Сделано в "Росатоме"
В ближайшие годы «Росатом» должен в несколько раз увеличить выручку от новых продуктов. Задача амбициозна, но по-другому в современном мире просто нельзя. На международной конференции NDExpo в Москве отраслевые предприятия показали результаты своей деятельности на новых рынках.
Развитие новых бизнесов проходит под девизом «Быть на шаг впереди». «Если не создаешь новых продуктов и технологий, которые соответствуют потребностям быстро меняющегося мира, то очень быстро выпадаешь из мировой системы разделения труда, — отметил первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров на пленарной сессии NDExpo. – Если производишь товары и услуги, которые никому не нужны, либо предлагаются по такой цене, которая не интересна заказчику, ты никогда не сможешь быть на шаг впереди конкурентов».
Говоря о новых продуктах, Кирилл Комаров пояснил, что слово «новые» здесь условно. Отечественная атомная отрасль использует свой 70-летний опыт для выхода в другие отрасли экономики и промышленности. Те же АСУТП, которыми «Росатом» комплектует все АЭС в России и за рубежом, могут быть востребованы и на объектах традиционной энергетики, и на инфраструктурных объектах такими компаниями, как РЖД, «Газпром» и многими другими.
Импортозамещение как возможность
Вообще, нефтегазовый сектор — настоящий Клондайк для предприятий «Росатома». По словам директора департамента развития научно-производственной базы ЯОК «Росатома» Сергея Власова, госкорпорация в состоянии заменить до 80% импортного оборудования, которое используется в тепловой энергетике и нефтегазе. Что касается программного обеспечения для этих отраслей, то разработанными в «Росатоме» платформами уже сейчас можно заместить до 90% иностранных ИТ-решений.
Вместе с тем Кирилл Комаров отметил, что стратегия «Росатома» не предполагает отказа от всего иностранного. Там, где возможен и целесообразен обмен опытом, технологиями производства и управления, важно продолжать кооперацию с зарубежными партнерами.
ЯОК держит марку
В лидеры по новым бизнесам выбились предприятия ЯОК. До недавних пор гражданское направление в ядерном оружейном комплексе не занимало заметного места. Однако времена меняются. Со снижением курса рубля предприятия дивизиона получили уникальный шанс выйти на свободный рынок, чтобы, с одной стороны, решить проблемы технологического отставания в некоторых областях, а с другой — сделать экономические позиции «Росатома» и России в целом более устойчивыми.
«Секрет успеха в освоении новых бизнесов кроется в огромном потенциале, накопленном за годы существования ЯОК, где была сосредоточена фундаментальная и прикладная наука. Мы накопленный потенциал изъяли из закромов и коммерциализируем»,— говорит первый заместитель генерального директора «Элерона» Юрий Давыдов.
Его дополняет директор РФЯЦ — ВНИИЭФ Валентин Костюков: другие факторы — нацеленность на внедрение в производство новых решений, системная работа с другими отраслями промышленности, где находят применение созданные в ЯОК продукты. Ну и дисциплина, которой славится ядерный оружейный комплекс. Здесь привыкли выполнять четко поставленные задачи, а не искать отговорки и оправдания.
Наша деятельность нужна России
В чем секрет успеха предприятий ЯОК на новых рынках и чего не хватает их коллегам по отрасли, рассказывают участники NDExpo.
Валентин Костюков
Директор РФЯЦ-ВНИИЭФ
— Секрета особого нет. Просто для ВНИИЭФ установлены показатели: 60% — гособоронзаказ, остальное мы должны добрать от рынка. Выполнение задач — это вопрос дисциплины. Что посоветовать коллегам в деле создания новых бизнесов? Только работать, работать.
Юрий Давыдов
Первый заместитель гендиректора, «Элерон»
— При создании новых бизнесов нужно учитывать основные факторы. Первый — насколько вы компетентны в выбранном направлении. Второе — насколько уверенно вы будете себя чувствовать на рынке со своим продуктом. Третье — маркетинговые компетенции, комплекс мероприятий по продвижению продукта. Должна быть адресная работа с заказчиком. Четвертое — вопрос подачи информации. У нас в науке часто бывает так, что все понятно только разработчику. Нужно уметь доводить информацию до потребителя, объяснять простым языком.
Сергей Власов
Директор департамента развития научно-производственной базы ЯОК, «Росатом»
— Для ЯОК были определены правильные системные принципы. Во-первых, мы используем апробированные военные технологии, по которым имеем компетенции, производственные мощности, научные заделы и адаптируем их под гражданские рынки. Второй принцип — технологии должны быть востребованы. Мы предлагаем высокотехнологичные продукты, аналогов которым по совокупности функциональных характеристик, технических решений на сегодня в России очень мало.
Для выхода на рынок нужно иметь комплексный продукт, то есть быть способным спроектировать, произвести, поддержать на этапе эксплуатации. Поэтому предприятия ЯОК идут на создание альянсов с отечественными и зарубежными фирмами.
Владимир Зверев
Замначальника научно-исследовательского отделения, ВНИИА
— Успех оружейников — в желании приносить пользу государству. «Наша деятельность нужна России»,— внушали мне с детства отец и дед, которые работали в саровском ядерном центре.
В отрасли отчасти не хватает обученных людей, которые продвигали бы продукцию. Несколько лет назад под эгидой «Русатом Оверсиз» была запущена программа по подготовке лидеров глобализации — менеджеров с хорошим техническим образованием и глубоким знанием отрасли. Они должны были стать локомотивами продвижения продукции «Росатома» на российские и зарубежные рынки, так как многие разработки, родившиеся на атомных предприятиях,
превосходят предложения конкурентов по цене и качеству. Идея воспитания глобализаторов очень хорошая. К сожалению, я не знаю, каков итог этой программы.
Илья Вергизаев
Гендиректор Alstom — «Атомэнергомаш»
— ЯОК долго запрягает, но быстро едет. Оружейники очень организованны. Как только вся команда, от руководителя до рядового сотрудника, осознала, в каком направлении нужно двигаться, дело пошло быстрее. Нельзя сказать, что что-то мешает другим предприятиям. У нас есть все, чтобы выйти на рынок с новыми продуктами: технологическое лидерство, кадры, уверенность в себе. Но закрытость и консерватизм тормозят этот процесс.
Александр Семернин
Главный технолог, «Русатом Сервис»
— Не только ЯОК успешно работает на новых рынках. Мы занимаемся сервисом зарубежных АЭС, и заказчик получает от нашей компании комплексное предложение. Что касается новых рынков, то у «Росатома» появился шанс освоить такой крупный рынок, как нефтегазовый. В рамках импортозамещения отраслевые предприятия предлагают свое оборудование «Газпрому» и «Роснефти». Следующим шагом будут сервисные услуги.
«Маяк» светит
На NDExpo-2016 ПО «Маяк» представило самый яркий стенд — весь из синих светящихся панелей. Зеваки рассматривают капсулы размером с ноготь, лежащие на столе: «Это лекарство? Яд?» Если прикрыть несколько капсул ладонью, они начинают светиться зеленоватым и молочным. Представители предприятия отвечают: «Не бойтесь, это не яд, а герметичные капсулы с тритием. Изнутри они покрыты люминофором. Светятся круглые сутки». Такие капсулы используют в различных приборах, при изготовлении аварийных светознаков и указателей. Наверняка каждый видел такие в темных помещениях, куда нельзя провести электропроводку.
Еще на стенде рассказывали о производстве радиоактивных изотопов. Они помещены в закрытые стеклянные коробки. Это маленькие батарейки, их используют, например, в кардиостимуляторах. Срок годности — около восьми лет. Рассказывают представители «Маяка» и о многофункциональных станках с ЧПУ. Пока в России их не делают, но «Маяк» работает в этом направлении в кооперации с ПСЗ, Балтийской промышленной компанией и ПЗМ. Еще в приоритетных направлениях — создание регионального центра лучевых технологий. В его основе — небольшая гамма-установка «Колос» для предпосевной обработки семян. Вообще, на «Колосе» можно облучать любые материалы и приборы. Это устройство позволит стерилизовать медицинские аппараты, изменять свойства полимеров, цвета драгоценных камней.
ко лет назад под эгидой «Русатом Оверсиз» была запущена программа по подготовке лидеров глобализации — менеджеров с хорошим техническим образованием и глубоким знанием отрасли. Они должны были стать локомотивами продвижения продукции «Росатома» на российские и зарубежные рынки, так как многие разработки, родившиеся на атомных предприятиях, превосходят предложения конкурентов по цене и качеству. Идея воспитания глобализаторов очень хорошая. К сожалению, я не знаю, каков итог этой программы.