«Росатом» готов поддержать освоение самого «жаркого» месторождения Мурманской области
Поселок Африканда находится в 15 км от города-спутника Кольской АЭС — Полярных Зорь. Разведанных запасов титаномагнетитовых руд хватит минимум лет на триста. Титаномагнетиты — сырье для производства диоксида титана. Из перовскита можно выделить ценнейший ториевый концентрат, тантал и ниобий. Освоение месторождения позволит обеспечить Россию стратегическим сырьем и добиться импортонезависимости в этой сфере.
«Росатом» в Мурманской области представлен «Атомфлотом» и Кольской АЭС, но планирует расширить бизнес в Заполярье. У госкорпорации есть опыт в горнорудном и горно-химическом деле, компетенции в научной сфере, финансовые возможности, свободные мощности атомной станции и желание развивать новый проект, который может стать точкой роста экономики области.
Титанический вклад
Что известно о диоксиде титана? Без этого сырья встанут лакокрасочные заводы. А еще проблемы будут с пластиком. Значит, вычеркиваем оконные рамы, мебель, автомобильные покрышки, линолеум и резиновые сапоги. Даже бумага содержит диоксид титана — он придает ей гладкость и белизну, обеспечивает высокое качество печати. Сверхчистые, термостойкие и оптические стекла изготавливаются с применением этого материала, оптоволокно и медицинское оборудование, радиоэлектроника и сварочные электроды, солнцезащитная и декоративная косметика, даже мыло и краска для тату.
Россия до недавнего времени использовала украинское сырье, но политическая ситуация перекрыла доступ к титану соседей. Приходится везти сырье издалека, что бьет по карману производителя и потребителя.
ИНФРАСТРУКТУРА В АФРИКАНДЕ ОСТАЛАСЬ ОТ СТАРОГО КОМБИНАТА — ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВООБЩЕ НИЧЕГО. «АРКМИНЕРАЛУ», КОНЕЧНО, ПОНАДОБЯТСЯ РАБОЧИЕ РУКИ И СВЕТЛЫЕ УМЫ ДЛЯ НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА. ПРОЕКТ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СОЗДАНИЕ ДО 1 ТЫС. РАБОЧИХ МЕСТ
Какова роль «Росатома»? «Госкорпорация обладает необходимыми компетенциями в технологическом плане. Мы начали сотрудничество с ВНИИХТ. Сейчас договариваемся с учеными об опытах по переработке руды с получением конечных продуктов — диоксида титана и редких металлов», — рассказывает Андрей Тренин.
Крупнейшее в России месторождение хотели было освоить в 1950-е годы, но радиоактивность породы охладила пыл советских горняков. Создать технологию безопасной переработки фонящего титано-магнетита тогда не смогли. Современная наука нашла решение. Кольский научный центр РАН предложил способ отделения радиоактивных элементов от диоксида титана. Отделяемый продукт — это ториевый концентрат. Он пригодится «Рос атому» для работ по ториевому ядерному циклу.
Научная база есть, все обоснования подведены под производство. Теперь слово за учеными из ВНИИХТ. Инфраструктура в Африканде осталась от старого комбината — лучше, чем ничего. «Аркминералу», конечно, понадобятся рабочие руки и светлые умы для наукоемкого производства. Компания планирует по максимуму задействовать местные кадры и, если понадобится, привлекать специалистов из других городов. Проект предусматривает создание до 1 тыс. рабочих мест.
Шире сбыт
К вопросу о деньгах. Производство стоит 12 млрд рублей. Андрей Тренин рассчитывает, что такой крупный проект признают стратегическим для региона — тогда можно надеяться и на налоговые льготы. Окупаться затраты будут на протяжении шести-семи лет, в целом «Аркминерал» и «Росатом» считают затею весьма перспективной. Ведь только доказанные запасы месторождения насчитывают 600 млн т руды.
«Для нас главное — не расширять бездумно производство, а максимально улучшать его. Прямо на месте. Это значит, что добыча, обогащение и производство будут на одной площадке. Все свое. Поэтому комплекс и называется интегрированным химико-технологическим», — говорит Андрей Тренин. Корпорации важны новые продукты и новые рынки сбыта. Отрасли есть что предложить — например, автоматические системы управления производством и техническими процессами, электронные системы нарядов-допусков, оборудование для газовиков и нефтяников, даже для геологоразведчиков. Или вот диоксиды титана и редкоземы. Да, экономика переживает кризис, но кризис несет в себе новые возможности. Главное — разглядеть их и сделать шаг вперед. Для Кольской АЭС новые производства под боком тоже важны, ведь это означает рост потребления энергии.
КСТАТИ
Легенда гласит, что название будущему поселку дал академик Александр Ферсман в 1920-е годы. Мол, очень жарко было во время экспедиции питерских геологов в Хибины — как в Африке. На самом деле это производное от саамских слов «явр» («озеро») и «канда» («гора») — «Гора у озера». Русские переселенцы переиначили название в простую для языка и уха Африканду.