Академик Михайло — первый русский в Российской академии наук

В этом году исполняется 305 лет со дня рождения Михаила Ломоносова — человека в своей гениальности столь неисчерпаемого, что о нем говорят как о русском Леонардо да Винчи.
Обладая отменным поэтическим даром, Ломоносов в 1747 году написал пышную оду в честь восшествия на престол Елизаветы, где содержалось и пожелание на предмет господдержки отечественной науки, и слова о собственных Платонах и быстрых разумом Невтонах. Нужно сказать, что за Елизаветой не заржавело: поддержку Михаил Васильевич получил, и вообще с этими именами связано проникновение в Россию европейского Просвещения.

«Болван пришел учиться»
Отличие Архангелогородчины от других российских владений обусловили традиционные занятия населения — мореходство, судостроение, зверобойный и рыбный промысел, торговля с иностранными купцами. Прибавьте сюда свободный нрав предприимчивых поморов, не знавших крепостничества.
Отец Михаила Ломоносова был преуспевающим судовладельцем, подвизавшимся на перевозках казенных грузов по Белому морю, а прочих товаров — даже из Норвегии и Швеции. Его сыну была уготована судьба морехода. Но дьячок местной церкви, обучавший мальчика грамоте, привил ему страсть к чтению, переросшую в тягу к учебе.
Вопреки распространенному мнению, из деревни в Москву за знаниями 19-летний Ломоносов в декабре 1730 года вовсе не удрал, а отправился с позволения отца, выправив у холмогорского воеводы паспорт: на Руси, будь ты хоть семи пядей во лбу, без паспорта никуда. Нежелание оставаться дома можно объяснить не сложившимися отношениями со второй мачехой, которой очень не нравились книжные увлечения пасынка. К тому же отец вознамерился женить Михаила на нелюбимой девушке.
Вместе с паспортом, согласно биографам, Ломоносов держал за пазухой «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Словом, ему было что почитать зимней дорогой.
Поступив в 1731 году в Славяно-греко-латинскую академию, Михаил Васильевич за учебой страдал от насмешек малолетних одноклассников (как он потом вспоминал, «смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться») и отчаянной нужды («Нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу»). Это не мешало Ломоносову демонстрировать юным оболтусам исключительное прилежание, за что его в том же году перевели из первого сразу в третий класс. При том, что учиться там он вообще-то не имел права, а потому при поступлении схитрил, выдав себя за дворянского отпрыска.
Блестяще отучившись, Ломоносов поступает в Киево-Могилянскую академию, где совершенствует латынь, греческий и риторику, а затем, так и не окончив богословский класс, оказывается зачисленным в университет при петербургской Академии наук. Затем — учеба в Европе, в Марбургском университете, и практика в химико-металлургической лаборатории во Фрайберге.
Превосходное, воистину энциклопедическое образование, полученное в Германии, позволило Михаилу Ломоносову с невероятным успехом защитить диссертацию. Полное ее название таково: «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул, которую для упражнения написал Михайло Ломоносов, студент математики и философии, в 1739 году в марте месяце». В апреле диссертацию рассмотрели в Академии наук — академик с кафедры физики Георг Крафт и академик с кафедры математики Леонард Эйлер. Путь к научным вершинам был открыт.
Человек-университет
Создавая Академию наук, Петр Великий пригласил туда европейских ученых, естествоиспытателей и философов — своих-то еще не было. Феномен Ломоносова как раз состоит в том, что он при отсутствии социальных лифтов и вопреки государственной политике (достаточно отметить, что указом Синода в Славяно-греко-латинскую академию запрещалось принимать «помещиковых людей и крестьянских детей») стал первым собственно русским академиком, причем из низов. Сопоставление его с Леонардо да Винчи совершенно справедливо. Оба принадлежат к исторической когорте универсальных людей. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Понятие универсального человека в отношении Ломоносова также можно выразить по-пушкински: «Он сам был первым нашим университетом».
Если же составить совсем краткую подборку достижений Ломоносова, то она получится такой: развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, изгнал гипотетический флогистон из химических сущностей («огненную субстанцию», якобы наполняющую все горючие вещества и высвобождающуюся из них при горении), заложил основы физической химии, основал отечественное приборостроение, открыл атмосферу на Венере, предложил описание строения Земли, объяснил происхождение ряда минералов, вывел принципы грамматики русского языка.

ФЕНОМЕН ЛОМОНОСОВА
СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОН
ПРИ ОТСУТСТВИИ СОЦИ-
АЛЬНЫХ ЛИФТОВ И ВО-
ПРЕКИ ГОСУДАРСТВЕН-
НОЙ ПОЛИТИКЕ СТАЛ
ПЕРВЫМ СОБСТВЕННО
РУССКИМ АКАДЕМИКОМ,
ПРИЧЕМ ИЗ НИЗОВ

Главной же научной заслугой Михаила Ломоносова считается сформулированный им фундаментальный принцип сохранения материи. Как сообщал он в письме Эйлеру, датированном 1748 годом, «все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает». Данный закон он вывел, что называется, на кончике пера — как писал известный советский историк физики Яков Дорфман, «на основе общефилософских материалистических соображений».
В 1774 году француз Антуан Лавуазье независимо от Ломоносова экспериментальным путем подтвердил этот принцип, потому этот закон иногда называют законом Ломоносова —
Лавуазье. Михаил Васильевич, кстати, и не настаивал на своем приоритете в открытии, рассматривая его, видимо, лишь как методологическое подспорье в научных изысканиях. Ведь скромность и простота — надежные спутники гения.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: