ПАТЭС «Ломоносов» изнутри и снаружи
Академик Ломоносов был первым российским ученым мирового значения, «Академик Ломоносов» станет первой в истории мобильной плавучей атомной станцией малой мощности. Тоже мирового значения. На днях на Балтийском заводе, где готовят к сдаче под ключ головной ПЭБ, побывали журналисты. Экскурсия началась с раздачи касок.
Работы главному строителю хватает. В самом разгаре швартовные испытания, во время которых проводится тестирование судовых механизмов. Параллельно достраиваются некоторые технологические системы. «Главная задача — подготовить судно к приему ядерного топлива до 31 декабря. Для этого все мы работаем в две смены. В первом квартале следующего года планируем загрузить топливо»,— говорит Александр Ковалев. К концу 2017 года Балтийский завод должен передать плавучий энергоблок заказчику — концерну «Росэнергоатом».
Хвост журналистов следовал за Александром Ковалевым по лабиринтам узких коридоров, металлическим лестницам, внутренним помещениям. «Сейчас мы в помещении перегрузки,— комментирует он по ходу.— Слева и справа — аппаратные. Там расположены реакторы левого и правого борта. А вот тут, за моей спиной, помещение для хранения отработанного ядерного топлива. Дальше — тоже помещение для хранения, но уже новых тепловыделяющих сборок».
Журналисты спустились по лестнице и оказались в центре управления судном. «Отсюда осуществляется управление технологическими процессами на всех объектах — от ядерного реактора до системы бытового водоснабжения. В смену здесь будут работать два-три человека»,— говорит Александр Ковалев. Всего в экипаже 96 человек.
— А кто станет капитаном? — спросил один журналист.
— Здесь нет капитана. Вместо него будет начальник станции,— ответил Александр Ковалев.
На вкус и цвет
В жилом блоке журналисты осмотрели небольшую каюту в бежевых тонах. Все каюты одноместные. В каждой — санузел и душевая кабина. В каютах для руководящего состава —
не души, а ванны, комнат — кабинет и спальня.
Затем экскурсанты очутились в просторном помещении с синими стенами. Здесь будет конференц-зал и, при необходимости, кризисный центр.
— Как вы выбирали цвета для помещений? — поинтересовались журналисты.
— Мы не выбирали, а сделали так, как попросил заказчик. Лично я предпочел бы не синий. Мне кажется, он давит на психику,— заметил Александр Ковалев.
Экскурсия завершилась осмотром спортивного зала, бассейна и сауны. Напоследок спросили о капитанском мостике. Оказалось, что на судне его нет, есть только пост управления
буксировкой. ПЭБ — несамоходное судно, оно буксируется по воде к месту эксплуатации — в порт Певек на Чукотке. Уже в 2019 году ПАТЭС обеспечит замену выбывающим мощностям
Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. Плавучая станция может использоваться для производства электрической и тепловой энергии, а также опреснения морской воды.
Раз в 12 лет ПЭБ должен вставать на ремонт. После запуска первого блока будет строиться второй — на замену.
Всем ветрам назло
Следующий важный этап в работе над ПАТЭС — закладка береговых сооружений в Певеке. 4 октября на стройплощадке состоится забивка лидерной сваи.
«Для сооружения подводных объектов это такой же ритуал, как разбивание бутылки шампанского о борт судна на церемонии спуска на воду, — рассказывает Сергей Завьялов, руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций, филиала «Росэнергоатома». — Мол-причал в Певеке для плавучего энергоблока будет грандиозным гидротехническим сооружением протяженностью более полукилометра. Он обеспечит формирование закрытой акватории. Передача тепла и электричества от ПАТЭС на берег будет осуществляться по коммуникациям причала».
Место для стоянки плавучего энергоблока обустроят в 2018 году. «Работу нужно осуществить в кратчайший срок, причем в сложных климатических условиях. Ледовые нагрузки, многометровые торосы, которые наваливаются на берег, сильнейшие ветра Чукотки, — перечисляет Сергей Завьялов. — Например, южак, скорость которого достигает 80 м/с, может снести, словно щепку, 90-тонный кран».
Пока в Певек с большой земли завозится все самое необходимое. В порт прибыли два транспортных судна со строительными материалами и техникой, сваебойными и бурильными машинами, специальным оборудованием. Идет еще одна партия. «Решается серьезная задача: за два-три месяца, которые нам дает навигация 2016 года, обеспечить поставку материала для строительства гигантского сооружения», — подытоживает Сергей Завьялов.
Дальше — меньше
Создание береговых сооружений ПАТЭС обойдется в 7,2 млрд рублей, а сам головной ПЭБ — в 21,5 млрд. Это недешево. Во многом на бюджет проекта повлияли финансовые проблемы подрядчика, которые в итоге разрешились с передачей Балтийского завода Объединенной судостроительной корпорации.
Есть и объективный фактор: это первый в мировой истории объект такого рода. «По ходу строительства у нас накопился значительный объем информации, которая позволит в будущем оптимизировать проект и создать предпосылки для улучшения, — отмечает Сергей Завьялов. — Например, можно вырабатывать 100 МВт, а не 70 МВт, как в нынешнем проекте, если использовать реакторные установки РИТМ‑200, их ставят на ледоколы нового поколения. Если сократить водоизмещение ПЭБ в два раза, существенно уменьшится материалоемкость и сроки строительства».
В крайнем случае можно убрать тренажерный и спортивный залы. «Все зависит от задач, которые будет решать блок, — подчеркивает Сергей Завьялов. — В теории мы могли бы отказаться от всего, кроме генерирующего блока, паротурбогенератора, системы безопасности и системы управления».
Экспортный потенциал ПАТЭС велик, но вначале надо, чтобы новый продукт себя хорошо зарекомендовал. «Мы знаем, что доверие к новой технике возникает только с референтностью. Если есть устойчивая эксплуатация и положительные результаты, то рынок просыпается», — говорит Сергей Завьялов. По его оценкам, ПАТЭС может заинтересовать Индонезию, Малайзию, Таиланд, Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Бахрейн и Катар. И чем быстрее мы продемонстрируем мировому сообществу новинку в действии, тем быстрее получим серийные заказы.
Есть интересная история?
Напишите нам