Три приоритета на будущее
Как будет развиваться госкорпорация в ближайшие годы, что может стать локомотивом ее развития, а что помешает движению вперед, обсудили руководители отрасли на конференции в конце марта. Приоритеты на среднесрочный период: рост на международном рынке, новые бизнесы, сокращение себестоимости и сроков производства.
Несколько лет назад сегодняшний портфель контрактов «Росатома» казался нереалистичным. Тем не менее заказы на 110 млрд долларов на 10 лет вперед — это итог 2015 года. Только «Техснабэкспорт» в прошлом году заключил контракты на 3 млрд долларов. Планы еще амбициознее: выйти в этом году на 137 млрд долларов.
Пока многие негативные факторы оборачиваются в пользу «Росатома»: рубль девальвирует — а контракты в валюте, международные санкции — в стране политика импортозамещения. Конкурентная ситуация на мировом рынке дает несколько лет форы, но темп снижать нельзя. С учетом ограниченности рынка атомной энергетики ключ к будущему — диверсификация бизнеса.
Предприятия отрасли в курсе, что это такое: обслуживание АЭС, опреснение воды, ядерная медицина, производство оборудования для смежных отраслей промышленности, отечественного ПО, АСУ ТП. Перечень исчисляется десятками позиций. Первая скрипка в развитии новых бизнесов — ЯОК: доля предприятий дивизиона в выручке по новым продуктам достигла 35%. За ядерным оружейным комплексом подтягиваются другие.
Да, препятствия есть. Во-первых, низкий уровень кооперации дивизионов — корпоративная ценность «Единая команда» все актуальнее. Во-вторых, их недостаточная активность: многие по-прежнему ждут указаний сверху. В-третьих, дефицит компетенций на новых рынках. Но дефицит можно компенсировать — например, привлечь партнера, который знаком со спецификой конкретного сектора рынка.
Время — деньги
Конкуренция в сфере атомной энергетики очень высока, и порой переиграть соперников «Росатому» нелегко. Что уж говорить о новых рынках, где нас совершенно точно никто не ждет. Победить можно только высоким качеством, строгим соблюдением сроков и ценой, уверены в «Росатоме». А значит, нужно системно сокращать себестоимость продукции и сроки производства.
В центре внимания — себестоимость продуктов (особенно сквозных, когда в производстве участвует несколько дивизионов) и время протекания процессов. По мнению Александра Локшина, эти два ключевых параметра, по сути, условие выживания отрасли: «Цены на рынке снижаются уверенно и стабильно. Если мы ничего не будем делать, маржа будет снижаться, есть риск вовсе уйти ниже себестоимости».
Ситуация проще там, где есть понятный серийный продукт, — например в случае ТВЭЛ. Сложнее справиться с управлением себестоимостью в «Атомэнергомаше», говорит Александр Локшин: там разношерстние с длинным циклом изготовления. Тем не менее и тут уже есть определенные успехи. «Нам нужно научиться доводить себестоимость и сроки исполнения заказов до требований, которые диктует рынок. А сигнал от рынка должен приходить через блок развития и международного бизнеса. Вся система должна быть автоматизирована и работать как часы», — считает Александр Локшин.
Управление себестоимостью конкретных продуктов будет возложено на продуктовых менеджеров. Это новая для отрасли профессия: в течение ближайших двух месяцев определится, как будут назначать продуктовых менеджеров, какими будут их полномочия с учетом сквозного производства и т. д.
— Изменение приоритетов в работе на международном рынке, ранжирование проектов — фокус на заказчиках, которые могут обеспечить собственное финансирование.
— Формирование компетенций для работы с проектами меньшего размера — на уровне 100 – 300 млн долларов.
— Приоритет командной работы и горизонтального взаимодействия.
— Фокус на наращивании выручки на международном рынке.
На конференции руководителей отрасли по каждому из трех приоритетов были сформулированы решения. А подытожил дискуссию гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко. По его словам, крайне важно наладить сквозное горизонтальное взаимодействие в отрасли, определить компании-интеграторы для каждого нового вида бизнеса и центры компетенций, которые будут транслировать лучшие практики. Эти меры также потребуют изменений в системе мотивации.
Сергей Кириенко
Основной фокус в развитии новых продуктов — не на валовых показателях, а на качественных, то есть эффективности и рентабельности проектов. Важную роль должна сыграть отраслевая наука. На конференции было высказано предложение разработать программу развития фундаментальной и прикладной науки (НИР и ОКР) с акцентом именно на создании новых продуктов. При этом у дивизионов и продуктовых менеджеров также должно быть право выступать заказчиками отраслевых НИОКР.
«Переиграть конкурентов можно только скоростью внедрения инноваций. Если не даем новый продукт, не обеспечиваем фундаментальный прорыв, то и конкуренцию рискуем проиграть»,— отметил Сергей Кириенко.
Руководители отрасли договорились посвятить обсуждению отраслевой программы научных исследований отдельное мероприятие — предположительно осенью.
Александр Локшин
Первый заместитель гендиректора, «Росатом»
— Пожалуй, самый трудный период в моей жизни был, когда я из технического специалиста неожиданно для себя стал первым заместителем директора станции по экономике, маркетингу и коммерческой деятельности. Меня бросили на эту работу по принципу «если научишься плавать, то выплывешь». Временами было особенно тяжело, и единственное, что давало силы продолжать,— это вопрос самому себе: а сможет ли это сделать кто-нибудь другой на моем месте? Если ты себе говоришь: нет, никто другой лучше не сделает, значит, имеешь право и должен продолжать, как бы тяжело ни было. Так что это самый сильный стимул: или ты делаешь то, что должен, или нет ни бизнеса, ни предприятия и нечем кормить семью.
Насчет подчиненных скажу так. Когда я был еще совсем молодым оператором на блочном щите управления, у нас был начальник смены станции по фамилии Кривой — наш дуайен, человек с огромным опытом. Он был нас старше лет на 30 и разговаривал с каждым отдельно, объясняя это так: «Хочу понять, что каждого греет». Так вот, система мотивации сотрудников индивидуальна. Кому-то хочется заработать лишние 100 рублей, кому-то важно, чтобы его лицо появилось в газете, и т. д. Причем я глубоко убежден, что денежная мотивация — не самая сильная. Важно понять, что человека греет, и помочь ему это получить за свои заслуги.
Алексей Дуб
Первый заместитель гендиректора, АО «Наука и инновации»
— Передо мной вопрос мотивации не стоит. Всегда есть тактические и стратегические цели, к которым надо идти. Причем спектр идей огромен, так что мотивировать себя совершенно не нужно — всегда есть чем заняться, и это интересно. А коллег надо тоже мотивировать амбициозными задачами. Чтобы достичь цели, выстраиваю план действий и определяю роль каждого участника. Не берусь за задачу, которую не понимаю как решать.
Сергей Обозов
Директор по развитию ПСР, «Росатом»
— Чем хуже ситуация, чем больше злит, тем сильнее я реагирую. Вызов — вот моя мотивация. Вообще, наши люди великолепно мотивируются на сверхзадачу. Наверное, что-то в менталитете. А если сверхзадачи нет, тогда важной мотивацией становится материальная составляющая. Я за то, чтобы отдавать людям часть экономии, которую отрасль получит за счет их предложений.
Вячеслав Першуков
Директор блока по управлению инновациями, «Росатом»
— Моя мотивация — это внутренний стержень. Я как барон Мюнхгаузен: если что, сам себя вытаскиваю за волосы. Что касается сотрудников, не считаю, что деньги — мотивирующий фактор. Высшая мотивация — когда люди делают что-то в знак уважения и доверия. Людей надо вести, а вести можно только за собой.