Выйти из кризиса

Всероссийский НИИ химической технологии в последние годы находится в тяжелом экономическом положении. План спасения разработан под руководством нового гендиректора. «СР» выясняла детали.

ВНИИХТ создавался как разработчик химических технологий переработки урановых руд и много лет успешно справлялся со своей задачей. Все изменилось, когда «Росатом» приостановил инвестиции в новые урановые проекты из-за низких цен на мировом рынке сырья. Успешный и процветающий НИИ вдруг оказался в сложной ситуации. Несмотря на трудности, ВНИИХТ содержит инфраструктуру ядерно опасных объектов в надлежащем состоянии. Долгов по зарплате нет, налоги и проценты по кредитам гасят своевременно. Но институт хочет не выживать, а жить и развиваться. Выйти на безубыточность поможет антикризисная стратегия.

Оптимизируй все

Первый пункт плана – оптимизация всего, что только можно оптимизировать. Во-первых, площади. ВНИИХТ – это 13,5 га земли, десятки корпусов, многие из которых сейчас в работе не задействованы. В похожем положении еще один институт химического блока АО «Наука и инновации» — НИФХИ им. Карпова. На трех больших площадках (в Очакове, переулке Обуха и на Воронцовом поле) полезной территории — от силы 40 %.
В августе оба института возглавил один директор – управленец с богатейшим опытом, доктор экономических наук Александр Ивакин. До прихода в отрасль он работал на высоких постах в компаниях нефтегазового комплекса. Есть и опыт управления НИИ: возглавлял научную работу во Всесоюзном научно-техническом институте по строительству и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта.

Руководство научного блока решило, что сотрудники НИФХИ постепенно переедут в пустующие корпуса ВНИИХТ. «Проект долгоиграющий, консервативный план предполагает, что подразделения, которые находятся в Очаково, перебазируются в 2016 году, остальные – чуть позже, — объясняет Александр Ивакин. — На средства от реализации площадок НИФХИ, мы сможем привести в порядок помещения ВНИИХТ». Руководство научного блока решило, что сотрудники НИФХИ постепенно переедут в пустующие корпуса ВНИИХТ.

«В 2015 году научных работников у нас насчитывалось 285 человек. По нашим теперешним реальным возможностям, численность персонала необходимо сократить до 185 человек»

«Проект долгоиграющий, консервативный план предполагает, что подразделения, которые находятся в Очаково, перебазируются в 2016 году, остальные – чуть позже, — объясняет Александр Ивакин. — На средства от реализации площадок НИФХИ, мы сможем привести в порядок помещения ВНИИХТ».
Когда корпуса отремонтируют, часть из них сдадут в аренду. Но не каждому, кто готов заплатить: турфирм и офисов по продаже «Гербалайфа» там не будет. На территории ВНИИХТ хотят устроить технопарк, где будут работать близкие по профилю организации. «Мы рассчитываем, что технопарк привлечет прежде всего нашего соседа – МИФИ, — говорит Александр Ивакин. — Талантливая молодежь сможет создавать интересные инновационные производства. Московское правительство заинтересовано в развитии технопарков и дает тем, кто открывает на их базе бизнес, хорошие налоговые льготы. Поэтому наша площадка заинтересует и малое, и среднее предпринимательство».

Придется расставаться

Оптимизировать придется и численность персонала. «В 2015 году во ВНИИХТ было 285 научных работников, — рассказывает заместитель гендиректора института по науке Алексей Ананьев. — Руководство «Росатома» рассчитало для нас производительность труда – 1,8 млн рублей на человека. По нашим теперешним возможностям для достижения этого показателя в этом году нужно сократить до 185 научных работников».
Оптимизации предшествует серьезный анализ возможностей отделов и лабораторий. Его проводили в несколько этапов почти пять месяцев. Кадровую базу направлений, которые востребованы на рынке, по которым есть реальные и потенциальные заказы, сохранят. Остальные будут ужимать. «В лабораториях, чьи работы сегодня не слишком пользуются спросом, есть носители критически важных знаний — они останутся, — заверяет Александр Ивакин. – Но из-за отсутствия заказов сложилась такая ситуация, что с частью научных работников придется прощаться». В этом вопросе опираются прежде всего на мнение руководителей подразделений. «Они лучше всех знают, кто им нужен для выполнения работ, а без кого можно обойтись», — поясняет Алексей Ананьев. Александр Ивакин добавляет: «Принимая решение по техническому персоналу, мы исходим из регламентов Ростехнадзора, чтобы никоим образом надежность и безопасность эксплуатации наших объектов не снижались».

Старое и новое

Вторая часть антикризисного плана — развитие действующих направлений и освоение новых. ВНИИХТ решил сосредоточиться на редкоземельных металлах. Они очень востребованы в разных областях промышленности. Институт создает новые технологии извлечения редких элементов из минерального сырья и промышленных отходов. Развернуты работы по получению сплавов с памятью формы. Специалисты планируют изучить редкоземельные месторождения России, чтобы определить наиболее перспективные.

Расширяется деятельность по проекту «Прорыв». ВНИИХТ с 2012 года является головной организацией по программе «Обращение с РАО пристанционного ЯТЦ опытно-демонстрационного энергокомплекса БРЕСТ-300. «Мы оценили свои силы и возможности и решили влезть еще и в программу по пирохимии — переработке пирохимическими способами нитридного уран-плутониевого ОЯТ, — рассказывает Алексей Ананьев. — Эти работы велись в НИИАР, но не все фундаментальные задачи решены. Осталось много вопросов, связанных с химией и электрохимией делящихся материалов и продуктов деления в расплавах солей».

Во ВНИИХТ придумывают инновационные способы переработки минерального сырья с использованием импульсного оптического излучения и ускоренных электронов

Ученые ВНИИХТ углубились в радиационную фотонику. «В электронике единицей информации является электрон, а в фотонике — фотон, частица света. С новым по сравнению с электроникой способом передачи информации — при помощи квантов света, открываются совершенно другие возможности», — замечает Алексей Ананьев. Например, специалисты разрабатывают прибор, который даст точные сведения о радиационных полях и нейтронных потоках внутри ядерного реактора. «Детекторы будут размещаться прямо в активной зоне, а не по периметру установки, как сейчас. Они выдерживают высокую температуру и мощные радиационные поля и передают сигнал по оптоволоконному кабелю на регистрирующее устройство. Аналогов в мире нет, — подчеркивает заместитель гендиректора по науке. — Мы рассчитываем, что наша разработка послужит основой для создания новых типов систем управления защитой реактора. Скорее всего, их будут использовать уже в новом поколении установок, БН-1200, которые начнут строить после 2025 года».
Во ВНИИХТ придумывают инновационные способы переработки минерального сырья с использованием импульсного оптического излучения и ускоренных электронов. Ученые пробуют применять озонаторы нового поколения для выделения ценных компонентов из руд. Насчет продажи этих технологий ведутся предварительные переговоры с Казахстаном, Киргизией, Марокко, ЮАР, Японией и Австралией.
В рамках импортозамещения создаются технологии и оборудование для получения сфероидизированных порошков сталей и сплавов, которые нужны в производстве сложных изделий как военной, так и гражданской промышленности. Уже есть опытные образцы порошков некоторых марок сталей. Институт участвует в двух ФЦП Минобрнауки: по воссозданию в России производства бериллия – стратегического металла, незаменимого в атомной отрасли, и по организации импортозамещающего производства ионообменных смол.
Антикризисный план только вступает в силу, но по итогам этого года ВНИИХТ хочет увеличить объем работ на 29 %, производительность – на 35 %. Примерно на 14 % должна вырасти зарплата сотрудников. Дальше – больше.
Что будет с заводом
В 1951 году в состав ВНИИХТ вошел Опытный химико-технологический завод (ОХТЗ), который стал производственной базой института. Здесь ученые отрабатывали практически все технологии, прежде чем внедрить их на промплощадках. На ОХТЗ есть отделения рудоподготовки, рентгенорадиометрической сепарации, измельчения, гравитационного и флотационного обогащения, атмосферного и автоклавного выщелачивания, сорбции металлов из растворов и пульп, жидкостной экстракции.
В последние годы завод загружен слабо, но инфраструктура поддерживается в рабочем состоянии. В этом году на ОХТЗ откроют два новых производства. ВНИИХТ будет изготавливать полировальные порошки: сначала 10 т в год, потом — до 30 т. НИФХИ им. Карпова запустит производство компаундов — полимерной крошки, из которой можно делать инновационные негорючие строительные материалы, оплетки для кабелей. «Заказчики на безгалогенные компаунды у нас есть уже. Известные в стране производители кабелей готовы у нас до 300 тыс. т порошков покупать», — отмечает генеральный директор ВНИИХТ и НИФХИ Александр Ивакин.
 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: