В темпе отрасли

Финал Турнира молодых профессионалов в этом году прошел на Ордынке. В стенах госкорпорации собра­лись 165 талантливых молодых людей — 120 студентов и 45 специалистов предприятий «Росатома». Сделать двигатель для беспилотника, гибридный накопитель энергии, робота для резки радиоактивных отходов для этих ребят не представляет никакого труда. 
Время первых
Команда Григория Шанина ста­ла безоговорочным лидером тур­нира. Ребята работают над созда­нием газотурбинных двигателей малой тяги. Выступление студен­та «Бауманки» произвело силь­ное впечатление на присутствую­щих. Это была единственная команда, получившая высший балл сразу от нескольких членов жюри. «На рынке нет аналогов. Существующие решения имеют высокий расход топлива и низ­кий ресурс — менее пяти часов работы, — рассказывает Григо­рий Шанин. — Мы не пытались сделать лучше конкурентов, ко­торые уже много лет на этом рынке. Мы пытались сделать по-другому. И этот подход ока­зался эффективным».
Газотурбинная установка Гри­гория Шанина может стать про­рывом на российском рынке беспилотников. Уже готов прото­тип — по сравнению с конкурен­тами участники команды на 40 % улучшили топливную эффектив­ность, в 100 раз увеличили ре­сурс работы. «Благодаря внедре­нию аддитивных технологий мы смогли сделать более гиб­кую конструкцию, которая легко адаптируется под нужды заказ­чика, — рассказывает Григорий Шанин. — Потенциальный кли­ент, Министерство обороны РФ, планирует потратить на беспи­лотные летательные аппараты к 2020 году около 320 млрд руб­лей, МЧС — 50 млрд». Ребя­та собираются также выйти на растущий рынок локальных энергетических станций. На со­вершенствование технологии, научные изыскания и запуск се­рийного производства им нужно 70 млн рублей. ТВЭЛ уже выра­зил заинтересованность в про­екте и готов помочь его реализо­вать на базе дивизиона.
Команда Кирилла Никитина, занявшая второе место, разра­ботала электрическую машину с высокой удельной мощно­стью на базе высокотемператур­ных сверхпроводников. Расче­ты и конструкторские работы проведены совместно с кафе­дрой 310 МАИ, дело за создани­ем опытного образца. «У этого направления очень большие пер­спективы, — говорит выпускник МАИ Кирилл Никитин. — Ана­логов конструкции в мире нет. По сравнению с классической электрической машиной наше устройство в 50 раз меньше и легче, КПД выше на 10 – 15 %». Область применения огромна: при производстве двигателей для атомных подводных лодок и ле­доколов, газовозов, беспилотни­ков, а также электрогенераторов для ветрогенераторов. Коман­да уже готовит документы в Рос­патент.
Ребята могли бы пропустить этот «ТеМП», если бы не настой­чивость одного из участников. «Я знал, что у Кирилла был та­кой дипломный проект, но реа­лизовывать его он не стал, — рас­сказывает Алексей Свиридов, студент филиала МЭИ в Волж­ском. — Я увидел в его работе по­тенциал, так как, на мой взгляд, машиностроение все больше ухо­дит в низкие температуры. С по­мощью низких температур мож­но увеличить мощность при очень маленьких размерах кон­струкции. Я убедил Кирилла уча­ствовать, ведь его расчеты это подтверждают».
«Росатом» рассмотрит этот проект на предмет инвестиций, так как он даст госкорпорации конкурентное преимущество на мировом рынке сверхпро­водниковых электрических ма­шин. «Мы очень хотим работать в «Росатоме», — признаются ре­бята. — За этим сюда и приеха­ли. Мы готовы реализовать свой проект на базе госкорпорации. А если нашим навыкам найдется применение в других сферах, мы также не упустим возможности».

ЧТО НОВОГО?
«ТеМП» мы проводим уже седьмой год, — го­ворит директор по персоналу «Росатома» Татьяна Терентьева. — В формате конкур­са произошли изменения: если проекты пре­дыдущего года были направлены на реше­ние производственных задач, то прошедший «ТеМП» был посвящен поиску новых идей по трем стратегически важным для отрасли направлениям — запуску новых продуктов, увеличению доли на международном рынке и снижению себестоимости и сроков протека­ния процессов». Поменялась и механика турнира. Участ­ники прислали больше 400 идей по 18 техно­логическим направлениям. Генерация про­рывных решений была сосредоточена в сфере аддитивных технологий, новых материалов, ветроэнергетики, сверхпроводимости, нако­пителей энергии и т. д. Отраслевые эксперты выбрали наиболее перспективные. Следую­щий шаг — разработка бизнес-проектов. Для этого были сформированы проектные коман­ды. И наконец, финал: ребята защищали про­екты перед потенциальными инвесторами — членами жюри. «В этом году с участниками помимо спе­циалистов предприятий работали менто­ры по технологическому предприниматель­ству — эксперты из крупных российских венчурных компаний, — рассказывает ди­ректор центра по работе с вузами и выпуск­никами Академии «Росатома» Татьяна Бе­ляева. — Нашей задачей было обучить ребят бизнес-мышлению и предпринимательско­му подходу, ведь этому в вузах уделяют не так много внимания. А умение коммерциализи­ровать технические и инженерные идеи прин­ципиально важно. Академия также провела ряд тренингов, чтобы подготовить финали­стов к выступлению».
Команда Сергея Макухина представила на «ТеМПе» проект «Живая вода», название которо­го созвучно с названием проек­та «Чистая вода» по опреснению, водоподготовке и водоочист­ке, который активно продвигает «Атомэнергомаш». Конкурсант об этих разработках знает: «Тех­нологии по опреснению у нас со­впадают, различия в источни­ке энергии. Мы рассматриваем вариант использования корпус­ного кипящего реактора сред­ней мощности ВК‑300. В проек­те «Чистая вода» предлагается использовать референтные ре­акторы большой мощности типа ВВЭР‑1200. Наша установка нуж­на для крупнотоннажного опрес­нения. Она будет интересна стра­нам, имеющим выход к морю, преимущественно на Ближ­нем Востоке и в Северной Афри­ке. Установку можно использо­вать с реакторами любого типа, внедрить опреснительные бло­ки можно и на уже построенных станциях». Проект ребят вошел в двадцатку лучших, а значит, у них есть шанс получить финан­сирование от госкорпорации.
Сергей Макухин учится в ма­гистратуре Петербургского по­литехнического университета, над проектом работает око­ло трех лет. В прошлом году он участвовал в «ТеМПе» с другой командой, но пройти в полуфи­нал не удалось. «Тогда я твердо решил, что попробую еще раз, — говорит Сергей Макухин. — Ны­нешним результатом не вполне доволен, поэтому обязательно приедем на «ТеМП‑2018» — ис­ключительно за победой. Наде­юсь, что нас привлекут к рабо­те над проектом «Чистая вода». После учебы, конечно, меч­таю устроиться работать в «Рос­атом» — в область, связанную с проектированием атомных станций».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Терентьева
Директор по персоналу «Росатома»
— Мы всегда рады видеть в «Рос­атоме» талантливую молодежь, предлагающую яркие идеи, спо­собные дать фору любым имею­щимся разработкам. И если гени­альный проект не набрал нужных баллов в первый раз, потому что автор не смог выигрышно его презентовать, то на суперфинале с генеральным директором у него будет второй шанс, и я уверена, что все обязательно получится. Турнир помогает участникам расти и экспертно, и профессио­нально, не бояться добиваться новых высот в работе, карьере, да и просто в жизни. Не случайно в этом же году один из побе­дителей «ТеМПа», а ныне наш работник, получил почетное зва­ние «Человек года» в номинации «Восходящая звезда» и признание на уровне всей отрасли.
Кирилл Комаров
Первый заместитель гендиректо­ра «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу
— Невзирая на молодость до­кладчиков, многие из заявленных тем нас не по-детски тронули. И мы приняли решение: несмо­тря на то что призеров 10, мы возьмем в проработку все 20 тем и будем рассматривать возмож­ность выделить деньги на их реализацию. Поэтому все должны быть настроены на серьезную работу.
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: