«Росатом» показал чистое будущее
Форум «Атомэкспо‑2017» побил рекорд по числу участников. Это объяснимо, ведь перед атомщиками всего мира стоят амбициозные цели по увеличению мощностей АЭС. Только так можно создать по-настоящему безуглеродную энергетику в соответствии с Парижским соглашением по климату. И реализация этого плана возможна только при объединении усилий всех игроков рынка.
Утром в день открытия перед входом в Гостиный Двор выстроилась огромная очередь, в зале на пленарном заседании яблоку негде было упасть. Ощущение того, что в этом году интерес к форуму небывалый, подтвердил статистикой гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев: «Девятый «Атомэкспо» — это свыше 6,5 тыс. делегатов, 653 компании, более 100 из которых здесь со своими стендами. Это 33 официальные правительственные делегации. Это, включая Россию, 65 странучастников». Иными словами, «Атомэкспо», который начинался как главный российский форум по атому, становится одним из центральных событий в глобальной индустрии. Об этом говорит не только многостраничный список иностранных делегатов, но и пул мировой прессы. «Собираются не только опытные участники атомного рынка — добавляются страны, которые делают выбор в пользу атомной энергетики, присматриваются, определяются. С каждым годом их все больше и больше. И это как раз залог успешного и устойчивого развития атомной энергетики»,— констатировал перед пленарной сессией глава наблюдательного совета «Росатома», первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко. Он обратил внимание, что Парижское соглашение открыло перед игроками атомного рынка окно возможностей. Увеличение мощности АЭС более чем в два раза к 2050 году — масштабная задача, решение которой даcт сильнейший импульс для развития других областей промышленности и науки. «Атомная энергетика позволяет динамично развивать экономику страны, которая становится на этот путь: в сфере медицины, сельского хозяйства, машиностроения, транспорта, освоения природных запасов и многих других»,— отметил Сергей Кириенко.
В гармонии с природой
В этом году зал, где проходила пленарная сессия, был оформлен необычно: на стенах нарисовали леса — видимо, бореальные, на потолке — небо. Алексей Лихачев пошутил, что из-за пасмурной погоды в Москве ясное небо можно увидеть только здесь: наглядное подтверждение того, что солнце и ветер не постоянны и не могут гарантированно обеспечивать энергопотребление в мире. ВИЭ внесут значительный вклад в энергобаланс, говорит Алексей Лихачев, но их будет недостаточно для стабильной, базовой генерации. Атомная энергетика — это не просто стабильность и отсутствие выбросов, это экономический фактор. Благодаря низкой топливной составляющей она становится своего рода страховым полисом для национальных экономик.
«Главный вызов — перезагрузка мировой энергетической повестки, более амбициозная роль атомной энергетики с акцентом на экономичность, на экологическое превосходство, с акцентом на технологическое лидерство»,— заключает Алексей Лихачев. Гендиректор Всемирной ядерной ассоциации Агнета Ризинг вкратце рассказала об инициативе под названием «Гармония», которая предполагает, что для обеспечения спроса на надежную, доступную и чистую энергию необходимо увеличить долю АЭС в мировом энергобалансе до 25%. Здесь показателен пример Германии, которая хочет, с одной стороны, снизить эмиссию СО2, а с другой — защитить потребителей от роста цены на электроэнергию. В стране, отказавшейся от атома, ускоренными темпами вводятся ВИЭ: их суммарная установленная мощность уже сравнялась с установленной мощностью всех АЭС Франции. При этом, отмечает Агнета Ризинг, по итогам 2016 года выбросы в Германии на прежнем уровне, а цены на электроэнергию из-за субсидий — на втором месте в Европе. Выступление гендиректора Агентства по ядерной энергии ОЭСР Уильяма Мэгвуда строилось на вопросах, а не ответах. По его словам, роль атомной энергетики в будущем энергобалансе зиждется на двух ключевых вопросах: насколько серьезно мы относимся к проблеме парниковых газов и нужны ли нам станции с базовой нагрузкой? Если в обоих случаях ответ утвердительный, то вывод очевиден: нет другого пути, кроме развития АЭС. На политическом уровне все выглядит так, будто к сокращению эмиссии СО2 относятся очень серьезно, рассуждает Мэгвуд, но когда речь заходит о воплощении этих планов, картина меняется. Согласно же некоторым исследованиям, для стабильной работы энергосистемы нам нужно 40–60% энергомощностей, работающих «в базе». По мнению президента Научного совета по глобальным инициативам Тома Блиса, сегодня одним из ключевых факторов выбора типа электростанции является экономика, но АЭС в последнее время только дорожали из-за ужесточения регулятивных норм. Уже есть разработки, которые могли бы снять много вопросов по безопасности. Например, реакторы с атмосферным давлением, в которых невозможны инциденты, происходящие из-за высокого давления. Либо жидкосолевые реакторы, в которых исключен расплав топлива, так как делящиеся материалы уже растворены. Эксперт предложил посмотреть на рынок энергетических реакторов под другим углом: ведь можно продавать не АЭС, а электроэнергию. Например, плавучие станции, которые развивают Россия и Китай, можно перемещать куда угодно и продавать электроэнергию той стране, которая не обладает 5–7 млрд долларов на строительство АЭС. Заместитель директора МАГАТЭ Михаил Чудаков рассказал, как агентство работает со странами-новичками. МАГАТЭ не влияет на решения правительств, не продвигает атомную энергетику. Однако, если такие планы будут, МАГАТЭ поможет.
Энергобезопасность превыше всего
Покупателей АЭС изменение климата заботит в меньшей степени, для них атомная станция прежде всего гарантия энергобезопасности. Эта мысль четко прослеживалась в трех выступлениях. Вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко вооружился цифрами. Экономика страны в последние 15 лет растет в среднем на 8,2% в год, что требует соответствующих энергомощностей. При этом Белоруссия закупает 85% первичных энергоносителей, а 95% выработки осуществляется на газовых теплостанциях. Строительство АЭС, которая будет вырабатывать почти треть электроэнергии в стране, позволит снизить зависимость от импорта энергоресурсов. По словам Яноша Шули, министра по делам расширения АЭС «Пакш», Венгрия импортирует до 50% электроэнергии, что затрудняет развитие экономики. Важно, что расширение «Пакша» поддерживает население. «Более чем за 30 лет работы станции не было ни одного аварийного случая, и люди удостоверились, что она не оказывает влияния на окружающую среду, поэтому поддерживают сооружение новых блоков»,— объясняет Янош Шули. Заместитель министра энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслан Байрактар рассказал, что на решение строить АЭС повлияло повышение спроса на электроэнергию, последовавшее за ростом экономики, и нежелание зависеть от импорта энергоресурсов. Турция планирует дифференцировать энергобаланс за счет АЭС, ВИЭ и угольных станций, которые будут работать на отечественном сырье.
Новый уровень
В современных условиях выиграет тот бизнес, который заручится поддержкой социума и обеспечит приемлемость того, что он делает на территории другой страны, считает глава Россотрудничества Любовь Глебова: «Доверие к тому, что делает бизнес, в том или ином сообществе становится ключевым фактором современной экономики». Гуманитарное проектирование «Росатом» делает частью своего комплексного предложения. Этот опыт учитывают другие представители российского бизнеса, более того, тема гуманитарного сопровождения экономической интеграции, экономического продвижения России превращается в государственную задачу, подчеркивает Любовь Глебова. Так, к осени правительство поручило подготовить концепцию госпрограммы по этому вопросу. Алексей Лихачев считает, что пора переходить от обеспечения общественной приемлемости к формированию общественной востребованности атомной энергетики. Самой отрасли для продвижения технологий необходимо выйти на новый уровень международной кооперации. «При этом темой номер один должно быть повышение безопасности,— констатировал Алексей Лихачев.— Совместная работа должна быть посвящена в первую очередь обмену лучшими практиками, поиску новых решений по повышению безопасности». Увеличение доли атомной энергетики до 25% предполагает кратный рост объема строительства. «Мы должны быть к этому готовы финансово, технологически и эмоционально»,— заключил гендиректор «Росатома».
В центре выставочного пространства — большой интерактивный глобус, на котором отмечены страны присутствия «Росатома». Рядом — информационные экраны, там можно узнать подробности проектов. В павильоне Комиссариата по атомной и альтернативным видам энергии Франции (CEA) устроили дегустацию вина. Чем не способ наладить деловые связи? У стенда ТВЭЛ не протолкнуться: викторины, игра в шахматы с фигурами из циркония, встреча с конструкторами первых центрифуг. Никто не уходит с пустыми руками. Первый подарок получил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Сотрудники компании вручили ему мешок пигментного диоксида титана со словами: «Белый как снег». Это импортозамещающая продукция для производства лакокрасочных материалов. Дизайн стенда обыгрывал специализацию ТВЭЛ: даже стойки для зарядки гаджетов стилизовали под топливные сборки. У стенда электроэнергетического дивизиона «Росатома», а точнее вокруг макета плавучей станции «Академик Ломоносов», толпились китайские партнеры из CNNC. На стенде АЭМ предлагали за 10 минут совершить экскурсию по производственным цехам «Гидропресса», МСЗ и «Атоммаша». Надеваешь очки виртуальной реальности, садишься на велосипед — и вперед. Можно остановиться и понаблюдать, например, как варят толстостенный корпус реактора. Специалисты «РосРАО» демонстрировали мобильный роботизированный антропоморфный манипулятор для сортировки радиоактивных отходов. На стенде АСЭ рассказывали о платформе Multi-D и предлагали при помощи симулятора поуправлять жизненным циклом АЭС от проектирования до вывода из эксплуатации. АО «Наука и инновации» собрало несколько экспонатов, которые демонстрировали передовые разработки отраслевых ученых. Фавориты посетителей — левитационный транспортный модуль и ядерная батарейка. НИИ на своих стендах представили макеты малых реакторов. Так, НИКИЭТ продемонстрировал макет автономного транспортабельного газоохлаждаемого реактора мощностью 1 МВт. Иностранные участники тоже привезли макеты энергетических установок. Например, Areva продемонстрировала интерактивный макет АЭС с быстрым реактором ASTRID. Впервые на «Атомэкспо» представила свою продукцию Южная Корея. Правда, буклеты на английском быстро закончились, остались на корейском. Не говорящий по-английски пожилой кореец проявил находчивость и, воспользовавшись карандашом и бумагой, умудрился рассказать о работе устройства для удаления окалины на градирнях. На выходе с выставки посетители получали магнитик с собственным фото. Многие «печатали» себя рядом с картонным Курчатовым возле стенда «Маяка» — это был мем форума. Кажется, Гостиный Двор становится мал для «Атомэкспо». Следующий форум будет юбилейным. И мы точно знаем: «Росатом» найдет чем удивить гостей.