Хроника победы
Гора под названием WorldSkills Hi-Tech покорилась атомщикам. «СР» представляет зарисовки с чемпионата рабочих профессий, ставшего триумфальным для команды-дебютанта «Умелый атом».
Команда выстраивается перед стендом «Росатома».
— Посмотрите на меня, — просит фотограф.
На мгновение все замирают, слышны только щелчки камеры. Вот-вот начнется церемония награждения — это вершина горы, на которую команда, собранная из сотрудников предприятий атомной отрасли со всей страны, взбиралась несколько месяцев. И до того, чтобы водрузить на пике свой флаг, осталось совсем немного. Но они еще не знают, что победили, только догадываются.
— Еще раз! — кричит фотограф.
Начало
Перед сварщиком 6-го разряда Александром Дуймаметом толпятся журналисты.
— У меня папа главный сварщик «РосСЭМа». Он мне в 13 лет показал, что такое сварочный аппарат. Я тогда просто разрезал арматуру, мне понравилось, и я, — Александр Дуймамет делает глубокий вдох, волнуется, но продолжает, — посвятил этой профессии жизнь. Так и идет по накатанной.
Александр Дуймамет работает в волгодонском филиале треста «РосСЭМ». Полчаса назад в зале выставочного центра «Екатеринбург-экспо» объявили, что он занял первое место в компетенции «Сварочные технологии» чемпионата WorldSkills Hi-Tech. Шокированный победитель под громкие аплодисменты получил награду. Чуть позже его снова пригласили на сцену. На этот раз, чтобы вручить главный приз — миллион рублей.
Синие и зеленые
На II Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills «Росатом» заявился на восемь из 21 компетенции: «Автоматизированное проектирование CAD», «Сетевое и системное администрирование», «Электроника», «Мехатроника», «Электромонтаж», «Сварочные технологии», «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».
Чтобы собрать участников и экспертов, Академия «Росатома» составила критерии и разослала их по дивизионам и предприятиям. Оттуда прибыли лучшие кадры. Их обучили в центрах WorldSkills и, оценив успеваемость, взяли в команду «Умелый атом» 52 человека: 27 участников и 25 экспертов. 17 самых сильных специалистов поставили на соревнования,10 поехали как дублирующий состав. Но запасные игроки не томятся без дела: их задача — наблюдать за действиями своих и соперников, чтобы потом, при разработке тактики, проанализировать удачные и неудачные моменты.
Для соревнований пошили форму: синего цвета — для участников, зеленого — для экспертов.
Статистические 80 %
В первый день начались соревнования в шести из восьми компетенций, в которых выступал «Умелый атом». Перед стартом участникам напомнили требования безопасности и предупредили, что за несоблюдение вычитают баллы.
В «Электромонтаже» от «Росатома» выступал Сергей Косыченко, электромонтер «Атомэнергоремонта». По заданию за три дня он должен был смонтировать схемы силового и осветительного электрооборудования и выполнить наладочные работы по ней.
Стандарты WorldSkills складываются из множества критериев. Например, в «Электромонтаже» это более 250 норм ГОСТа. Если опустить подробности, все должно быть сделано максимально быстро и не просто работать, но и красиво выглядеть, крепко держаться. А рабочее место должно оставаться чистым, словно к нему никто не прикасался. «В повседневной жизни кто-то делает упор на внешний вид, кто-то — на размер конструкции, кто-то на то, чтобы хоть свет горел. Но на WorldSkills важно все — это стремление к идеалу, — объясняет главный эксперт компетенции Максим Певин, который уже участвовал в европейском и мировом чемпионате World Skills. — Каждый сам выстраивает последовательность действий и распределяет нагрузку на три дня. Однако 80 % не справляются: не хватает времени».
Сергей Косыченко попал в эти самые 80 %.
Время — нервы
Ограниченное время — это, наверное, самое тяжелое испытание. Счет, как в большом спорте, идет на секунды. Такая гонка вызывает стресс, который обязательно скажется на качестве работы. Предвидя проблему, Академия «Росатома» провела для команды тренинги по стресс- и тайм-менеджменту, концентрации на выполнении задания в сжатые сроки.
Инженер-конструктор 3-й категории Максим Нефедов с Машиностроительного завода, выступавший в компетенции «Инженерная графика CAD», после соревнования рассказал: «Нам давали шесть часов на каждое задание — это 360 минут. Терять даже одну из них я не имел права. Поэтому никуда кроме экрана не смотрел. В первый и второй день я доделывал задания на последней минуте».
Сначала нужно было сделать модели и сборки двигателя автомобиля, выполнить сборочные и исполнительные чертежи и составить видеопрезентацию. На следующий день — повторить то же с конвейером. На третий — переделать форму кухонного миксера из квадратной в обтекаемую, учитывая определенные требования. На четвертый — воссоздать на компьютере выданную деталь в точности до миллиметра. Максим Нефедов все сделал и занял первое место, набрав на семь очков больше, чем ближайший соперник.
«Каждый день мы с женой и дочерью созванивались, — рассказывает Максим Нефедов. — Они придумали специальную кричалку, которая начиналась со слов: «Наш папа — инженер, он начертит все в момент», а заканчивалась: «Медаль золотая нас ждет непременно, о ней мы мечтаем!»
Запасные искры
Эксперт компетенции «Сварочные технологии» достает из бочки с водой квадратную железную коробку с двумя трубами — это деталь, сваренная каким-то участником. К ней присоединяют шланг и нагнетают давление. Из угла коробки вырывается струйка воды. «Брак», — объявляет эксперт и ставит ее рядом с 20 такими же. Проверку проходят только пять деталей. Три из них сделаны членами команды «Росатома», одна — конкурсантом из «Томскнефтехима» и одна, с идеально ровным треугольным швом, — участником из Таиланда, которого все называли просто Таяц. Представители других стран на WorldSkills Hi-Tech идут вне соревнований и приезжают ради тренировки.
Победа досталась Александру Дуймамету, а бронза у Азера Джафарова из филиала «АЭМ-технологий», «Атоммаша». По его мнению, на выбор метода сварки влияют тактильные ощущения: «Каждый сам находит свой стиль методом проб и ошибок. Кто-то делает круговые движения, кто-то елочкой или треугольником, как таец, кто-то продольно-поперечные полосы. Но у меня нет шаблона. Я действую по обстоятельствам».
Именно так, действуя по обстоятельствам, Азер Джафаров перешел из запасных в основные участники. Перед стартом конкурсант из другой команды снялся, одна сварочная кабинка освободилась, и атомщик воспользовался представившейся возможностью. «Когда я не попал в главный состав, — вспоминает он, — очень расстроился. Уже не было в душе искры и рвения. Решил, просто приду и буду варить, как варю у себя на работе». В итоге искра была, да не одна, а целый фонтан!
Мы разговорились с Александром Дуймаметом и экспертом Дмитрием Онищенко. Они работают вместе, сейчас — на строительстве четвертого блока Ростовской АЭС. Александр — бригадир, Дмитрий — прораб.
Уточняю, что именно могло в 13 лет понравиться в профессии сварщика.
— В таком возрасте сам процесс интересен — затягивает, — замечает Дмитрий Онищенко.
— Да, затягивает, — соглашается Александр Дуймамет. — Кто никогда не пробовал, не поймет. А если уж один раз возьмешь сварку в руки, то все.
В конце соревнования сварщиков одну из деталей, сделанных Дуйаметом, главный эксперт пытался забраковать за то, что на ней затерты швы. Оказалось, это недопустимо, хотя во время инструктажа участникам говорили прямо противоположное. Хотели снять баллы и сняли бы, но Дмитрий Онищенко доказал, что о запрете затирки никто не упоминал.
— Без помощи моего эксперта я никогда бы не прорвался, — улыбается Александр Дуймамет. — Полпобеды — его заслуга.
Тот возражает:
— Помощь эксперта, конечно, важна, но если ты не профессионал, тебе ничего не светит.
Любовь и ненависть сисадминов
Windows, Cisco и Linex — на каждой операционной системе конкурсанты в номинации «Сетевое и системное администрирование» должны были настроить телекоммуникацию, серверы, маршрутизацию, беспроводную сеть и IP-телефонию. Это работа, которую обычно делают только одни раз — во время установки оборудования. «Завтра меня ждет мой любимый и ненавистный Linex, — иронично замечает накануне соревнования Алексей Демидов с «Русбурмаша». — Он сильно отличается от других ОС. Это, знаете, как еда: есть для всех, а есть для гурманов. Вот и Linex далеко не каждому по вкусу».
Кроме Алексея Демидова в компетенции соревнуются еще два специалиста-атомщика: Павел Яркин из «Атомэнергоремонта» и Владимир Хлебников из ОДЦ УГР. «Утром мой стенд сломался. А организаторам нельзя просто пожаловаться на неисправность, нужно сначала доказать, что дело в их оборудовании, а не в твоей квалификации. Проблема была в проводе, по которому не проходил сигнал, потом еще версия Windows попалась дефективная, — пересказывает события Владимир Хлебников. — Мне добавили час, хотя потратил я полтора».
Назавтра его ждала Cisco, с которой он уже выигрывал несколько соревнований. Выиграл и на этот раз: первое место в компетенции, 565 балла. Конкурсант с серебром набрал только 502.
Алексей Демидов в тройку лидеров не вошел, стал четвертым. «Не спал всю ночь, потому что готовился к Linex, — объясняет он. — Ночь плавно перетекла в день. От недосыпа и усталости сделал много глупых ошибок, которых мог избежать».
Красный, серебряный, черный
— Поехали! — командует эксперт участникам компетенции «Мехатроника». Здесь выступают в парах. От «Росатома» — два инженера-конструктора Приборостроительного завода: Алексей Каунников и Кирилл Максимов. Три дня они поэтапно собирали две автоматизированные станции, которые соединили в систему. Один занимался монтажом, другой — программированием.
Старт дан и оба напряженно смотрят, как кругляш красного цвета с первой станции, подающей детали, опускается на вторую — конвейер. Согласно условиям, детали должны расположиться в первых двух отсеках конвейера в заданной последовательности: красная, серебряная, черная. Если порядок нарушен, деталь уходит в третий отсек.
Когда-то Алексей Каунников был руководителем преддипломной практики Кирилла Максимов, теперь они работают вместе. Каждый вечер в гостинце сослуживцы обсуждали задание, строили план действий.
— Задача отработана, — объявляет эксперт. Все детали выстроились в нужном порядке.
Алексей Каунников и Кирилл Максимов заняли первое место. Остальные не справились с зданием должным образом: у кого-то детали не сортировались, у кого-то сортировались, но очень медленно, а одна команда даже снялась с соревнований за день до окончания.
Судейская ошибка
Аплодисменты команды «Росатома» взрывают зал, где проходит награждение. Со сцены только что объявили:
— Компетенция «Токарная обработка на станках с ЧПУ». Второе место — Павел Нагорнов, госкорпорация «Росатом».
Соревнования «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» и «Токарная обработка на станках с ЧПУ» начались на третий день чемпионата. Площадку украшали стенды с выточенными из железа чайными сервизами и мелкими украшениями. Однако участники — токари и фрезеровщики — должны были сделать обычные детали. «Сложность для некоторых в том, что раньше они с такой программой на станках не работали. Кому-то не хватает усидчивости, чтобы разобраться, – торопятся. Многие поэтому не справляются», — говорит эксперт Максим Харисов с Приборостроительного завода. К слову, наверное, 70 % экспертов в этих двух компетенций были из команды «Росатома».
Через полчаса после награждения Павлу Нагорнову сообщили, что его лишают второго места, так как судьи перепутали баллы. На самом деле он занял первое место.
В компетенции «Фрезерные работы на ЧПУ» вторым стал Михаил Порпленко, специалист «Электрохимприбора».