Работа на опережение

Некоторые атомные города вот-вот получат статус территорий опережающего развития. Почему буксовал закон о ТОР, чем ТОР в Снежинске будет отличаться от ТОР в Озерске, почему закрытость города — преимущество для инвесторов, в интервью «СР» рассказал директор частного учреждения по сопровождению реализации территориальных проектов атомной отрасли «Атом-ТОР» Фирдус Алиев.
— Для чего правительству понадобилось вводить особый правовой статус — территории опережающего развития?
— Три года назад закон о территориях опережающего развития формировался для Дальневосточного федерального округа. Вообще, выделение территорий с развитой производственной инфраструктурой и льготами для привлечения крупных предприятий — распространенная международная практика. Тогда в «Росатоме» посчитали, что этот механизм вполне применим и к закрытым городам отрасли. Глава госкорпорации Сергей Кириенко убедил президента и правительство, что ТОР нужно использовать для развития атомных городов. Люди в ЗАТО являются носителями продвинутых производственных, инженерных, конструкторских и научных компетенций, которые можно конвертировать в новые бизнесы. ЗАТО в закон включили.
Мы хотим, чтобы ТОР были в 10 ЗАТО и трех открытых моногородах — Глазове, Краснокаменске и Димитровграде. Еще обсуждается Электросталь, но пока рано говорить, что она может получить этот статус.
— Что получает резидент ТОР?
— В первую очередь сниженные налоговые ставки, льготные ставки аренды, упрощенные процедуры оформления документации на строительство и упрощенный порядок проведения госконтроля, режим свободной таможенной зоны, беспошлинный ввоз. Второе — доступ к высокопрофессиональным кадрам. Третье — готовые производственные площадки.
Уровень жизни в атомных ЗАТО значительно выше, чем в соседних муниципалитетах. «Росатом» вкладывает значительные средства в развитие городов присутствия, что и создает условия, в которых инвесторы могут развивать свой бизнес. Особый режим позволит сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций и улучшения качества жизни, а сэкономленные на налогообложении деньги резиденты будут вкладывать в свое развитие.
В обычном инвестиционном режиме вложения вернутся через семь-восемь лет. В случае с ТОР налоговые каникулы и другие льготы окупают проект за три — пять лет. Совсем другой эффект.
— Надолго ли присваивается статус?
— 70 лет с возможностью продления. Первые 10 лет для привлечения резидентов будут действовать особые льготы.
— ТОР будут чем-то отличаться друг от друга?
— Да. Идеология дальневосточных ТОР — открытый рынок, куда приходят западные или юго-восточные компании, переводят туда производственные мощности и в перспективе продают продукцию в России и за рубежом. У нас по-другому. Во-первых, мы ограничены режимом, у нас особый порядок работы с иностранным капиталом. Во-вторых, наша основная задача — создать в ЗАТО дополнительные производственные мощности и максимально задействовать специализацию опорных предприятий. Поэтому колоссальное внимание мы уделяли профилю будущих ТОР. Специализации — дополнительный драйвер для привлечения инвесторов и резидентов. Мы не открываем свою территорию всем подряд, а фокусируемся на своих сильных сторонах и компетенциях. Хотя закон и не ограничивает нахождение производств других направлений.


«ПРИ ВЫБОРЕ РЕЗИДЕНТОВ МЫ ДЕЛАЕМ УПОР НА КОМПАНИИ, КОТОРЫМ ВАЖЕН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БАРЬЕР БЕЗОПАСНОСТИ, НАПРИМЕР ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СЕКРЕТОВ. В ЧАСТНОСТИ, ЭТО АКТУАЛЬНО ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙФАРМАЦЕВТОВ ИЛИ ИТ-СФЕРЫ»


— У каждого города будет специализация?
— Примерно так. В каждом городе проведен анализ и выделены тематики, не связанные с основной деятельностью базовых предприятий, но в целом имеющие родственную специфику. Например, в Снежинске развивается ядерная медицина, облучательные технологии — в Озерске, химия — в Северске, ИТ — в Сарове, фармацевтика — в Новоуральске, еще машиностроение заявили во многих ЗАТО. Потребность предприятий отрасли в станочном парке гигантская. Поэтому проект по станкостроению заявлен, например, в Заречном и Трехгорном.
— Закрытость городов — плюс или минус для инвесторов?
— Это преимущество. При выборе резидентов мы делаем упор на компании, которым важен дополнительный барьер безопасности, например для сохранения технологических секретов. В частности, это актуально для производителей-фармацевтов или ИТ-сферы. Так, в Зеленогорске у нас есть потенциальный резидент, для которого размещение дата-центров на закрытой территории имеет большое значение.
Напомню, что в наших ЗАТО давно работает и сетевой ретейл, и сетевые заправки. Представьте, какой у них трафик грузов, и они не испытывают проблем с пропускной системой.
— Какие ограничения есть у резидентов?
— Речь идет только о новых бизнесах. Это требование закона. Своего рода борьба с офшоризацией. Резидентами ТОР могут стать только те компании, которые готовы вложиться в создание нового бизнеса и новых рабочих мест. Речи о переносе действующего предприятия не идет.

КОНТЕКСТ
В России 42 закрытых территориально-административных образования. Они относятся к Министерству обороны, «Росатому» и «Роскосмосу». В 1998 году для стимулирования бизнеса и создания рабочих мест во всех ЗАТО были введены налоговые льготы. В 2000 году льготы отменили частично, в 2004-м — полностью.
В атомных ЗАТО есть комплексные программы социально-экономического развития, охватывающие жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу образования, культуры и спорта. В 2016 году на их основе были написаны заявки на получение статуса территорий опережающего развития.
Для отраслевых предприятий режим ТОР — драйвер для выхода на рынок неядерной продукции плюс возможности для поиска партнеров.
На стадии подготовки заявок многие инвесторы подтвердили свое участие и подписали соглашение о намерениях открыть новые производства конкретной направленности. Половина заявок — предложения наших предприятий. Какие-то проекты находятся на стадии НИОКР, какие-то — на уровне бизнес-идей, бизнес-плана.
— Как будет регулироваться деятельность ТОР?
— Требование закона — у ТОР должна быть управляющая компания, которая будет отбирать резидентов и управлять льготами. На Дальнем Востоке такая компания управляет всеми ТОР в регионе. В 2016 году на базе дочерней компании РФЯЦ-ВНИИЭФ, «Инфраструктура и строительство РФЯЦ-ВНИИЭФ», создана управляющая компания, АО «Атом-ТОР», 100% акций которой находятся в федеральной собственности. Права акционера от имени государства осуществляет Министерство экономического развития. Мы же, частное учреждение «Атом-ТОР», выступаем от имени госкорпорации в диалоге с муниципальными и федеральными органами власти, субъектами РФ.

«Атом-ТОР» будет управлять всеми атомными ТОР. Пока компания работает только в Сарове — там ТОР уже создана.
— Сложно получить статус ТОР?
— Каждая ТОР открывается отдельным постановлением Правительства РФ. Требования чрезвычайно высокие, работа трудоемкая, сродни подготовке государственной программы. Одна заявка — порядка 1 тыс. страниц. В согласовании участвуют практически все федеральные органы власти — Минэкономразвития, Минфин, Росимущество, ФСБ, Росгвардия и т. д.
В основу заявок на ТОР легли программы социально-экономического развития закрытых городов, принятые в 2014 году. Мы провели исследования рынка, советовались с отраслевыми специалистами для выбора компетенций, которые целесообразно развивать.
— Закон вступил в силу в 2015 году, но с тех пор практически ничего не произошло. В чем причина?
— На старте закон предлагал режим ТОР Дальнему Востоку, ЗАТО и моногородам. Моногородов в стране порядка 260. За приставку «моно-» в свое время города боролись, потому что предполагалось, что она даст преференции. И среди наших ЗАТО семь моногородов. Но в законе о ТОР Минюст обнаружил противоречие: по мнению специалистов министерства, у претендента на статус ТОР не может быть статуса ЗАТО и моногорода одновременно. Он должен либо перестать быть ЗАТО, что совершенно невозможно, либо перестать быть моногородом, но этот статус тоже нужен. И весь 2016 год этот нюанс не находил решения.
После бесконечных консультаций и совещаний на уровне заместителей председателя правительства было решено, что нужны поправки в закон. Поправки зашли в Госдуму, и в конце сентября состоялось первое чтение. Рассчитываем, что к концу октября они пройдут второе и третье и после одобрения Советом Федерации будут подписаны президентом. По оптимистичному прогнозу, это ноябрь.
— И что тогда?
— Возобновится рассмотрение заявок, которое было приостановлено на разных стадиях. С высокой степенью вероятности быстро будет решение по Озерску и Снежинску, далее — Железногорску, Заречному и Северску, позднее рассмотрят Зеленогорск и Трехгорный. Нет никаких сомнений, что статус ТОР они получат. Будем делать все, что от нас зависит. Больше того, я убежден, что ТОР нужны и некоторым другим городам, где расположены крупные отраслевые предприятия.
У трех ЗАТО — Сарова, Новоуральска и Лесного — нет статуса моногорода. Саров, как я уже говорил, прошел рассмотрение. Его заявка стала моделью для других закрытых городов «Росатома». Поэтому подготовка документов шла со значительным опережением. В течение месяца рассчитываем получить статус для Новоуральска и Лесного. Документы по ним сейчас на согласовании в федеральных органах власти. Дальше — правительство, оттуда на подпись председателю правительства.
— Можно уже оценить экономический эффект ТОР в Сарове?
— Пока рано. Резидентами саровской территории опережающего развития готовы стать около 20 компаний, есть соглашения о намерениях реализации инвестпроектов. В частности, производство медицинских изделий, керамических материалов методом искрового плазменного спекания нанопорошковых композитов, фильтров высокой степени очистки воздуха, в том числе от бактерий. ВНИИЭФ заявил несколько высокотехнологичных проектов, в том числе центр продажи программных продуктов, производство сложных систем информационной безопасности, центр прототипирования.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: