НИКИЭТ отметил 65 лет со дня основания

Уверенность в том, что невозможное возможно, сотрудники унаследовали от основателя института Николая Доллежаля. Профессиональные амбиции подкрепляет опыт: НИКИЭТ решил и решает множество задач государственного значения.

История НИКИЭТ тесно связана с историей атомного подводного флота. «65 лет назад вышло постановление Совета Министров СССР о проектировании первой подлодки с ядерным реактором, и началась эпоха подводного атомного кораблестроения,— сказал на праздновании юбилея НИКИЭТ генеральный директор Андрей Каплиенко.— Наш институт разработал проект ядерной энергетической установки».

«Ваш институт дал нам, подводникам, практически неограниченные возможности,— отметил начальник главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, вице-адмирал Алексей Буриличев.— Ведь для любого подвижного объекта главное — это энергия. Есть энергия — будет решена любая задача. Вы нашим подлодкам энергию дали».

Потом был проект канального водографитового реактора для первой в мире атомной электростанции, первый двухцелевой энергетический реактор для Сибирской АЭС, первый канальный водографитовый реактор для Белоярской станции…

Сегодня НИКИЭТ проектирует быстрый реактор со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД-300 и ядерную энергетическую установку для освоения дальнего космоса. Еще никто в мире не брался за такие задачи, но коллектив НИКИЭТ делает невозможное возможным.

Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев признался, что долго думал, как коротко описать команду НИКИЭТ: «Вы не умеете быть вторыми. У вас лидерство в крови, дерзость в постановке задач. Я глубоко убежден, что стратегия в момент принятия должна выглядеть несбыточной, иначе это не стратегия, а план работы. Мы меняемся сами и меняем все вокруг себя, чтобы сказка стала былью. Наше поколение должно вывести «Росатом» в мировые технологические лидеры. Я уверен, что это невозможно без вашего прославленного коллектива».

Профессиональные амбиции и страсть к работе привил своим сотрудникам основатель института Николай Доллежаль. Его девизом были слова поэта Валерия Брюсова: «Если можешь, иди впереди века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века». «НИКИЭТ в семье даже называли моим младшим братом,— вспоминает дочь легендарного атомщика Наталья Доллежаль.— Отец всю жизнь посвятил институту, развитию атомной промышленности».

«Созданный Доллежалем коллектив состоял из небольшого количества сотрудников, которые уже работали с ним над промышленным реактором — наработчиком оружейного плутония, и большой группы выпускников вузов,— вспоминает ученик основателя НИКИЭТ, начальник лаборатории Георгий Гречко.— Многие из сотрудников воевали. Они знали цену победы, и главным в жизни для них был созидательный труд. Этот коллектив очень быстро решил невероятно сложную задачу — создал энергоустановку для первой подлодки. Это было настоящее чудо».

«Мы сохранили научную школу, выстроив диалог между ветеранами, заслуженными учеными, конструкторами и молодежью. Связь поколений никогда не прерывалась»,— подчеркнул Андрей Каплиенко.

Институт стал первым обладателем новой отраслевой награды. «Мы внесли изменения в регламенты по наградам и решили поощрять не только лучших сотрудников, но и лучшие коллективы,— объяснил Алексей Лихачев.— Эта новая традиция «Росатома» начнется с НИКИЭТ. Сегодня я имею честь прикрепить к знамени вашего института почетный знак «Академик Александров». Мое главное пожелание — сохранять лидерство».

ЭНЕРГИЯ ПОД ВОДОЙ

Первый в мире двухцелевой реактор ЭИ-2 для наработки плутония и производства электроэнергии; ядерная энергоустановка для первой советской атомной подводной лодки

Первый в мире двухцелевой реактор ЭИ-2 для наработки плутония и производства электроэнергии; ядерная энергоустановка для первой советской атомной подводной лодки

С начала 1950-х НИКИЭТ — головной разработчик корабельных паропроизводящих установок для атомных подлодок ВМФ. Для первой отечественной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» институт разработал водо-водяной реактор. Энергоустановка обеспечила кораблю скорость хода до 25 узлов, продолжительность подводного плавания — до 60 суток. Подлодка прослужила почти 30 лет. Впоследствии с использованием атомных установок этого типа было построено более 50 подводных лодок.

В 1959–1961 годы НИКИЭТ разработал проект самой мощной для того времени блочной паропроизводящей установки В-5 для АПЛ проекта 661. Подлодка К-162 установила мировой рекорд скорости подводного хода (45 узлов), не превзойденный до сих пор.

В 1960-е годы впервые в мировом кораблестроении институт создал вспомогательную одноконтурную установку ВАУ-6 с реактором кипящего типа для дизель-электрических подводных лодок проекта 651Э.

В 1970 году в НИКИЭТ спроектировали первую моноблочную реакторную установку МБУ. Специалисты предложили конструкцию парогенерирующего агрегата, содержащую в одном корпусе все основное оборудование первого контура: активную зону, парогенератор, циркуляционные насосы, фильтр и частично компенсатор давления. В 1980–2000 годы построили серию атомных подлодок с реакторами такого типа, они эксплуатируются до сих пор.

РЕАКТОРЫ ДЛЯ НАУКИ

Исследовательский реактор СМ-3

По проектам НИКИЭТ построено 27 исследовательских реакторов в России и за ее пределами. Например, ИБР-2М в Дубне — уникальный импульсный реактор на быстрых нейтронах с периодической модуляцией реактивности. Он предназначен для изучения взаимодействия нейтронов с атомными ядрами. На установке ведут исследования ученые из 30 стран.

В активной зоне реактора СМ-3, построенного по проекту НИКИЭТ в Димитровграде,— самый мощный поток нейтронов, который позволяет нарабатывать любые изотопы, в том числе трансурановых элементов: калифорния, эйнштейния, берклия, кюрия. Реактор решает и научные задачи: высокая плотность потока нейтронов в экспериментальных каналах обеспечивает возможность ускоренного высокодозного облучения материалов и изделий.

Исследовательский реактор МИР имеет семь экспериментальных петлевых установок в бассейне. В каждой — свой режим теплоносителя: можно работать с водой, можно с перегретым паром, можно с газом, можно проводить одновременно несколько экспериментов с разными параметрами. НИКИЭТ — главный конструктор МБИР, который станет самым мощным исследовательским реактором в мире.

ВКЛАД В ТЕРМОЯД

Инженерный проект ядерно-физических систем ИТЭР

НИКИЭТ более 30 лет участвует в программах по управляемому термоядерному синтезу. Основное направление деятельности института — разработка ядерно-физических систем термоядерных установок, которые включают бланкет, системы преобразования энергии и экспериментальные модули.

Для международного проекта ИТЭР институт разрабатывает несущие конструкции для первой стенки и соединители модулей бланкета. В НИКИЭТ освоили технологические процессы изготовления и сделали опытную партию гибких опор, электроизолирующих элементов и электрических замыкателей — все это соединители модулей бланкета. Изготовлен опытный образец несущей конструкции для первой стенки. Испытываются узлы крепления первой стенки. Первая опытная партия пьедесталов для электрических замыкателей будет отправлена в Международную организацию ИТЭР в этом году.

ЭПОПЕЯ РБМК

Реактор РБМК

До РБМК НИКИЭТ создал несколько канальных установок разной мощности: АМ для Обнинской АЭС, ЭИ-2 для Сибирской станции, АМБ-1 и АМБ-2 для Белоярской АЭС. Задачу создать мощный энергоблок с канальным кипящим реактором поставили в 1960-е годы. Обеспечить потребности страны в электроэнергии за счет традиционной энергетики было невозможно, для ВВЭР еще не было производственной базы. Накопленный опыт по сооружению канальных реакторов позволил быстро наладить изготовление оборудования на машиностроительных заводах. Всего в стране было построено 17 энергоблоков с реакторами РБМК. На них вырабатывается почти половина атомной энергии.

ВСЕ ДАЛЬШЕ В КОСМОС
НИКИЭТ65_2На Семипалатинском полигоне в 1960–1980-е годы разрабатывали ядерный ракетный двигатель (ЯРД). НИКИЭТ стал главным конструктором реакторов ИГР и ИВГ-1, на которых испытывали топливные каналы и элементы будущего ЯРД. Распад СССР не позволил осуществиться планам по освоению дальнего космоса с помощью энергии атома. Но в XXI веке эта идея, возможно, будет воплощена.

В 2009 году стартовал проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса. НИКИЭТ — главный конструктор реакторной установки. ЯЭДУ будет состоять из четырех основных частей: реактора, системы преобразования энергии, холодильника-излучателя и электроракетной двигательной установки. Транспортно-энергетический модуль, включая ЯЭДУ, создается из отечественных материалов и комплектующих ведущими предприятиями «Росатома» и «Роскосмоса».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё