Контакты в контракты
«Русатом — Международная сеть» — ключевой партнер предприятий отрасли в работе на мировом рынке. О том, как коммуникации помогают наращивать портфель заказов, в интервью «СР» рассказал глава РМС Александр Мертен.
— Оцените, пожалуйста, итоги работы РМС в 2016 году.
— Событий много, в целом год прошел для отрасли довольно хорошо. При участии РМС были решены важные для отрасли вопросы. Например, болгары выплатили долг за закрытие проекта АЭС «Белене». Здесь отлично поработали и наши отраслевые юристы, и коллеги из АСЭ, наш региональный центр в Центральной Европе обеспечивал организацию работы проектной команды и взаимодействие с болгарской стороной.
Несмотря на все политические события в мире и неоднозначное отношение к России во многих странах, решение международного арбитража по АЭС «Белене» лишний раз доказывает, что «Росатом» — это действительно глобальная компания, которую уважают. В том числе за то, что она работает исключительно в рамках правового международного поля. «Росатом» никогда не нарушал своих обязательств по договорам и не собирается это делать в дальнейшем. Это очень важно для репутации госкорпорации.
Значимым для нас стало развитие проекта АЭС «Пакш‑2». Контракт «Росатом» заключил довольно давно. Но Еврокомиссия решила подробно его изучить. Специалисты РМС плотно работали с венгерскими партнерами, с кабинетом премьер-министра, мы давали все необходимые разъяснения по проекту. Наконец расследование завершилось, проекту дан зеленый свет. Считаю, что это наш общий большой успех.
Кстати, по «Пакшу‑2» была очень показательная история. Еврокомиссия на своем сайте проводила опрос, эксперты со всего мира могли оставить комментарий о проекте. Более двух третей отзывов было за строительство «Пакша‑2». Причем эти комментарии были не из России, а со всего мира, в том числе из Западной Европы, Латинской Америки. И тут тоже есть вклад РМС. С появлением офисов нашей сети в разных регионах мира мы стали ближе к клиентам, понятнее им.
Не менее важная часть работы РМС сосредоточена в области международного пиара, в том числе организации мероприятий в странах присутствия и для наших потенциальных клиентов. За год мы приняли на объектах «Росатома» огромное количество делегаций, иностранных журналистов, специалистов, экологов, экспертов из разных стран. Провели множество семинаров и круглых столов для потенциальных партнеров. Все это, безусловно, также работает на имидж «Росатома» в мире.
— А по цифрам что?
— При непосредственной помощи РМС в 2016 году компании «Росатома» заключили контракты на общую сумму почти 300 млн долларов.
— Это ожидаемый результат?
— Мы выполнили КПЭ, по отдельным показателям даже с превышением. Наши основные показатели — это портфель заказов, выручка на международном рынке и реализация новых продуктов. Но знаете, нет предела совершенству. Конечно, подводя итоги, всегда понимаешь, где и что можно было сделать лучше.
— Можете привести какой-то пример? Что не получилось, а жаль?
— Недавно южноафриканская компания Eskom искала подрядчика для строительства блока тепловой станции с поставкой оборудования. У них там случилась авария, и надо было срочно решать вопрос. А у нас есть соответствующие компетенции в отрасли. Причем заказчик готов был отдать генподряд целиком и за живые деньги.
Мы начали искать исполнителей в отрасли. И никто не захотел. Кто-то отказался, сославшись на большой объем заказов по атомной тематике. Кто-то был не готов взять на себя роль EPC-подрядчика. В общем, к сожалению, мы упустили эту возможность.
— Но мы же в Африке хотим АЭС строить. Этот контракт нам как-то помог бы?
— Ну, во‑первых, мы могли там заработать. Стоимость контракта была порядка 600 млн долларов. И, действительно, не менее важно, что именно Eskom будет принимать решение о строительстве новых АЭС в ЮАР. А значит, успешно реализованный контракт в тепловой энергетике был бы нам в плюс.
— Какие планы у РМС на этот год?
— Снова запланирован рост показателей по сравнению с прошедшим годом. При этом портфель заказов у «Росатома» настолько большой, что ставить задачу его наращивания в разы было бы неправильно. Тем не менее определенный рост закладывается. Выручка на международных рынках должна как минимум не снизиться, а в идеале — тоже подрасти. И конечно, новое для нас в этом году — это то, что руководство отрасли утвердило концепцию развертывания продаж новых продуктов «Росатома» на базе региональной сети РМС. Определены пилотные продукты.
— Например?
— Мы уже начали активно взаимодействовать с «Атомэнергомашем» и его дочерней структурой, заводом Ganz в Венгрии, по реализации продуктов в области гидроэнергетики. Я имею в виду проект мини-ГЭС. Будем работать с Rusatom Healthcare по ядерной медицине и многофункциональным центрам обработки, с Umatex по углеволокну.
— Готовы ли предприятия оперативно по вашему сигналу выдать новый продукт?
— К сожалению, не всегда. Общеотраслевой успех складывается из взаимодействия всех составных частей. Наша задача — снять информацию с рынка, понять, что нужно клиенту: технические, стоимостные характеристики, количество и т. д. Мы это передаем в отрасль и пытаемся оценить готовность выполнить потенциальный заказ. Тут подключается научно-технический блок, который подтверждает наличие технологии. Дальше проводится оценка стоимости. И наконец, производственный блок должен назвать сроки и подтвердить стоимость. Если все совпало — запускаем.
Но у нас же часто инициатива исходит от предприятий: вот мы произвели условный куб железа, продайте его, пожалуйста. Мы, конечно, можем выйти на рынок, кинуть клич — и может, даже случится чудо, кто-то купит этот куб железа. Но, как правило, это не работает. Прежде чем запускать новый продукт в производство, нужно убедиться, что под него есть рынок.
— Где-то сконцентрирована информация о новых продуктах предприятий отрасли?
— Зачем вписали тогда в каталог?
— А вы можете повлиять на цену новых продуктов?
— Вопрос стоимости непростой и в чем-то даже болезненный для отрасли. Мы уже почти три года живем в условиях измененного курса доллара к рублю, и руководство госкорпорации постоянно говорит, что этим окном возможностей надо пользоваться. Если у нас все затраты в рублях, зарплаты и электроэнергия в рублях, значит, цена в долларах должна уменьшаться. К сожалению, нам не удалось пока в полной мере воспользоваться этим преимуществом.
— Мировой атомный рынок потряхивает. Непростая ситуация в Areva, банкротство Westinghouse. Появляются новые конкуренты. Как это сказывается на «Росатоме»?
— Проблемы у традиционных поставщиков — это очень серьезный сигнал и, конечно, не повод для радости. Подобные истории в любом случае отражаются на рынке в целом. Важно проанализировать, что случилось, и постараться учесть этот опыт.
А что касается конкурентов, то помните, как говорилось в «Кавказской пленнице»? «Тот, кто нам мешает, — тот нам и поможет». Надо сотрудничать с конкурентами там, где это возможно. И мы, например, с той же Areva взаимодействуем. Есть совместные проекты с Alstom, EDF, GE. В наших проектах поставщиками выступают Rolls-Royce, Siemens. Активно сотрудничаем с китайскими и корейскими компаниями. Часто ведь как бывает — пока двое спорят, третий выигрывает. Иногда, может быть, стоит чем-то поделиться, чтобы получить пусть не весь пирог, но его часть. Кусок пирога — лучше, чем вообще ничего.
— Расскажите о рутинной работе РМС. В чем она заключается?
— В работе с клиентами важно все, даже просто поддержание контакта. Многие вопросы удается снимать при личном общении. Например, сервисные работы для АЭС «Козлодуй» в Болгарии. У директора станции и руководителя энергохолдинга возникали определенные вопросы еще во время работ по пятому блоку. На уровне регионального центра по Центральной Европе мы провели с ними переговоры. Услышали, что их может не устраивать, постарались им объяснить нашу позицию. Связались с «Русатом Сервисом», обсудили ситуацию. В итоге нам удалось снять все острые вопросы. «Русатом Сервис» качественно выполнил свою работу с французским партнером. Клиент остался доволен, и мы получили контракт на шестой блок.
Я ни в коем случае не хочу перетягивать на себя одеяло и говорить, что только благодаря РМС все случилось. Нет. В первую очередь контракт был заключен потому, что «Русатом Сервис» успешно завершил предыдущий. Но мы помогли ему услышать потребности клиента.
На Украине наш офис поддерживает коммуникацию с украинскими коллегами, несмотря на все сложности. И это не раз нас выручало. Так, в 2014 году мы через местный офис узнали, что Украина готовит решение о приостановке транзита ядерных материалов. Оперативно сообщили об этом в ТВЭЛ. Они подготовились, не нарушили обязательства по поставкам топлива в Восточную Европу и отработали новые пути доставки.
РМС регулярно готовит маркетинговые отчеты для руководства и предприятий отрасли. Аналитики и маркетологи очень кропотливо отслеживают ситуацию на рынках. География наших региональных центров — от Сингапура до Рио-де-Жанейро и Вашингтона. То есть, по сути, мы работаем в 24-часовом режиме. С одной стороны, это очень тяжело: люди у нас действительно часто работают допоздна. Но, с другой стороны, такая география повышает оперативность.
— Как управлять такой командой в формате 24/7?
— Сложно. Не высыпаюсь. Я живу в Подмосковье, из-за пробок до работы добираюсь иногда два-три часа. Каждый день встречи с контрагентами, клиентами, партнерами, обсуждения с дивизионами вопросов, которые сейчас стоят на повестке дня. Также регулярные встречи или совещания в госкорпорации. Приезжаешь в офис, начинаешь разбирать почту. В день у меня минимум 100 писем, на которые нужно ответить. Мы являемся форпостом «Росатома» за рубежом. Встречают по одежке, вот РМС — именно такая «одежка».
Крайне важно соблюдать деловой этикет. На каждое письмо надо ответить вовремя. Кстати, по деловому этикету и особенностям работы в разных странах мы выпустили прекрасную книгу — пособие для встреч и переговоров. Надеемся, что этот материал пригодится нашим коллегам в их работе.
— Я не сплю — пусть никто не спит?
— Нет, конечно (смеется). Сам ухожу с работы в 9 – 10 вечера. Есть сотрудники, которые уходят раньше. Некоторые коллеги уходят позже меня — их, кстати, немного. И это происходит не потому, что они плохо планируют свой рабочий день, а потому, что крайне ответственно подходят к своим обязанностям по взаимодействию с региональными центрами, которые находятся в разных часовых поясах.
— Какие качества вы цените в специалистах?
— Для себя вывел такую формулу. Человек тогда может принести максимальную пользу компании, когда он делает ровно то, что у него хорошо получается. Иными словами, надо посмотреть, где он может достичь серьезных результатов, и именно это ему поручать.
Важно, чтобы люди относились к своей работе чуть более внимательно, чем того требуют правила трудового распорядка. Мне самому близок такой подход, и в РМС я пытаюсь людей подбирать по такому признаку. Для работы, что называется, в поле — переговоров, мероприятий, встреч — нужно быть очень хорошим коммуникатором. Аналитик же должен уметь из огромного количества информации быстро выудить именно то, что нам нужно, что важно «Росатому». Здесь, наверное, усидчивость важнее, чем свобода в общении.
У нас в РМС, как и в целом в «Росатоме», конечно, есть своя специфика. Много процессов забюрократизировано, есть вопросы безопасности, нераспространения, международное законодательство, сложная структура, ЕОСЗ, ЕОСДО и т. д. И даже человеку с хорошим бэкграундом в бизнесе может быть очень нелегко вникнуть в эти тонкости отраслевой работы.
— Сотрудники из разных стран, часовые пояса, разные характеры, компетенции. РМС — это единая команда?
— Да, безусловно. У нас работает много иностранцев. Но мы все — и это не преувеличение — говорим на одном языке, понимаем друг друга с полуслова. Мне не нужно по несколько раз объяснять на пальцах те задачи, которые перед нами стоят. Конечно, не бывает идеальных коллективов. У всех есть проблемы — есть они и у нас. Но мы стремимся их быстро решать.
При этом у нас достаточно молодой коллектив. Я-то себя скорее к старшему поколению отношу — мне недавно исполнилось 47 лет. Так вот, глядя на сотрудников РМС, могу твердо сказать: молодежь у нас очень достойная.
— В чем секрет построения успешной команды?
— Важна интересная, по-настоящему значимая задача. Важно, чтобы люди понимали, какой карьерный рост у них может быть и от чего он зависит. Для меня, как для руководителя, важно найти время и возможность поговорить с каждым сотрудником. И если у человека что-то не получилось один раз, надо дать ему возможность проявить себя еще раз. Стараемся развивать межличностное общение. Спорт, кстати, хорошо сплачивает. У нас есть футбольная и волейбольная команды. На итоговом совещании, как правило, проводим турниры среди команд РМС по волейболу. И самое главное — у нас одна цель: работая совместно с дивизионами и подразделениями госкорпорации, усилить наши, «Росатома», позиции на международных рынках.