«ЯМТ-Снежинск» дорос до услуг

Созданный на базе РФЯЦ-ВНИИТФ центр ядерной ме­дицины «ЯМТ-Снежинск» начал проводить диагности­ку. Но не в Снежинске, а в Челябинске. «СР» выяснила, как организована работа в этом проекте.
Первых пациентов «ЯМТ-Сне­жинск» принял 20 марта. Для этого компания привлекла парт­нера — Челябинский городской клинический онкодиспансер, ко­торый предоставляет ПЭТ-скане­ры, по совместительству наня­ла персонал и начала поставлять в Челябинск радиофармпрепарат фтордезоксиглюкозу.
Создание центра ядер­ной медицины в Снежинске началось в 2007 году. Изна­чально проектом занимался ВНИИТФ: в 2010 году организа­ция построила здание комплек­са по производству радиофарм­препаратов, закупила в НИИЭФА и установила циклотрон для на­работки изотопов, оборудование для производства РФП. В июле 2014 года в проект вошла Объ­единенная инновационная кор­порация. А в сентябре ОИК и правительство Челябинской области подписали соглашение, по которому региональные вла­сти обязались направить для об­следования 8,5 тыс. пациентов и оплатить эти обследования. В начале 2015 года была созда­на компания «ЯМТ-Снежинск», в которой ОИК получила кон­трольный пакет, 76 %. Остальные 24 % — у ВНИИТФ.
Чуть позже была определена конфигурация проекта. «ЯМТ- Снежинску» отвели роль произ­водителя изотопов и РФП (см. схему «От изотопов к ПЭТ-ска­нерам»). Такая схема с мини­мальными затратами решает проблему нехватки фтордезок­сиглюкозы в Челябинской обла­сти.

Маломощный циклотрон регионального онкодиспансера способен за сутки нарабатывать фтор‑18 (сырье для фтордезок­сиглюкозы) в количестве, доста­точном для работы только одной восьмичасовой смены. Постав­ки из Снежинска позволяют за­действовать ПЭТ-сканеры в две смены и в дальнейшем в два раза увеличить количество пациен­тов, обследуемых в Челябинском онкодиспансере. 
ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА ФТОРА-18 — 110 МИНУТ. ЕСЛИ ДОСТАВЛЯТЬ ЕГО АВТОТРАНСПОРТОМ, ТО ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕК­ТИВНАЯ ДАЛЬНОСТЬ ПОСТАВКИ — 150 КМ
«Все это увеличит количество обследований с 2 тыс. до 4 тыс. в год. Мы достигнем показате­ля, который был запланирован правительством области», — го­ворит исполнительный дирек­тор «ЯМТ-Снежинска» Андрей Нефедов. По его словам, мощно­сти снежинского предприятия позволяют обеспечить фтордез­оксиглюкозой до шести томо­графов. Правда, для этого «ЯМТ- Снежинску» предстоит получить лицензию Минпромторга для продажи РФП сторонним юри­дическим лицам.

Увеличить загрузку снежин­ского циклотрона планиру­ют за счет организации поста­вок фтора18 в Екатеринбург, где на его основе будут изготавли­вать фтордезоксиглюкозу. Объе­мы производства можно на­растить и за счет расширения географии поставок, но здесь есть ограничение по удаленно­сти. Период полураспада фто­ра‑18 — 110 минут. Если достав­лять его автотранспортом, как это делают сейчас, то предельная эффективная дальность постав­ки — 150 км. Но на таком рас­стоянии от Снежинска находятся всего два крупных города — Ека­теринбург и Челябинск. Даже от­носящийся к Челябинской обла­сти Магнитогорск — почти втрое дальше.
Эффективным решением мог­ла бы стать установка ПЭТ-ска­нера в Снежинске. Тем более что город находится на равном уда­лении от Екатеринбурга и Челя­бинска, а значит, сможет при­нимать пациентов из обеих областей. Потребность в пози­тронно-эмиссионной томогра­фии в Уральском федеральном округе есть: в одной только Че­лябинской области в очереди на обследование стоят порядка 25 тыс. человек.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА РФП
Заявитель обязан показать лицензирующему ведомству как минимум два производства сертифицируемой про­дукции. Эти производства должны располагаться на раз­ных площадках и быть полностью идентичными. Изо­топы для изготовления РФП нарабатываются разными способами (на линейных ускорителях, циклотронах, ре­акторах), и двух одинаковых производственных ком­плексов в стране нет. Поэтому, скорее всего, произво­дители фтордезоксиглюкозы пойдут вторым путем: по существующему законодательству лицензия на изго­товление этого препарата будет выдаваться всем произ­водителям по истечении 10 лет после регистрации пер­вого производства фтордезоксиглюкозы в России. Срок истечет в 2019 году.
В пользу размещения ПЭТ- томографа в Снежинске гово­рит и возможность расширения спектра медицинских исследова­ний за счет использования в ис­следованиях ультракороткожи­вущих изотопов — углерода11, азота13 и др. У этих изотопов очень короткий период полурас­пада, не более 20 минут. РФП на их основе позволяют прово­дить обследования по параме­трам, которые недоступны для фтора‑18, но использовать такие радиофармпрепараты нужно сра­зу после их изготовления.
Но пока инвестиционный комитет «Росатома» согласо­вал схему проекта, при кото­рой Снежинск только произво­дит и поставляет изотопы и РФП. ПЭТ-сканеры — дорогостоящее оборудование. В России их не вы­пускают. Некоторое беспокой­ство вызывают также трудности с доступом пациентов в закры­тый город, хотя опыт показы­вает, что нет ничего невозмож­ного. Пример успешной работы есть на вотчине ПО «Старт», в Заречном. Там расположен пе­ринатальный центр, который принимает рожениц со всей Пен­зенской области. Пропускной ре­жим отлажен так, что проблем со въездом в ЗАТО у будущих мам не возникает. Этот опыт можно было бы использовать и в Снежинске.
А пока «ЯМТ-Снежинск» будет нарабатывать фтор18 для Ека­теринбурга и выпускать РФП для арендованной площадки в Челя­бинске. Перспектива увеличения загрузки циклотрона — перевод арендуемых томографов на рабо­ту в три смены, но для этого нуж­но подготовить медперсонал.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: