Бизнеса должно быть много
Крупный высокотехнологичный бизнес — сфера подвижная. В своей трансформации она совершает сказочные кульбиты. Подчас компании, которые давно на слуху и с которыми мы связываем солидную технологическую традицию, на самом деле делают акцент уже на другой продукции, а то и вовсе стали частью других, не менее известных компаний.
Образно бизнес многопрофильной компании можно представить в виде ветвистого дерева, причем одна ветка грушевая, вторая — еловая, третья — каштановая, четвертая — вообще виноградная лоза и т. д. Это разнообразие — следствие диверсификации. Что-то выросло под влиянием изменившихся потребностей рынка, что-то было искусно привито владельцами, которые руководствовались личными пристрастиями. Так, выдающийся американо-канадский инженер, предприниматель и миллиардер в одном флаконе Илон Маск реализовал свои изобретательские амбиции, создав компанию SpaceX и, вместе с другими энтузиастами, — Tesla Motors. Первая занимается разработкой многоразовых космических систем, альтернативных американским Space Shuttle и нашим одноразовым «Союзам», вторая — электромобилей, которые вполне могут вытеснить в обозримом будущем легковой и грузовой автотранспорт с двигателями внутреннего сгорания.
Диверсифицируется и само бизнес-поле: одни знаменитые бренды поглощают другие, не менее знаменитые. В этом плане показательна история Westinghouse Electric. Компания,
основанная Джорджем Вестингаузом для внедрения тормозных систем железнодорожного подвижного состава, демонстрировала впечатляющую тягу к диверсификации, стремясь оперативно отвечать на запросы времени. В конце позапрошлого века это было освоение технологий переменного тока (генерация и передача электроэнергии плюс электромоторы). В первой половине ХХ века — покорение потребительского рынка первыми электроплитами, тостерами, радиоприемниками, электроутюгами и автоматическими стиральными машинами, прорывные решения в области зарождающегося телевидения и т. д. Вторая мировая война потребовала новейшего вооружения — здесь Westinghouse удачно нашла себе нишу в радиолокации и попробовала свои возможности в разработке принципиально новых авиадвигателей — турбореактивных. В годы войны компания поставляла для «Манхэттенского проекта» металлический уран и топливо, в том числе для первого атомного реактора, построенного под руководством Ферми.
БИЗНЕС МНОГОПРО-
ФИЛЬНОЙ КОМПАНИИ
МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ
В ВИДЕ ВЕТВИСТОГО
ДЕРЕВА, ПРИЧЕМ ОДНА
ВЕТКА ГРУШЕВАЯ, ВТО-
РАЯ — ЕЛОВАЯ, ТРЕ-
ТЬЯ — КАШТАНОВАЯ. ЭТО
РАЗНООБРАЗИЕ И ЕСТЬ
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
Конъюнктурные перипетии заставили Westinghouse в 1995 году приобрести крупнейшую американскую телерадиовещательную корпорацию CBS, а в следующем году — продать оборонной корпорации Northrop Grumman свои проектно-производственные активы в сфере военной радиоэлектроники. Более того, Westinghouse Electric Corporation переименовалась в CBS Corporation, что означало переориентацию главным образом на медийный бизнес. В 1996 году CBS Corporation избавилась и от ядерного бизнеса: сказался постчернобыльский
застой в коммерческой атомной энергетике. Покупатель, английская BNFL, реанимировал бренд Westinghouse Electric. В 2000 году BNFL приобрела еще и ядерный сегмент шведско-швейцарской ABB, включив его в состав Westinghouse Electric. А спустя шесть лет Westinghouse Electric выкупила транснациональная корпорация Toshiba.
Westinghouse продолжает «родительские» традиции в электротехническом и ядерном бизнесе. Спектр продукции кроме ядерной составляющей включает электродвигатели, источники постоянного тока, в том числе для мобильных устройств, подвижные электрогенераторы, аксессуары для ПК, телевизионную технику, электронные устройства обеспечения безопасности объектов, разнообразную светотехнику, микроклиматические системы и т. д.
Рынок — вся планета
Несколько слов стоит сказать и о Toshiba, чья история отсчитывается с 1938 года: тогда путем слияния Shibaura Seisakusho и Tokyo Denki появилась Tokyo Shibaura Electric K. K. (название Toshiba введено в 1978 году). Мировой гигант в области электроники (от бытовой до военной), ИТ и электроэнергетики последовательно диверсифицировался,
поглощая известные компании.
Еще один яркий пример — General Electric, основанная в 1878 году Томасом Эдисоном. Имея в активе первенство в массовом производстве ламп накаливания, создание медицинской рентгенотехники, первую голосовую радиопередачу, звуковое кино, силиконовые технологии, внедрение магнитно-резонансной томографии и многое другое, GE сегодня — один из лидеров авиадвигателестроения. Кроме того, бизнес включает локомотивостроение, электротехнические технологии, услуги в области производства и передачи электроэнергии, энергоносителей и воды, технологии ранней диагностики онкологических, сердечно-сосудистых и нейрологических болезней, а также ссудно-кредитный, дилерский, медиа- и кинобизнес.
В 2007 году GE, имеющая полувековой опыт в разработке и сопровождении эксплуатации кипящих водо-водяных реакторов (в том числе и драматический, связанный с аварией
на АЭС «Фукусима‑1»), образовала альянс с японской финансово-промышленной группой Hitachi — GE Hitachi Nuclear Energy. В портфель предложений входит, в частности, энергоблок с усовершенствованным кипящим реактором ABWR мощностью 1350 – 1460 МВт. Насколько успешным будет его продвижение, покажет время. Но прошлое и настоящее мировой экономики свидетельствуют о том, что диверсификация бизнеса, сочетание нескольких векторов развития — важнейшее условие успеха и прочных позиций на мировом рынке.
КОНТЕКСТ
Основатель стратегического менеджмента Игорь Ансофф составил рыночно-продуктовую матрицу, согласно которой есть четыре базовые стратегии.