Архивещи: истории фронтовиков в фотографиях, письмах и трофеях
Документы в узелке
Татьяна Поздышева
Монтажник радиоэлектронной
аппаратуры и приборов, НИИИС
— Мама всю жизнь хранила папины фронтовые фотографии и справку о болезни из эвакогоспиталя, написанную на обороте карты штаба. Этот узелок мы нашли в прошлом году. Перебирая пожелтевшие от времени фотографии, мы с сестрой не могли сдержать слез. Мой папа Василий Трутанов (на первом фото справа) ушел на фронт в 1941 году. Ему было 28 лет. Вместе с боевыми товарищами пешком прошел всю Украину, освобождая ее от фашистских захватчиков. Принимал участие
в битве на Курской дуге.
Без вести
Виталий Ганин
Инженер-программист, НИИИС
— Мой прадед Михаил Савинов был мобилизован в сентябре 1941 года. Пропал без вести в бою 25 мая 1943 года в Великолукском районе. Долгое время я искал информацию о месте его захоронения, но ни в архиве Минобороны, ни в ОБД «Мемориал», ни через поисковые отряды ничего не нашел. Память о прадеде — только письма и одно довоенное фото.
Настольные часы
Дмитрий Кирпичев
Инженер-исследователь, НИИИС
— Брат моей бабушки Виктор Тавров был рядовым связистом, воевал на 1-м Белорусском фронте. Он был самым младшим и самым низким среди сослуживцев, поэтому его ласково называли сыном полка. Дошел до Берлина и оставил свою подпись на Рейхстаге. Эти настольные часы, найденные в одном из разрушенных зданий, он сохранил как память о Великой Победе. Возвратившись домой, подарил часы моему деду, тоже фронтовику, а дед — мне.
Военный планшет
Николай Васильев
Главный конструктор по дистанционно управляемому и транспортно-технологическому оборудованию, ЦКБМ
— От дедушки Виктора Соловьева мне достался военный планшет и документы. В 1937 году дед окончил институт по специальности «электрофизика» и работал с электрооборудованием ртутно-выпрямительных установок. Когда началась война, и дедушка записался добровольцем в народное ополчение. Воевал под Ленинградом, командовал радиовзводом.
Красноармейская книжка
Владимир Шаповалов
Капитан плавтехбазы «Лотта», «Атомфлот»
— У меня хранится красноармейская книжка деда, Ивана Шаповалова. Призвали его в июле 1941 года, победу он встретил в Берлине. В одном из наградных
листов есть такие строки: «Красноармеец Шаповалов, невзирая на артобстрел и ливень пулеметно-автоматного огня, восстановил три прорыва в линии связи».
Каска рядового
Марина Здор
Специалист управления информации и общественных связей, ЛАЭС
— В моей семье хранится каска с пробоиной от осколка, она принадлежала моему деду, рядовому Дмитрию Дулякову, служившему в разведроте 2-го Украинского фронта. Разведка в бой не ходила, но как-то дедова группа оказалась в гуще сражения на территории противника. Когда выбрались, сразу попали под арест на несколько месяцев. Офицера расстреляли, а рядовых отправили на передовую. В 1944-м дед был ранен, долго пролежал в госпитале, потом приехал в отпуск к бабушке. А через девять месяцев родилась моя мама.
Портсигар
Марина Сотникова
Ведущий инженер-экономист подразделения 720, РФЯЦ-ВНИИТФ
— Мой дед, гвардии майор Александр Почекутов, служил в Советской армии с октября 1936 года. Его заслуги отмечены орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красного Знамени и Александра Невского. Кажется, армия была его судьбой, он и родился 23 февраля. Портсигар дед приобрел в 1939 году и прошел с ним всю войну. Даже на фотографии, сделанной 9 мая 1945 года, дед с папиросой.
Часть фюзеляжа
Анатолий Лахтин
Начальник участка ЦРЭО, «Атомэнергоремонт»
— Всего один день не дожил до победы мой дед — летчик, старший гвардии лейтенант Анатолий Карпенко. 8 мая при атаке цели в районе Пирны группа штурмовиков Ил‑2 подверглась обстрелу. От прямого попадания снаряда в мотор самолет деда резко пошел вниз, врезался в землю и взорвался. Рядом с местом падения находились освобожденные советские военнопленные. Они соорудили обелиск из фрагментов машины, на одном из которых сохранился номер борта. Много лет за могилой ухаживала немецкая семья.
Бинокль
Людмила Тарасова
Техник, глазовский филиал «Гринатома»
— Мой дед Федор Лукашов был демобилизован в 1944 году в связи с ранением и ампутацией ноги. Этот бинокль с надписью на немецком, щербиной от пули он привез с собой. В детстве мы с сестрой обращались с биноклем как с игрушкой, сейчас это напоминание о деде.
Полный текст статьи читайте в свежем выпуске газеты.
Научное приложение «СР Лаборатория» №41 (649)
Скачать
Научное приложение «СР Лаборатория» №41 (649)
Скачать