Сделано в "Росатоме"

В ближайшие годы «Росатом» должен в несколько раз увеличить выручку от новых продуктов. Задача амбициозна, но по-другому в современном мире просто нельзя. На международной конференции NDExpo в Москве отраслевые предприятия показали результаты своей деятельности на новых рынках.

Развитие новых бизнесов проходит под девизом «Быть на шаг впереди». «Если не создаешь новых продуктов и технологий, которые соответствуют потребностям быстро меняющегося мира, то очень быстро выпадаешь из мировой системы разделения труда, — отметил первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров на пленарной сессии NDExpo. – Если производишь товары и услуги, которые никому не нужны, либо предлагаются по такой цене, которая не интересна заказчику, ты никогда не сможешь быть на шаг впереди конкурентов».
Говоря о новых продуктах, Кирилл Комаров пояснил, что слово «новые» здесь условно. Отечественная атомная отрасль использует свой 70-летний опыт для выхода в другие отрасли экономики и промышленности. Те же АСУТП, которыми «Росатом» комплектует все АЭС в России и за рубежом, могут быть востребованы и на объектах традиционной энергетики, и на инфраструктурных объектах такими компаниями, как РЖД, «Газпром» и многими другими.

Импортозамещение как возможность

Вообще, нефтегазовый сектор — настоящий Клондайк для пред­приятий «Росатома». По словам директора департамента разви­тия научно-производственной базы ЯОК «Росатома» Сергея Вла­сова, госкорпорация в состоянии заменить до 80% импортного оборудования, которое исполь­зуется в тепловой энергетике и нефтегазе. Что касается про­граммного обеспечения для этих отраслей, то разработанными в «Росатоме» платформами уже сейчас можно заместить до 90% иностранных ИТ-решений.
Вместе с тем Кирилл Кома­ров отметил, что стратегия «Рос­атома» не предполагает отказа от всего иностранного. Там, где возможен и целесообразен об­мен опытом, технологиями про­изводства и управления, важно продолжать кооперацию с зару­бежными партнерами.

«СЕКРЕТ УСПЕХА В ОСВОЕНИИ НОВЫХ БИЗНЕСОВ КРОЕТСЯ В ОГРОМНОМ ПОТЕН­ЦИАЛЕ, НАКОПЛЕННОМ ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВО­ВАНИЯ ЯОК, ГДЕ БЫЛА СОСРЕДОТОЧЕНА ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ НАУКА. МЫ НАКОПЛЕННЫЙ ПО­ТЕНЦИАЛ ИЗЪЯЛИ ИЗ ЗА­КРОМОВ И КОММЕРЦИА­ЛИЗИРУЕМ» Юрий Давыдов
«Мы в этом направлении ак­тивно продвигаемся. Есть успеш­ный проект Schneider Electric и Уральского электромехани­ческого завода. С Siemens начи­наем новые разработки на базе «Электрохимприбора». Много лет нашему совместному пред­приятию с французской компа­нией Alstom»,— перечисляет Ки­рилл Комаров.
YAK_1921
ЯОК держит марку
В лидеры по новым бизнесам выбились предприятия ЯОК. До недавних пор гражданское направление в ядерном оружей­ном комплексе не занимало за­метного места. Однако време­на меняются. Со снижением курса рубля предприятия ди­визиона получили уникальный шанс выйти на свободный ры­нок, чтобы, с одной стороны, решить проблемы технологиче­ского отставания в некоторых областях, а с другой — сделать экономические позиции «Рос­атома» и России в целом более устойчивыми.
«Секрет успеха в освоении новых бизнесов кроется в ог­ромном потенциале, накоп­ленном за годы существования ЯОК, где была сосредоточена фундаментальная и приклад­ная наука. Мы накопленный по­тенциал изъяли из закромов и коммерциализируем»,— го­ворит первый заместитель ге­нерального директора «Элеро­на» Юрий Давыдов.
Его дополняет директор РФЯЦ — ВНИИЭФ Валентин Ко­стюков: другие факторы — на­целенность на внедрение в про­изводство новых решений, системная работа с другими от­раслями промышленности, где находят применение создан­ные в ЯОК продукты. Ну и дис­циплина, которой славится ядерный оружейный комплекс. Здесь привыкли выполнять четко поставленные задачи, а не искать отговорки и оправ­дания.
Наша деятельность нужна России

В чем секрет успеха предприятий ЯОК на новых рынках и чего не хва­тает их коллегам по отрасли, рассказывают участники NDExpo.

Валентин Костюков
Директор РФЯЦ-ВНИИЭФ

— Секрета особого нет. Про­сто для ВНИИЭФ установлены показатели: 60% — гособорон­заказ, остальное мы должны добрать от рынка. Выполнение задач — это вопрос дисциплины. Что посоветовать коллегам в деле создания новых бизнесов? Только работать, работать.
Юрий Давыдов
Первый заместитель гендиректо­ра, «Элерон»

— При создании новых бизне­сов нужно учитывать основные факторы. Первый — насколько вы компетентны в выбранном направлении. Второе — на­сколько уверенно вы будете себя чувствовать на рынке со своим продуктом. Третье — маркетин­говые компетенции, комплекс мероприятий по продвижению продукта. Должна быть адресная работа с заказчиком. Четвер­тое — вопрос подачи информа­ции. У нас в науке часто бывает так, что все понятно только разработчику. Нужно уметь дово­дить информацию до потребите­ля, объяснять простым языком.
Сергей Власов
Директор департамента разви­тия научно-производственной базы ЯОК, «Росатом»

— Для ЯОК были определены правильные системные прин­ципы. Во-первых, мы использу­ем апробированные военные технологии, по которым имеем компетенции, производствен­ные мощности, научные заделы и адаптируем их под гражданские рынки. Второй принцип — тех­нологии должны быть востребо­ваны. Мы предлагаем высокотех­нологичные продукты, аналогов которым по совокупности функ­циональных характеристик, технических решений на сегодня в России очень мало.
Для выхода на рынок нужно иметь комплексный продукт, то есть быть способным спроекти­ровать, произвести, поддержать на этапе эксплуатации. Поэтому предприятия ЯОК идут на созда­ние альянсов с отечественными и зарубежными фирмами.
Владимир Зверев
Замначальника научно-исследова­тельского отделения, ВНИИА

— Успех оружейников — в жела­нии приносить пользу государ­ству. «Наша деятельность нужна России»,— внушали мне с детства отец и дед, которые работали в саровском ядерном центре.
В отрасли отчасти не хватает обученных людей, которые про­двигали бы продукцию. Несколько лет назад под эгидой «Русатом Оверсиз» была запущена программа по подготовке лидеров глобализации — менеджеров с хорошим техническим образованием и глубоким знанием отрасли. Они должны были стать локомотивами продвижения продукции «Росатома» на российские и зарубежные рынки, так как многие разработки, родившиеся на атомных предприятиях,
превосходят предложения конкурентов по цене и качеству. Идея воспитания глобализаторов очень хорошая. К сожалению, я не знаю, каков итог этой программы.
Илья Вергизаев
Гендиректор Alstom — «Атом­энергомаш»

— ЯОК долго запрягает, но бы­стро едет. Оружейники очень организованны. Как только вся команда, от руководителя до ря­дового сотрудника, осознала, в каком направлении нужно двигаться, дело пошло быстрее. Нельзя сказать, что что-то меша­ет другим предприятиям. У нас есть все, чтобы выйти на рынок с новыми продуктами: техно­логическое лидерство, кадры, уверенность в себе. Но закры­тость и консерватизм тормозят этот процесс.
Александр Семернин
Главный технолог, «Русатом Сервис»

— Не только ЯОК успешно работает на новых рынках. Мы занимаемся сервисом зарубеж­ных АЭС, и заказчик получает от нашей компании комплексное предложение. Что касается новых рынков, то у «Росатома» появился шанс освоить такой крупный ры­нок, как нефтегазовый. В рамках импортозамещения отраслевые предприятия предлагают свое оборудование «Газпрому» и «Рос­нефти». Следующим шагом будут сервисные услуги.
DSC_6431
«Маяк» светит
На NDExpo-2016 ПО «Маяк» представило самый яркий стенд — весь из синих светящихся панелей. Зеваки рассма­тривают капсулы размером с ноготь, лежащие на столе: «Это лекарство? Яд?» Если прикрыть несколько капсул ладонью, они начинают светиться зеленоватым и молочным. Предста­вители предприятия отвечают: «Не бойтесь, это не яд, а гер­метичные капсулы с тритием. Изнутри они покрыты люмино­фором. Светятся круглые сутки». Такие капсулы используют в различных приборах, при изготовлении аварийных свето­знаков и указателей. Наверняка каждый видел такие в тем­ных помещениях, куда нельзя провести электропроводку.
Еще на стенде рассказывали о производстве радиоактив­ных изотопов. Они помещены в закрытые стеклянные ко­робки. Это маленькие батарейки, их используют, например, в кардиостимуляторах. Срок годности — около восьми лет. Рассказывают представители «Маяка» и о многофункциональ­ных станках с ЧПУ. Пока в России их не делают, но «Маяк» ра­ботает в этом направлении в кооперации с ПСЗ, Балтийской промышленной компанией и ПЗМ. Еще в приоритетных на­правлениях — создание регионального центра лучевых тех­нологий. В его основе — небольшая гамма-установка «Ко­лос» для предпосевной обработки семян. Вообще, на «Колосе» можно облучать любые материалы и приборы. Это устрой­ство позволит стерилизовать медицинские аппараты, изме­нять свойства полимеров, цвета драгоценных камней.
ко лет назад под эгидой «Рус­атом Оверсиз» была запущена программа по подготовке лидеров глобализации — менеджеров с хорошим техническим обра­зованием и глубоким знанием отрасли. Они должны были стать локомотивами продвижения продукции «Росатома» на россий­ские и зарубежные рынки, так как многие разработки, родив­шиеся на атомных предприятиях, превосходят предложения конку­рентов по цене и качеству. Идея воспитания глобализаторов очень хорошая. К сожалению, я не знаю, каков итог этой программы.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: