Итоги симпозиума WNA: для борьбы с климатическими изменениями ядерный парк просто обязан расти
В середине сентября капитаны атомной отрасли по традиции собрались в Лондоне на симпозиуме Всемирной ядерной ассоциации (WNA), где обсуждают настоящее и будущее атомной энергетики. Участники сходятся в главном: для борьбы с климатическими изменениями мирный атом просто обязан каждый год прирастать гигаваттами.
В прошлом году ассоциация представила свое видение завтрашнего дня атомной энергетики — программу гармоничного сосуществования экологически чистых источников, где атому отводится главенствующая роль. По словам Хельмута Энгельбрехта, главного исполнительного директора Urenco и председателя WNA, об этой программе заговорили на самом высоком уровне, в том числе на конференции COP21 в Париже. Программа предусматривает увеличение доли атомной энергетики в мировом энергобалансе до 25% к 2050 году.
Слово взяла гендиректор WNA Агнета Ризинг: «Если мы хотим всерьез бороться с климатическими изменениями, то в рамках предложенной нами программы в год потребуется вводить в строй 10 ГВт атомных мощностей». В этом году план может быть перевыполнен: совокупная мощность пущенных в мире реакторов превысит 11 ГВт. «Отрасль может больше,— заявляет Агнета Ризинг.— У нас все для этого есть: компании, технологии, рынок. Все уверяют, что мы можем это сделать (обеспечить 25%-ю долю атомной генерации.— «СР»)». Кстати, по рекомендациям Агентства по ядерной энергии ОЭСР атомная генерация должна прирастать на 12 ГВт в год.
В первый день симпозиума стало известно: правительство Великобритании одобрило строительство двух энергоблоков с EPR на АЭС «Хинкли-Пойнт С» после заключения нового соглашения с EDF. Эту новость опубликовали все английские газеты. «Это исторический момент и перезапуск атомной энергетики в Европе,— отметил на симпозиуме главный исполнительный директор EDF Винсент де Рива.— Все присутствующие знают: у нас общий враг — климатические изменения, у нас общая цель — обеспечить бесперебойные поставки электроэнергии».
АГНЕТА РИЗИНГ:
«ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ВСЕРЬ-
ЕЗ БОРОТЬСЯ С КЛИМА-
ТИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕ-
НИЯМИ, ТО В РАМКАХ
ПРЕДЛОЖЕННОЙ НАМИ
ПРОГРАММЫ В ГОД
ПОТРЕБУЕТСЯ ВВОДИТЬ
В СТРОЙ 10 ГВТ АТОМ-
НЫХ МОЩНОСТЕЙ. У НАС
ВСЕ ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ:
КОМПАНИИ, ТЕХНОЛО-
ГИИ, РЫНОК»
Новостей ждут и из ЮАР, где уже не первый год откладывают тендер на строительство АЭС. Несколько лет назад в стране был принят план, предусматривающий строительство к 2030 году ядерных мощностей на 9,6 ГВт. Главный исполнительный директор национальной энергокомпании Necsa Фумзиле Целане отметил, что тендер должны объявить в конце сентября. В нем собирается участвовать и «Росатом». Его конкурентами будут французы и корейцы. Eskom, оператор единственной в ЮАР атомной станции «Коберг», уже подала заявку на лицензирование двух площадок под строительство ядерных мощностей.
Крупнейший на континенте
То, что мирный атом означает экологически чистое будущее, понимают и в Канаде. В стране пока нет программы строительства АЭС, хотя вопрос о ее необходимости поднимается уже
не первый год. И все же Канада первой в Северной Америке проводит самую масштабную за последние годы модернизацию ядерного парка, отметил глава Канадской ядерной ассоциации Джон Барретт. Стоимость программы — 23 млрд долларов. Атомная энергетика занимает в энергобалансе страны 15 %, при том что АЭС работают лишь в двух провинциях.
Будущее за инновациями
Особое внимание на симпозиуме было уделено прогрессу «Росатома» в строительстве атомных мощностей, в частности пуску первого в мире реактора поколения III+ на Нововоронежской АЭС. Скоро в строй введут АР‑1000 на АЭС «Саньмэнь» в Китае, EPR‑1600 на АЭС «Олкилуото» в Финляндии, «Хуалун» на АЭС «Фуцин» в Китае (2020 год). Вся линейка нового поколения. На вопрос модератора, в чем особенность нововоронежского блока, первый заместитель гендиректора «Росатома» Александр Локшин ответил, что главное — это комбинация активных и пассивных систем безопасности, заметно снижающая влияние человеческого фактора. Система пассивного отвода тепла обеспечивает длительный отвод в атмосферу остаточных тепловыделений активной зоны реактора при отсутствии источников электроснабжения. Кроме того, реактор оснащен двойной защитной оболочкой и ловушкой расплава, что исключает выход радиоактивности в окружающую среду. Проекты с ВВЭР‑1200 в России, Белоруссии, Турции, Финляндии, Египте, Венгрии, Бангладеш и других странах находятся на разных стадиях реализации. Пуск первого такого блока — на НВАЭС — обеспечивает референтность. «Это возможность в прямом смысле пощупать готовый продукт. Благодаря нашей стратегии серийного производства потенциальные клиенты могут увидеть разные стадии реализации, не только в России, но и на зарубежных площадках», — говорит Александр Локшин. Он отметил, что Россия — бесспорный лидер быстрого направления. «Основу современной ядерной энергетики составляют реакторы на тепловых нейтронах, однако мы убеждены, что по мере развития быстрые реакторы будут занимать все более существенную долю в электрогенерации», — заключил Александр Локшин.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу
— Атомная отрасль была, есть и будет глобальной. То, что делаем мы, США, Франция, — я вижу огромный потенциал для сотрудничества. Атомная энергетика — это международный
бизнес. Очень важно продолжать строительство АЭС в Соединенных Штатах и Восточной Европе. И важно продолжать сотрудничество на уровне компаний. Мы делаем это и с Areva, и с GE. Мы открыты для альянсов, в том числе с британскими компаниями.