Нарабатывая конкурентные преимущества
На «Маяке» подвели итоги переработки пилотной партии отработанного ядерного топлива реакторов ВВЭР-1000. Заместитель генерального директора предприятия по стратегическому развитию Дмитрий Колупаев рассказал «СР», что необходимо сделать для начала переработки этого топлива в промышленных объемах, а также о том, как этот проект повысит конкурентоспособность «Росатома» на глобальном рынке.
— Как вы оцениваете полученный опыт?
— Первая партия отработанного ядерного топлива реактора ВВЭР-1000 была вывезена на переработку с Ростовской АЭС в декабре 2016 года. Переработка началась сразу после разгрузки эшелона. Технологические операции были выполнены без каких-либо замечаний. Все новое уникальное оборудование головных стадий переработки отработало идеально. На мой взгляд, достигнутый результат в первую очередь обусловлен опытом и высочайшей квалификацией работников радиохимического завода, который уже почти 40 лет занимается переработкой различных видов отработанного ядерного топлива. Именно эти уникальные компетенции и опыт позволили в кратчайшие сроки модернизировать одну из трех технологических ниток комплекса РТ-1.
— Готов ли «Маяк» начать промышленную переработку ОЯТ ВВЭР-1000?
— «Маяк» полностью готов к промышленной переработке ОЯТ ВВЭР-1000 (1200). Для специалистов радиохимического завода переработка ОЯТ ВВЭР-1000 практически ничем не отличается от переработки ОЯТ ВВЭР-440, которое направлялось на регенерацию на «Маяк» с атомных станций начиная с 1977 года.
— Каков план переработки этого топлива на 2017 год?
— По нашим с «Росэнергоатомом» планам в 2017 году на «Маяк» будет вывезено около 20 т топлива ВВЭР-1000 с Балаковской АЭС. Это примерно годовое количество ОЯТ, образующегося на одном энергоблоке. ОЯТ будет вывезено во втором полугодии и переработано в течение месяца. Проект имеет большое значение, поскольку в процессе переработки будут уточняться технико-экономические показатели всех технологических операций. Инициатором такого исследования выступило управление проектами ЖЦ ЯТЦ и АЭС.
— Насколько значим этот проект для «Маяка» с экономической точки зрения?
— Об абсолютных величинах здесь говорить не совсем корректно. Выручка от переработки 20 т ОЯТ составляет всего несколько процентов в общей выручке «Маяка». Но значимость этой работы большая. Это не только демонстрация промышленной работы в аспекте регенерации ОЯТ ВВЭР-1000, но и демонстрация возможностей «Маяка» в более широком плане.Это регенерация любого ОЯТ зарубежного дизайна, а также возможность перерабатывать ядерное топливо из дефектных, в том числе и разрушенных сборок.
Такую услугу в настоящее время в мире может предоставить только «Росатом» в лице «Маяка». Вместе с тем, если обеспечить полную загрузку радиохимического производства, рост выручки предприятия будет весьма значительным.
— Когда планируется заключить контракт на промышленную переработку?
— Договор между «Маяком» и «Росэнергоатомом» будет подписан в ближайший месяц. В соответствии с этим договором на «Маяке» будет обеспечено выполнение всего перечня услуг по обращению со всеми видами топлива с АЭС «Росэнергоатома» в 2017 году. Без сомнения, «Росэнергоатом» заинтересован в том, чтобы обеспечить безопасное обращение с топливом АЭС, причем максимально эффективным образом. В сфере интересов «Росэнергоатома» — переработка ОЯТ на экономически приемлемых условиях.
— Что касается иностранных заказчиков, то в настоящее время, наверное, рано говорить о заключении контрактов на переработку ВВЭР-1000 зарубежных станций. Хотя можно прогнозировать, что эксплуатирующие организации тех атомных станций, которые строятся за рубежом, в ряде случаев могут захотеть воспользоваться такой услугой. Мало того, переработка ОЯТ совместно с поставкой свежего топлива из продуктов переработки — урана, плутония — может стать серьезным конкурентным преимуществом по продвижению энергоблоков российского дизайна за рубежом. И как уже было сказано, переработка дефектного топлива для иностранных заказчиков — это тоже интересное для обеих сторон направление сотрудничества.
СПРАВКА
При установленной производительности РТ-1 в 400 т ОЯТ в год фактическая загруженность переработки различными видами ОЯТ (топливо АПЛ, ледоколов, исследовательских реакторов, АЭС) составляет около 150 т в год. Таким образом, РТ-1 может обеспечить переработку еще 200–250 т ОЯТ ВВЭР-1000.
— В соответствии с российским законодательством, все РАО после кондиционирования должны передаваться Национальному оператору по обращению с РАО. «Маяк» в полном объеме финансирует работы по окончательному захоронению отходов. Как только техническая готовность у национального оператора будет полностью обеспечена, «Маяк» начнет передавать отходы на окончательное захоронение.
— Что можно сказать о востребованности новых технологий переработки ОЯТ, внедренных на «Маяке»?
— Инновационные технологии в перспективе будут востребованы при сооружении на ГКХ в Железногорске ОДЦ по переработке ОЯТ. Освоение всей номенклатуры перерабатываемых типов ОЯТ, новых топливных композиций, а также увеличение загрузки комплекса РТ-1 позволит «Маяку» укрепить лидирующие позиции в этой области и обеспечить экономическую стабильность предприятия, предлагать свои услуги и технологии за рубежом.
Но развитие новых технологий переработки ОЯТ — это не только заслуга коллектива. Прежде всего, это стратегия «Росатома». Новые технологии российской атомной отрасли позволят максимально расширить спектр уникальных услуг, предоставляемых госкорпорацией на мировом рынке.