Креативные оптимизаторы
Справиться с задачей за минимальные средства и в установленные сроки – такими принципами руководствовалась команда директора сублиматного завода СХК Сергея Котова при создании технологии раздельного получения гексафторида урана из различных видов сырья. Их работа победила в отраслевом конкурсе «Человек года» в спецноминации гендиректора «Эффективность».
В СССР было принято создавать дублирующие мощности в ключевых отраслях промышленности – из стратегических соображений. У предприятий, задействованных в создании ядерного щита и атомной энергетики, имелись близнецы. Когда атом стал исключительно мирным и производство оружейных материалов прекратилось, в подстраховке необходимость отпала, и комбинаты оказались недозагруженными.
Польза превыше всего
В рамках оптимизации площадок «Росатома» три года назад было принято решение сосредоточить выпуск сырьевого гексафторида урана на СХК. Сроки были предельно сжатыми: на то, чтобы перенести производство с АЭХК, причем без перебоев поставок гексафторида, отводился год. Ответственным за проект назначили Сергея Котова. «В самом начале и у меня, и у членов нашей команды были очень большие сомнения. Мало кто верил, что за год можно успеть выполнить эту задачу, — вспоминает он. — Все работали в состоянии ежедневного стресса – было такое ощущение, что ты на раскаленной сковородке».
«День за днем каждый из нас все больше и больше погружался в процесс и проникался амбициозностью проекта», — говорит инженер-технолог производственно-технического отдела Денис Щербина. «Коллектив не подвел. Все прониклись общей идеей и дружно включились в работу, — подтверждает ведущий специалист планово-сметной группы отдела главного механика Елена Галецкая. — Стимулом для нас служило прежде всего осознание пользы, которую мы принесем сублиматному заводу и комбинату. А развитие СХК — крепкий фундамент будущего для города, наших семей и детей».
Пошли новым путем
«Задача формулировалась так: обеспечить выполнение отраслевой программы по конверсии урана, причем без увеличения мощностей производства по фтору, — говорит руководитель проекта по совершенствованию технологии конверсионного производства Михаил Зозуля. — На сублиматном заводе необходимо было реализовать технологию, позволяющую одновременно на двух параллельных линиях перерабатывать природный или регенерированный уран и работать на оксидах и тетрафториде урана».
Был изготовлен, смонтирован и запущен в эксплуатацию комплекс аппаратов, а также автоматизированная система управления технологическим процессом. Подобная схема реализована на конверсионных предприятиях впервые — можно сказать, что на СХК совершен революционный прорыв.
По мнению Сергея Котова, одним из ключевых факторов успеха стало применение нестандартных подходов. Обычно все проекты на комбинате реализуются через управление капитального строительства, что требует дополнительного времени на согласование. Если бы пошли традиционным путем, то проект занял бы не менее трех лет, уверен капитан команды. Поэтому решили попробовать другой подход – проектный, для этого создали специальную рабочую группу. Стандарт инвестиционной деятельности госкорпорации предусматривает возможность организации рабочих групп из специалистов разных подразделений предприятия для решения трудновыполнимых задач.
«Получается матричное управление, где у каждого своя роль: есть руководитель проекта, координатор, планировщики, финансовые аналитики, специалисты по контролю», — объясняет начальник отдела по инвестициям СХК Татьяна Старикова. «Обкатывали новую схему практически в ручном режиме. Вначале были некоторые проблемы с взаимодействием и слаженностью работы подразделений, но теперь мы понимаем друг друга с полуслова», — доволен Сергей Котов.
С технической точки зрения задача тоже была не из легких. «Не один день думали, как сбалансировать переработку сырья двух марок на разных производственных нитках. Да еще увеличить мощности. Провели НИОКР и нашли-таки оригинальное решение. Что поразило – полное взаимопонимание всех задействованных подразделений и мгновенное принятие правильных решений, — рассказывает Денис Щербина. — Все дорабатывали, корректировали и устраняли в режиме реального времени. Ведь одно дело – нарисовать, а другое – построить. Но действовали со строжайшим соблюдением стандартов безопасности и качества».
Работа по всем направлениям велась параллельно: пока готовили документы в конструкторском бюро, делались локальные сметные расчеты, определялась начальная максимальная цена закупки оборудования и услуг.
«Перед нашим отделом, который занимается организацией капитального и текущего ремонта, была поставлена новая задача — по строительству. Приходилось, в том числе, заниматься поиском и наймом недостающих специалистов, обучением и обеспечением их всем необходимым», — говорит Елена Галецкая. Дополнительные обязанности не освобождали от основных. «Одновременно я занималась формированием начальной максимальной цены, без которой нельзя провести ни одной закупочной процедуры. Без этого мы бы вообще никуда не продвинулись», — добавляет специалист.
Однако проект мог сорваться из-за отсутствия финансирования. Обычно на комбинате инвестплан на будущий год формируется за полгода, летом. А проект по оптимизации производства гексафторида урана начался в конце года, поэтому рассчитывать на выделение дополнительных средств не приходилось. Однако в успехе были заинтересованы все: и комбинат, и ТВЭЛ, и «Росатом». «Мы подготовили необходимые документы для подачи заявки, которая достаточно быстро прошла согласование в топливной компании и была передана в госкорпорацию. Все возникающие вопросы оперативно решали, и всего за три месяца деньги были получены в полном объеме. Причем за счет конкурсных процедур удалось сэкономить 56 млн рублей, и финальная стоимость проекта составила 245 млн», — с гордостью отмечает Татьяна Старикова.
Каждый в команде нес персональную ответственность за свое направление. «Мы были теми, с кого спрашивали результат, — говорит Денис Щербина. — Но результат зависел не только от работы нескольких человек – это верхушка айсберга, под водой скрывается титанический труд всего коллектива комбината».
Главное — не расслабляться
На подходе у наших героев новый проект — перенос аффинажного производства топливной компании на площадку СХК. В конечном счете в Северске будет сосредоточена вся конверсия. «Сюда будет входить и аффинаж природного урана, и выпуск сырьевого гексафторида. Механизмы реализации отработаны, поэтому в новом проекте мы будем чувствовать себя уверенно. Главное — не расслабляться», — заключает Сергей Котов.