Против ветра
На южное побережье США обрушилась стихия: не успел Техас перевести дух и восстановить силы после тропического шторма «Харви», как в океане зародился новый ураган — «Ирма» — и направился к берегам Флориды. Газеты назвали это стихийное бедствие самым сложным тестом для атомной отрасли после цунами в Фукусиме. Испытание американские АЭС выдержали.
Чего не хватает АЭС
«Харви» вызвал наводнение исторических масштабов и причинил убытки на сотни миллионов долларов. Небывалой силы шторм вынудил закрыться нефтеперерабатывающие заводы, приостановил ветряную и солнечную генерацию и стал причиной взрывов и пожаров на химическом заводе Arkema. И только АЭС «Саус-Тексас» продолжила работу в обычном режиме.
По проекту АЭС «Саус-Тексас» способна выдержать торнадо и ураган наивысшей категории. Оборудование и хранилище отработанного топлива обоих блоков надежно укрыты железобетонной защитной оболочкой шириной 2,1 м. Эти стены должны устоять в том числе при падении на них самолета.
Из 250 техников и инженеров были организованы штормовые бригады, сменявшие друг друга каждые 12 часов. Спали на кроватях, которые привезли на станцию накануне прихода «Харви», одежду стирали в душевых. Боб Татро, ветеран АЭС с 30-летним стажем, управлявший одной бригадой, сообщил: «Нормальный сон — все, что было нужно, чтобы подготовиться к смене».
Когда в кафетерии АЭС закончились продукты, операторы уговорили владельца местного магазина открыть его, чтобы пополнить запасы продовольствия, несмотря на приказ о немедленной эвакуации. Позже атомщики совершили набег в ближайший Walmart — закупили на 2 тыс. долларов нижнего белья, носков и других предметов первой необходимости. «Среди прочих вещей мы убедились, что если чего и не хватает на станции, так это стиральных машин»,— подытожил потом один сотрудник АЭС.
«Ирма» наносит удар
Утром 10 сентября «Ирма», шторм пятой категории, направлялась к Южной Флориде после сокрушительного удара по Кубе. Ослабев до третьей категории, она, согласно прогнозам, должна была набраться сил и принести с собой приливные волны в штат, где на побережье расположены две АЭС — «Терки-Пойнт» и «Сент-Люси».
Обе станции построены на высоте 6 м над уровнем моря во избежание затопления и штормового нагона воды. Согласно заявлениям оператора Florida Power and Light (FPL), АЭС сконструированы таким образом, чтобы противостоять природным катаклизмам: торнадо, землетрясениям, ураганам и приливным волнам.
После предупреждения о том, что «Ирма» движется к АЭС «Терки-Пойнт», FLP приняла решение об останове реакторов. Однако, как было сказано в видеообращении компании в Facebook, только блок №3 успели подготовить к останову, как метеорологи скорректировали прогноз и заявили, что станция не подвергнется воздействию сильного ветра. Поэтому блок №4 продолжил работу. Впрочем, его пришлось остановить вечером того же дня из-за отказа оборудования. Инцидент не имел отношения к удару шторма. Случилась поломка регулирующего клапана, который контролирует поток воды в три парогенератора, и операторы заглушили реактор. Останов прошел в штатном режиме. Примечательно, что на «Терки-Пойнт» несколько энергоблоков, но только два из них — №3 и 4 — атомные.
Персонал АЭС «Сент-Люси» был вынужден сначала снизить мощность блока №1, а потом и остановить его. «Увеличилось содержание соли на изоляторах в распределительном щите, который поставляет электроэнергию за пределами здания АЭС, сотрудники станции работают над устранением проблемы»,— говорится в блоге Комиссии по ядерному регулированию США. Вероятно, это следствие урагана: изменился состав воды, подаваемой в реактор. Второй блок работает на полную мощность.
Остается добавить, что ни одно из упомянутых выше происшествий не представляло ни реальной, ни потенциальной угрозы безопасности населения штата.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Екатерина Рябиковская
Научный сотрудник лаборатории ядерных материалов, Техасский университет A&M
— Не успела я сойти с трапа самолета в аэропорту Хьюстона, как на телефон посыпались сообщения от друзей: надвигается шторм. Я скептически огляделась — ярко светило солнце, ни одного облака,— но на всякий случай решила поспешить: университет в двух часах езды от Хьюстона.
Погода начала портиться только на следующий день. Сначала к нам поселили эвакуированных студентов и собаку из филиала в Корпус-Кристи — города, первым принявшего удар стихии. Потом отменили занятия. Я сидела дома, мониторя онлайнкарты движения урагана и поглядывая в окно на гнущиеся от ветра пальмы. Ураган обошел нас стороной, но очень навредил Хьюстону.
Как только немного схлынула вода и открылись дороги, мы поехали в Хьюстон. Несколько сотен добровольцев — школьники, студенты нашего университета и даже один студент-физик МФТИ — собрались в большом ангаре, принадлежащем местной церкви. Вдоль стен выстроились упаковки бутылок с водой, инвентаря, чистящих средств и предметов гигиены. Волонтеров накормили, разбили на бригады и отправили работать.
Нашей бригаде достались четыре больших двухэтажных дома. Снаружи разрушений видно не было. Но в домах стоял спертый влажный воздух, царил беспорядок. Сначала нужно было вынести мебель и вещи из всех комнат первого этажа, потом отодрать ковролин, утеплители, плинтусы, открутить розетки, срезать гипсокартон, собрать мусор. Затем стены тщательно сушили фенами. У бригады из 20 человек на дом уходило часа два-три.
К вечеру перед оградами высились метровые кучи мусора, большую часть мебели и вещей пришлось выбросить. Десятки чужих людей в масках разбирают твой дом на части и выбрасывают то, что тебе дорого, — зрелище шокирующее. Я видела, как одна женщина из сваленных у дома грязных мокрых вещей трепетно извлекла снимок УЗИ. Растерянные жители помогали по мере сил, но одной семье с такой работой в короткие сроки справиться было нереально.