Нарабатывая конкурентные преимущества

На «Маяке» подвели итоги переработки пилотной партии отработанного ядерного топлива реакторов ВВЭР-1000. Заместитель генерального директора предприятия по стратегическому развитию Дмитрий Колупаев рассказал «СР», что необходимо сделать для начала переработки этого топлива в промышленных объемах, а также о том, как этот проект повысит конкурентоспособность «Росатома» на глобальном рынке.
— Как вы оцениваете полученный опыт?
— Первая партия отработанного ядерного топлива реактора ВВЭР-1000 была вывезена на переработку с Ростовской АЭС в декабре 2016 года. Переработка началась сразу после разгрузки эшелона. Технологические операции были выполнены без каких-либо замечаний. Все новое уникальное оборудование головных стадий переработки отработало идеально. На мой взгляд, достигнутый результат в первую очередь обусловлен опытом и высочайшей квалификацией работников радиохимического завода, который уже почти 40 лет занимается переработкой различных видов отработанного ядерного топлива. Именно эти уникальные компетенции и опыт позволили в кратчайшие сроки модернизировать одну из трех технологических ниток комплекса РТ-1.
— Готов ли «Маяк» начать промышленную переработку ОЯТ ВВЭР-1000?
— «Маяк» полностью готов к промышленной переработке ОЯТ ВВЭР-1000 (1200). Для специалистов радиохимического завода переработка ОЯТ ВВЭР-1000 практически ничем не отличается от переработки ОЯТ ВВЭР-440, которое направлялось на регенерацию на «Маяк» с атомных станций начиная с 1977 года.
— Каков план переработки этого топлива на 2017 год?
— По нашим с «Росэнергоатомом» планам в 2017 году на «Маяк» будет вывезено около 20 т топлива ВВЭР-1000 с Балаковской АЭС. Это примерно годовое количество ОЯТ, образующегося на одном энергоблоке. ОЯТ будет вывезено во втором полугодии и переработано в течение месяца. Проект имеет большое значение, поскольку в процессе переработки будут уточняться технико-экономические показатели всех технологических операций. Инициатором такого исследования выступило управление проектами ЖЦ ЯТЦ и АЭС.
— Насколько значим этот проект для «Маяка» с экономической точки зрения?
— Об абсолютных величинах здесь говорить не совсем корректно. Выручка от переработки 20 т ОЯТ составляет всего несколько процентов в общей выручке «Маяка». Но значимость этой работы большая. Это не только демонстрация промышленной работы в аспекте регенерации ОЯТ ВВЭР-1000, но и демонстрация возможностей «Маяка» в более широком плане.Это регенерация любого ОЯТ зарубежного дизайна, а также возможность перерабатывать ядерное топливо из дефектных, в том числе и разрушенных сборок.
Такую услугу в настоящее время в мире может предоставить только «Росатом» в лице «Маяка». Вместе с тем, если обеспечить полную загрузку радиохимического производства, рост выручки предприятия будет весьма значительным.
— Когда планируется заключить контракт на промышленную переработку?
— Договор между «Маяком» и «Росэнергоатомом» будет подписан в ближайший месяц. В соответствии с этим договором на «Маяке» будет обеспечено выполнение всего перечня услуг по обращению со всеми видами топлива с АЭС «Росэнергоатома» в 2017 году. Без сомнения, «Росэнергоатом» заинтересован в том, чтобы обеспечить безопасное обращение с топливом АЭС, причем максимально эффективным образом. В сфере интересов «Росэнергоатома» — переработка ОЯТ на экономически приемлемых условиях.
— Что касается иностранных заказчиков, то в настоящее время, наверное, рано говорить о заключении контрактов на переработку ВВЭР-1000 зарубежных станций. Хотя можно прогнозировать, что эксплуатирующие организации тех атомных станций, которые строятся за рубежом, в ряде случаев могут захотеть воспользоваться такой услугой. Мало того, переработка ОЯТ совместно с поставкой свежего топлива из продуктов переработки — урана, плутония — может стать серьезным конкурентным преимуществом по продвижению энергоблоков российского дизайна за рубежом. И как уже было сказано, переработка дефектного топлива для иностранных заказчиков — это тоже интересное для обеих сторон направление сотрудничества.
СПРАВКА
При установленной производительности РТ-1 в 400 т ОЯТ в год фактическая загруженность переработки различными видами ОЯТ (топливо АПЛ, ледоколов, исследовательских реакторов, АЭС) составляет около 150 т в год. Таким образом, РТ-1 может обеспечить переработку еще 200–250 т ОЯТ ВВЭР-1000.
— В соответствии с российским законодательством, все РАО после кондиционирования должны передаваться Национальному оператору по обращению с РАО. «Маяк» в полном объеме финансирует работы по окончательному захоронению отходов. Как только техническая готовность у национального оператора будет полностью обеспечена, «Маяк» начнет передавать отходы на окончательное захоронение.
— Что можно сказать о востребованности новых технологий переработки ОЯТ, внедренных на «Маяке»?
— Инновационные технологии в перспективе будут востребованы при сооружении на ГКХ в Железногорске ОДЦ по переработке ОЯТ. Освоение всей номенклатуры перерабатываемых типов ОЯТ, новых топливных композиций, а также увеличение загрузки комплекса РТ-1 позволит «Маяку» укрепить лидирующие позиции в этой области и обеспечить экономическую стабильность предприятия, предлагать свои услуги и технологии за рубежом.
Но развитие новых технологий переработки ОЯТ — это не только заслуга коллектива. Прежде всего, это стратегия «Росатома». Новые технологии российской атомной отрасли позволят максимально расширить спектр уникальных услуг, предоставляемых госкорпорацией на мировом рынке.






27 мая пройдет награждение победителей программы признания «Человек года «Росатома». Мы частично раскроем интригу, представив финалистов в трех специальных номинациях гендиректора, — стр. 7