И высок наш флаг
В «Атомфлоте» пополнение. Государственный флаг на ледокольном буксире «Юрибей» подняли в порту приписки судна — Мурманске.
Подходя к мурманскому морскому вокзалу со стороны железнодорожного моста, обычно сразу видишь атомный ледокол «Ленин». Первенец мирового атомного надводного флота высится как гора. Но 8 ноября у причалов напротив морвокзала выделялось другое судно. Оно совсем небольшое по сравнению с соседями — «Лениным» и судном геологической разведки «Академик Примаков». Однако яркая подсветка и свежая краска притягивали взгляд. «Наверное, это и есть «Юрибей», — подумал я и направился к КПП при входе на пирс. Формальности пройдены — и вот он, свежепостроенный ледокольный буксир.
Знакомство
Первое, что поразило при взгляде на «Юрибей», — его форма. Наверное, для моряков и жителей портовых городов привычно, что буксиры имеют закругленный нос, но для человека сухопутного «Юрибей» выглядит как летающая тарелка. Это впечатление усиливает просторная капитанская рубка с круговым обзором.
Второе яркое воспоминание от 8 ноября 2017 года — черная вода Мурманского порта. Она резко контрастирует с уютом, который источает «Юрибей», и одновременно напоминает о силе стихии, с которой буксиру вскоре придется иметь дело. Окружающие Мурманский порт серые сопки придают суровость пейзажу и атмосфере праздника.
Краткую презентацию «Юрибея» для журналистов провел генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша. «Самым значимым для развития Северного морского пути проектом в ближайшие 10 – 15 лет будет «Ямал СПГ». Порт Сабетта требует швартовки мощных газовозов — по 90 тыс. т дедвейта. Мы победили в конкурсе на строительство портового флота. Буксир «Юрибей» — точно единственный в мире. Он принадлежит к ледовому классу Arc6 и способен работать в порту круглогодично, оказывать поддержку при швартовке газовозов для приемки груза», — рассказал Вячеслав Рукша.
Церемония
Выступая на церемонии поднятия флага, глава «Атомфлота» поблагодарил основных участников проекта «Портофлот», в рамках которого строился «Юрибей». В первую очередь это банк, предоставивший «Атомфлоту» кредит. «Все понимают: не будет денег — ничего не построишь. Общий объем инвестиций в проект «Портофлот» — порядка 197 млн долларов. Из них 160 млн долларов — банковский кредит. Это существенная сумма для нашего предприятия. Самое главное — кредит способствовал созданию 100 новых рабочих мест», — сказал Вячеслав Рукша. Он напомнил, что «Атомфлот» получил контракт на обслуживание порта Сабетта в рамках проекта «Ямал СПГ» до 2040 года по итогам открытого конкурса. Договор предусматривает возможность пролонгации на 10 лет.
В своем выступлении Александр Иванов отметил, что его судостроители сумели превысить проектные параметры мощности «Юрибея». «Я другого подобного судна в мире не знаю. 7 МВт мощности при таком небольшом размере — таких больше нет», — уверен он.
Пожалуй, самыми приятными для «Росатома» и «Атомфлота» стали слова заместителя губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина: «Существует мнение, что государственные предприятия не умеют эффективно работать, управлять своим бизнесом. Но наш «Атомфлот» это мнение полностью дезавуировал. Предприятие реализует очень серьезный проект — уже третий ледокольный буксир мы в Мурманске принимаем. «Портофлот» реализуется не на государственные деньги, а как бизнес-проект. Тем самым «Атомфлот» доказывает, что у него есть профессиональные люди, хорошо понимающие, что такое Арктика и как там работать». Кроме того, первый замгубернатора упомянул сообщения СМИ, согласно которым «Росатом» может быть наделен полномочиями по ведению государственной программы развития арктических регионов России. «Это лишний раз доказывает, что «Атомфлот» успешно реализует все свои задачи и может справиться с более широкими задачами в Арктике», — подчеркнул Алексей Тюкавин.
Власти Мурманской области рассчитывают, что развитие Северного морского пути положительно скажется на экономике региона. «Надеемся, что Мурманская область будет главной опорной точкой для решения задач по развитию Арктики», — сказал председатель Мурманской областной думы Сергей Дубовой.
«Юрибей» изнутри
После поднятия государственного флага гостей церемонии и представителей прессы пригласили осмотреть судно. Несмотря на небольшие размеры, на борту «Юрибея» оказалось довольно просторно. Кают-компания вмещает 10 человек — всю команду. На судне четыре одноместные и четыре двухместные каюты, в каждой — телевизор и подключенный к интернету компьютер. Но интереснее всего было на капитанском мостике. Там скопилось наибольшее количество гостей. Они буквально засыпали вопросами капитана «Юрибея» Александра Борисова.
Интересовались происхождением основных дизелей судна (оказалось, они из США) и дальностью действия радара (всего 24 мили из-за относительно невысокой надстройки). Поразили слова Александра Борисова о том, что машинное отделение «Юрибея» в нормальной эксплуатации полностью безлюдное — работа двигателей контролируется дистанционно, по параметрам, которые можно вывести на сенсорный экран буквально двумя касаниями. Кроме того, в машинном отделении установлена камера слежения. Вообще, камеры есть во всех помещениях судна, за исключением кают.
«А сколько человек нужно, чтобы управлять судном?» — спросил один из гостей, осматривая единственное большое кресло у пульта. «Один», — улыбнулся Александр Борисов. Повисла пауза. «Как один?» — выдохнули гости. В ответ капитан показал джойстик управления движением и еще колесико величиной с кулак, с помощью которого можно управлять мощностью двигателей.
Там, за туманами
Ледокольный буксир понадобился в Сабетте потому, что там зимой двухметровые льды. И даже для летне-осенней навигации в этом порту требуются буксиры ледового класса. Сейчас там работают два буксира «Атомфлота» класса Arc4 — «Пур» и «Тамбей». Они эксплуатируются второй сезон — обеспечивают достройку инфраструктуры проекта «Ямал СПГ». А для зимней навигации, когда ледяной покров в порту вырастет до 2 м, потребуются уже буксиры, способные работать в тяжелых ледовых условиях. Их основные задачи — подчистка льда у причала перед постановкой газовоза и помощь в швартовке судна. «Нужно понимать, что швартовка газовоза к терминалу — ювелирное дело. Представьте, длина газовоза — 300 м, а его требуется поставить с отклонением не более полуметра. То есть это десятые доли процента», — пояснил «СР» Вячеслав Рукша.
После выхода «Ямала СПГ» на проектную мощность в Сабетте будет выполняться по 225 судозаходов в год. В каждый заход газовоз нужно поставить к причалу и отвести от причала. «Мы обязаны обеспечить необходимую ритмичность работы порта», — говорит Вячеслав Рукша.
Первый газовоз «Кристоф де Маржери» отправится из Сабетты с грузом сжиженного природного газа уже в ноябре. В начале ноября в порту уже с нетерпением ждали прибытия «Юрибея»: ледовая обстановка усложнялась, и справляться со швартовкой огромного танкера «Пуру» и «Тамбею» становилось все труднее. 15 ноября буксир уже работал в Сабетте. Чтобы удовлетворить запросы заказчика на пике проекта, «Атомфлот» заказал еще один ледокольный буксир класса Arc6. По мощности такой же, как «Юрибей», но с конструкцией ходовой части попроще: в ней винты будут напрямую вращать дизельные двигатели.
Александр Борисов
Капитан «Юрибея»
— Почему «Юрибей» называют единственным в мире?
— Только этот буксир способен работать в тяжелых льдах Ямала. Его главное предназначение оказывать помощь в швартовке танкеров, а еще он может колоть лед. Нет больше буксиров, выполняющих свои функции во льдах толщиной свыше 1,2 м: это уже либо ледоколы, либо сухогрузы. Совместить в одном судне маневренность и возможность буксирно-кантовочных операций, околки льда — это уникально.
— В буксире использована схема с вращением винтов электродвигателями. Для чего она нужна?
— На «Юрибее» основные дизельные двигатели вырабатывают электричество, от которого работают электрические двигатели на рулевых колонках. Когда винты соприкасаются со льдом, идут очень большие нагрузки на винторулевой комплекс. Электрический мотор эти нагрузки переносит гораздо легче, чем прямые приводы от валов дизелей. Получается, что электродвижение бережет главные двигатели.
— Расскажите об электронной начинке «Юрибея».
— Она разработана компанией «Транзас». Электроника полностью обеспечивает картографию и навигацию. Конечно, на пульте управления судном стоит оборудование и других компаний.
— Вам уже приходилось работать на таких судах?
— Я проработал на буксирах с винторулевыми колонками уже 10 лет. Но такой мощности буксир у меня первый.