«От Сестреи мох, среди мха гора…»
Поездка на площадку АЭС «Ханхикиви» и беседа с мэром Пюхяйоки произвела неизгладимое впечатление на нашего сотрудника. Место для АЭС финны выбрали интереснейшее. Десяток книг, пара грамот на древних языках, пять кружек кофе — и вот перед вами реконструкция событий далекого прошлого. А в качестве бонуса — репортаж с площадки сооружения и путеводитель по Оулу, ближайшему к будущей атомной станции городу.
Лишь на рассвете князь провалился в тревожный сон. Босой он стоял посреди пустого двора в одной рубахе. Перед ним предстала Агафья. Она замерла, а потом протянула тонкие белые руки и прошептала, что не держит зла. Он ее дорогой муж, и Бог простит ему ее смерть. Все закружилось, будто в водовороте,— вереницей шли послы и требовали денег, почестей, говорили о гневе Узбека. Присвоив дань для Орды, Юрий подписал себе смертный приговор. Нужно все бросать и ехать к хану — каяться, просить милости…
Юрий Данилович проснулся в холодном поту. «Что бы ни ждало впереди, я великий князь, внук Александра Невского, и сегодня великий день» — с этой мыслью он вышел из опочивальни.
12 августа 1323 года Юрий Данилович подписал мир со шведами. Послы короля, прибывшие на Ореховый остров, с удивлением и тревогой смотрели на новую деревянную крепость. Орешек стал форпостом на выходе к Балтийскому морю — важнейшем участке торгового пути.
Юрий Данилович — князь Московский (1303–1325), великий князь Владимирский (1319–1322), князь Псковский (1322) и Новгородский (1322–1325). Вторая жена, сестра Узбека Кончака (в крещении Агафья), умерла в плену у тверичей. Юрий обвинил Михаила, князя Тверского, в смерти сестры хана. Михаил был вызван в Орду и вскоре казнен. 21 ноября 1325 года, в канун казни Михаила Ярославича, его сын Дмитрий зарубил Юрия саблей.

Вечный мир между Новгородом и Швецией был заключен князем Юрием Даниловичем и королем Магнусом Эрикссоном. Договор определял новгородско-шведскую границу следующим образом: «…А развод и межа от моря река Сестрея, от Сестреи мох, среди мха гора, оттоле Сая-река, от Саи Солнечный камень, от Солнечного камня на Чермной щели на озеро Лембо… оттоле Патсоеки, оттоле Каяно море…» Патсоеки — старое название реки Пюхяйоки, Каяно море — Ботнический залив. Таким образом, граница поделила Карельский перешеек в направлении с юга на север пополам, шла к озеру Сайма и далее до места, где Пюхяйоки впадает в Ботнический залив
Мы сидим в уютном кабинете мэра Пюхяйоки Матти Соронена. В одной руке у меня бутерброд с копченым хеком, выловленным в местных водах, в другой — с норвежским лососем. Полки книжного шкафа у стены напротив пестрят вымпелами с логотипами Fennovoima, «Росатома», флагами Финляндии, Пюхяйоки и не известных мне областей.
Матти Соронен стал мэром шесть лет назад. Примечательно, что избирают мэра без срока: он не слагает полномочия, пока все довольны его работой. «Как вы знаете, в разное время Финляндия была то частью Швеции, то частью России,— неспешно рассказывает мэр.— Камень на мысе Ханхикиви обозначал границу между Швецией и Новгородской республикой. На камне выбита корона и крест. Те же корона и крест — на гербе Пюхяйоки, как символ камня. Другой символ — гусь. Это здешний обитатель, добыча для охотников».

Пюхяойки называют самым энергетическим муниципалитетом Северной Финляндии. Здесь развивают ветряную, гидро- и биоэнергетику и производство торфа. Но строительство АЭС, замечает Матти Соронен,— самое важное. Это проект не только Пюхяйоки, но и всей страны.
Смешать границы
Наша группа погрузилась в белый микроавтобус и отправилась на стройплощадку «Ханхикиви-1». Как назло, заморосил дождь. Прильнув к окнам, мы высматривали лосей: предупреждающие знаки были — лосей не было. Зато мы увидели довольно упитанного русака, сидевшего на обочине. Пара километров — и поворот на свежеасфальтированную дорогу. Вокруг все перекопано: прокладываются подъездные дороги, расчищаются участки, повсюду горы гравия и песка, яркие экскаваторы энергично орудуют ковшами. Сразу понятно: строительство масштабное. На КПП к нашей дружной делегации присоединился самый главный человек на мысе Ханхикиви — Вейкко Хуотари, начальник стройплощадки из «Титана-2».
Первым делом он показал, где скоро построят центр сортировки строительных отходов и здание арматурной базы. Потом было место под два бетонных завода: там подготавливают фундамент и со дня на день ожидают поставку техники. Круглосуточно снабжать бетоном строительство АЭС будет местная компания Ruskon Betoni.
Чуть дальше — временная база финского субподрядчика Destia, копающего котлован, позднее на этом месте построят два больших офисных здания для RAOS Project и «Титана-2». Уже готовы трубопроводы водоснабжения и канализации, но вода еще не подключена.
«А вот тот самый пограничный камень»,— торжественно произнес Вейкко Хуотари. Среди лесной чащи высился огромный валун. «По ту сторону раньше была Новгородская земля, а с этой стороны Швеция. Если взорвать камень, границы смешаются, наступит хаос. Но мы так делать не будем»,— засмеялся главный по стройплощадке.
Заработала первая отечественная гигафабрика — стр. 4
Море, SOS и сломанный насос: как студенты спасли на хакатоне тонущего «Прометея» — стр. 13
На Кольской АЭС готовы к сооружению станции замещения — стр. 16

