Разговор у озера

Разработчики ядерных технологий и медицинского оборудования и врачи-радиотерапевты встретились на научно-практической конференции, чтобы наметить направления сотрудничества. В этот раз НИИТФА пригласил всех в Киргизию, на Иссык-Куль.

Это была не конференция, а приключение! От аэропорта в Бишкеке до села Булан-Сегетту, где нам предстояло три дня жить и работать, ехать три часа. Но дорога заняла пять с половиной: группа то и дело просит водителя остановить автобус, чтобы сфотографироваться на фоне гор, купить дыню.
«Конференцию «Радиационные технологии. Ядерная медицина» мы проводим раз в два года, прошлая была в Ялте. Этой весной к нам приехали коллеги из Киргизии — предлагали участвовать в конкурсе на поставку установки для брахитерапии в Национальный центр онкологии. Мы пригласили их на конференцию — правда, с местом тогда еще не определились, — рассказывает директор НИИТФА Сергей Колосков. — Они сразу позвали к себе: решили таким образом обратить внимание правительства Киргизии на проблемы ядерной медицины. Как мы могли отказать?»
В гостиницу мы приехали ночью, а рано утром все побежали смотреть на Иссык-Куль. Противоположный берег был почти неразличим в тумане — казалось, что это море. Вода уже прохладная — 16 °С, но некоторые решились на небольшой заплыв.
— Оля, а вы почему не искупались в Иссык-Куле? — строго приветствует меня один из участников у шатра, где вот-вот начнется конференция. — Надо обязательно! Могу вас сопроводить.
— Не хочется. А вы сами-то купались?
— Нет, я не купаюсь, но всегда готов кого-нибудь окунуть.
На пленарном заседании настрой у всех уже серьезный. «Росатом» рассчитывает вскоре стать лидером в производстве оборудования для ядерной медицины в России, заявляет первый докладчик, заместитель гендиректора АО «Наука и инновации», научный руководитель электрофизического блока академик Валентин Смирнов.
Для диагностики и лечения
Ученые из российских организаций, в том числе частных, представили на конференции свои новые разработки. НИИТФА — российский лидер в производстве оборудования для лечения онкологии. За более чем 40 лет ученые создали несколько поколений установок для дистанционной и контактной лучевой терапии под общим названием «АГАТ» (аппарат гамма-терапевтический). Последняя модель, «АГАТ Smart», сделана в 2013 году. Аппарат оснащен С-дугой — рентгеновской установкой, которая позволяет очень точно располагать аппликаторы для подвода источников к органу для внутриполостной контактной лучевой терапии.
Некоторые органы очень чувствительны к радиоактивному облучению — например, роговица глаза, мочеполовая система. Для контроля дозы НИИТФА разработал клинический дозиметр. Врач-радиотерапевт из Российского онкологического центра им. Блохина Марина Черных отметила, что оборудование будет востребовано: аналогов в мире нет, поэтому НИИТФА нужно как можно скорее проводить клинические испытания и приступать к производству — есть шанс стать мировым лидером.
В 2011 году НИИТФА и НИИЭФА в рамках ФЦП по развитию фармацевтической и медицинской промышленности начали работать над созданием первого ПЭТ-центра, полностью оснащенного отечественным оборудованием. НИИЭФА разработал и изготовил циклотрон, а НИИТФА, в свою очередь, наладил производство автоматизированных модулей синтеза радиофармпрепаратов на основе фтора-18 и углерода-11. В 2015 году был сделан действующий макет позитронно-эмиссионного томографа. Однако из-за кризиса денег из госбюджета на продолжение этих работ НИИ не получили. Но в «Росатоме» все же рассчитывают завершить разработку к 2018 году.
Материалы и изотопы
В НИИЭФА делают циклотроны. Они отставали по возможностям от импортных, но сейчас это отставание преодолено, утверждают в институте. Оборудование несколько лет назад заказал Университет Ювяскюля в Финляндии. Финны, судя по комментариям в прессе, довольны техническими характеристиками установки. В НИИЭФА разработано три типа циклотронов. На базе одного из них, МСС30/15 (специализированный циклотрон для получения пучков протонов с регулируемой энергией 30 – 18 МэВ и дейтронов 9 – 15 МэВ), хотят разрабатывать циклотронные комплексы для университетских центров ядерной медицины и радиационной физики, где готовят специалистов для работы в клиниках.
«НИИграфит» радиационные технологии не создает, но может предложить графитовые материалы для медоборудования. В институте разработали стол томографа из углепластика, не уступающий западным аналогам.

Руководитель «НИИграфита» Евгений Маянов заявил, что при серийном изготовлении это оборудование будет на 20 – 30 % дешевле зарубежного. Также институт завершил испытания
и начал серийное изготовление атравматических салфеток «Карпема», которые способствуют заживлению ожогов и ран, проходят клинические испытания углеродные протезы.
ИРМ, НИИАР, ФЭИ и НИФХИ производят широкую линейку радиоизотопов и фармпрепаратов. О них рассказывал на конференции заместитель начальника департамента научно-технической и международной деятельности НИИАР Юрий Топоров. Ученый посетовал: до 70 % продукции институты отправляют за рубеж — российские медики не заказывают. «В 1980‑е годы НИИТФА разработал и изготовил три аппарата для контактно-лучевой терапии нейтронными источниками из калифорния, который мы в НИИАР нарабатываем, — рассказал Юрий Топоров. — Сегодня все аппараты бездействуют, тема облучения нейтронами в России фактически закрыта. При этом российские врачи на этих аппаратах обучали китайских коллег, показали, как устроено оборудование. В Китае потом создали и теперь используют несколько десятков таких аппаратов, и калифорний мы поставляем уже им».
Консолидируй это
Вообще, немало российских разработок успешно поставляют за границу, в то время как наши медики в основном используют западное оборудование, которое значительно дороже и далеко не всегда лучше. Представитель Онкологического центра им. Блохина на конференции перечислила недостатки импортной техники и сделала вывод: проблем с ней столько, что цена абсолютно не оправдана. Отечественное оборудование не покупают не из-за того, что оно хуже, — просто Минздраву и частным клиникам приобретать у иностранцев привычнее. Чтобы победить конкурентов, надо объединиться, считают ученые «Росатома». «О создании единого центра координации работ по ядерной медицине и радиационным технологиям говорят уже больше пяти лет, — отметил Сергей Колосков. — У нас очень сильные конкуренты: Siemens, Philips, General Electric. Сложно бороться с ними, поодиночке не справиться. Победить может только корпорация».

Путевые заметки

В Григорьевском ущелье:
— Девушка, сфотографируйтесь с орлом!
— Нет, я боюсь птиц.
— Так это не птица, это Машка!
Киргизский экскурсовод:
— У нас всегда население было 5 млн человек, а за последние несколько лет внезапно выросло до 6 млн. Предполагаем, что снежным людям дали официальное гражданство.

«Руководство «Росатома» в конце прошлого года назвало ядерную медицину одним из стратегических направлений развития. Сегодня многие организации научного блока создают оборудование и технологии для медицины, но работы эти не консолидированы, — констатировал Валентин Смирнов. — Предполагается, что будет создана компания-координатор — «Росатом-здравоохранение». Медики испытывают большие трудности: оборудование требует технического обслуживания, а цены на сервис иностранные производители устанавливают очень высокие. Наша задача — создать российские аналоги и обеспечить достойный и недорогой сервис». Новую систему работы в ядерной медицине разрабатывает Объединенная инновационная корпорация (ОИК), компания «Росатома».
«Пока не принято решение о том, будет ли в «Росатоме» отдельная структура или даже дивизион «Здравоохранение», — сообщил корреспонденту «СР» заместитель гендиректора, директор департамента ядерной медицины и радиационных технологий ОИК Виктор Савинов. — Пока мы разрабатываем план действий, которые позволят консолидировать усилия всех организаций и подготовить для Минздрава и для частных заказчиков в России и за рубежом комплексное предложение по ядерной медицине».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: