одной стали для всего первого контура реактора. В нашей лаборатории это давно уже обсуждается.
От программы жду знакомств, знаний, мотивации и расширения кругозора. Я готов к ротации. Если будет повышение — хорошо, но это не самоцель. Для меня важнее то, что я получу компетенции.
Андрей Жуков
Заместитель начальника реакторного цеха по эксплуатации, Ростовская АЭС
— Я начинал карьеру в «Атомтехэнерго» в Москве, но потом принял решение уехать на станцию в Волгодонск, чтобы воплотить в жизнь свои мечты о работе на производстве. Супруга поддержала, более того, сама работает теперь в атомной отрасли, хотя раньше работала в другой. Я готов к переезду на все сто, если буду понимать, что мой труд принесет где-то большую пользу.
Я уже не первый раз в программе — делал проект по использованию на АЭС современных электронных средств. Сейчас больше работаю с финансовыми инструментами, так что хочется реализовать проект, который позволит больше узнать об администрировании. Я постараюсь сделать так, чтобы минимизировать затраты финансовых и человеческих ресурсов. Это актуально, так как наш блок пусковой. График сложный, нужно организовать работу большого количества человек в сжатые сроки.
Сергей Макухин
Инженер-проектировщик, «Атомпроект»
— Мне поступило предложение о работе после финала «ТеМПа». Благодаря турниру меня также зачислили в «Энергию лидерства». Думаю, что продолжу делать проект, представленный на «ТеМПе», — по ядерному опреснению. Есть и идеи, как улучшить эффективность труда проектировщиков — им иногда приходится выполнять задачи, отнимающие много времени, но не приносящие особой пользы.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: