Морская династия: о прошлом, настоящем и будущем ледокольного флота
Капитан дальнего плавания Валентин Давыдянц ориентируется на Северном полюсе как у себя дома. Его зять Игорь Львов починит любое судовое оборудование с закрытыми глазами, а внук Владислав отрегулирует движение самого длинного каравана судов. Наших героев связывает не только кровное родство и любовь к морю, но и стремление улучшить имидж отечественного атомного флота.
Валентин Давыдянц в атомном флоте с 1978 года. Начинал старшим помощником капитана на «Ленине» — гордости и славе страны. Принимал на борту членов Политбюро, Юрия Гагарина, Фиделя Кастро, короля Норвегии. Среди ярких воспоминаний — переход в Мурманск в условиях сильнейшего шторма, проводка обычных транспортных судов и супертанкеров по Севморпути, доставка олимпийского огня на Северный полюс. «И еще много славных дел. Не хватит места в газете рассказать обо всех походах. Это были самые счастливые годы. Меня окружали и поддерживали достойные люди, профессионалы высокого класса», — с удовольствием вспоминает Валентин Давыдянц.
В 1983 году он руководил операцией по спасению судов из ледового плена в восточном секторе Арктики. Канадский пак, многолетний лед, местами толщиной 10 м, двинулся на восток. В капкане оказались 40 кораблей. Одно из судов, «Нина Сагайдак», было раздавлено и затонуло. Весь ледокольный флот был послан на спасение. И вот эту армаду «Ленин» частями вытаскивал на запад. Сформируют группу в одном районе, оставят дрейфовать — идут за другими. Тогда Валентин Давыдянц получил знак «Почетный полярник».
В 1986 году нашего героя перевели на новый атомный ледокол «Россия» капитаном-дублером. Ледокол участвовал в спасении дрейфующей полярной станции, международных арктических экспедициях, в сверхранних проводках транспортных судов по Севморпути и многих других сложных, но интересных и ответственных работах. На «России» Валентин Давыдянц ходил 20 лет. В 2005 году его назначили капитаном самого большого ледокола в мире — «50 лет Победы», а в прошлом году Валентин Давыдянц стал капитаном своего первого ледокола — уже музея.
Будущее атомного флота Валентин Давыдянц видит в развитии СМП. Дорога вдоль российского побережья в Северном ледовитом океане из Европы в Азию гораздо короче, чем через Суэцкий канал и Индийский океан. В 2009 году два судна немецкой компании Beluga Shipping с востока на запад по всей трассе СМП провел ледокол «50 лет Победы». Каждое судно сэкономило на дизельном топливе более 100 тыс. долларов. Это было лучшей рекламой, говорит Валентин Давыдянц. Добавьте сюда безопасность — пиратов в Арктике нет, и то, что рейс из Европы в Юго-Восточную Азию занимает меньше времени. Вскоре на трассе появились иностранные суда. В 2010 году было перевезено 111 тыс. т груза, в 2013-м — уже 1,35 млн.
Валентин Давыдянц полагает, что увеличат трафик на СМП ледоколы нового поколения. Дело в том, что все балкеры, газовозы, танкеры шире даже ледокола «50 лет Победы», который в «талии» 30 м. То есть канал, проложенный ледоколом, недостаточно широкий. Ширина строящихся ледоколов — 34 м. К 2020 году в России появится ледокольный флот, который обеспечит проводку караванов по Севморпути и на морском участке, и в устье сибирских рек (за счет двухосадочности. — «СР»). Есть проект и более мощного атомного ледокола «Лидер» шириной не менее 40 м, который обеспечит круглогодичную навигацию.
На таких ледоколах мечтают поработать многие. «Молодежь приходит, — говорит Валентин Давыдянц. — Верю, что они с честью будут продолжать традиции атомного ледокольного флота — единственного в мире, для которого нет преград в Арктике».
Личным примером
Игорь Львов, старший механик ледокола «Ямал», — серебряный призер конкурса «Человек года «Росатома» — 2015» в номинации «Судовой механик». Его отец Владимир Львов был заместителем главного конструктора атомных ледоколов класса «Арктика» проекта 10521.
На «Ямал» Игоря Львова позвали за полтора года до окончания Ленинградского кораблестроительного института. «Это был подарок судьбы, с того момента мои детские мечты стали воплощаться в реальность», — делится он. У Игоря Львова и его жены Дианы двое сыновей. «Что такое семья моряка, Диана знает не понаслышке — она дочь Валентина Давыдянца, — рассказывает наш собеседник. — Я очень благодарен ей, ведь во многом профессиональные успехи зависят от дружной семьи и надежного тыла».
Главное на службе — создать команду, убежден Игорь Львов. В 2007 году он принял руководство над своим первым подразделением из пяти человек. Каждый был сам по себе, и качество работы не отличалось совершенством. «Я начал с того, что делал все вместе с ними, — вспоминает он. — Понадобилось несколько месяцев, чтобы изменить отношение к работе, отладить этот механизм». Личный пример, умение убеждать, материальные стимулы — методы мотивации Игорь Львов использует разные: «Стараюсь подобрать ключик к каждому, объяснить цель, задачу, обсудить ее. Так передается опыт. Залог успешных действий, особенно в критических ситуациях, — опыт, знания и уверенная командная работа экипажа». Для самого Игоря Львова мотивацией много лет остается работа на флоте, он надеется и на новых ледоколах походить.
«Кто, если не я»
«Продолжать династию в мои планы не входило», — с ходу признается Владислав Львов, студент второго курса ГУМРФ. В детстве мечтал стать машинистом метро, потом военным. Вспоминает, как еще маленьким плавал с дедом на ледоколе «Россия». Там ветрянкой заболел — половину пути пролежал в каюте. Был у отца в гостях на «Таймыре». Но переломным моментом стало путешествие на ледоколе «50 лет Победы» на Северный полюс в 2010 году. «Дед мне открылся с новой стороны — ответственным, знающим и любящим эту махину. Раньше я не задумывался, насколько это ответственно. Какой огромный объем информации держит в голове каждый член экипажа! Огромное шумное машинное отделение вообще повергло в шок. Я бывал лишь на мелких судах и такого масштаба не видел».
Юношу не на шутку увлекло все это, и он поступил в колледж ГУМРФ им. адмирала Макарова. На втором курсе добился разрешения совмещать учебу с работой: отличные оценки были его козырем. Решил начать с самого начала и устроился в «Национальное контейнерное депо» тальманом — низшее звено в портовой «пищевой» цепочке. За два года работы в порту он узнал больше, чем многие его однокурсники. Тальман принимает и распределяет по терминалу контейнеры, ничего особенного, на первый взгляд. «Раз я только сдал смену, как услышал грохот, — вспоминает Владислав Львов. — Один контейнер кто-то установил с нарушением инструкции, и весь штабель рухнул. После этого я понял, насколько важно ответственное отношение к работе. Из-за ошибки рядовых сотрудников компания понесла убытки».
Владислав Львов будет специалистом по мультимодальным перевозкам и гидрографическому обеспечению судоходства — дед посоветовал. Планирует работать на новых логистических узлах. «Сабетта — один из перспективных портов. Там строится гигантский узел, — вдохновенно говорит Владислав. — О развитии Севморпути сказал наш президент. А раз он сказал — так и будет. Я ему верю. Кто, если не я, построит будущее нашей страны?»
Есть интересная история?
Напишите нам