ПАТЭС готова к испытаниям

Первая плавучая атомная электростанция готова уже на 85 %, до конца года планируется провести швартовные испытания. Журналистам показали, на что сейчас похожа мини-АЭС.

Многие в мире признают необходимость передвижных АЭС и работают над созданием таких станций, но «Росатом» опережает иностранных конкурентов. По плану, уже к 2019 году ПАТЭС «Академик Ломоносов» будет сдана в эксплуатацию.
Беглый осмотр 170-метровой станции, которая по очертаниям и габаритам напоминает ледокол, показал, что работы действительно завершаются: все жилые помещения для 78 членов экипажа построены, спортзал, бассейн и сауна на месте, как и отделения для хранения свежего и облученного топлива. Остались, по словам главного строителя заказа ПАТЭС Александра Ковалева, преимущественно косметические работы.
«Академик Ломоносов» — головной плавучий энергоблок, который должен заместить Билибинскую АЭС на Чукотке. Станция будет выводиться из эксплуатации в 2019 — 2021 годах. «Росатом» решил, что строить новый объект в условиях вечной мерзлоты слишком дорого. Зато можно построить передвижную АЭС в цеху и с помощью ледоколов и буксиров переместить в точку назначения. То есть понадобится только береговая инфраструктура в Певеке — энергораспределительные устройства и коммуникации. Эти работы должны быть закончены к концу 2018 года.
Поскольку это первая ПАТЭС, уникальный проект, то приоритет отдается надежности, безопасности, тщательной отработке всех систем еще на заводе. «Нас прежде всего интересуют приемо-передающие устройства. Есть специальные системы, которые обеспечивают передачу тепла, и здесь мы ни в коем случае не должны допустить неприятностей. Все эти вопросы мы отработаем на заводе», — заявил руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций «Росэнергоатома» Сергей Завьялов.
На Балтийском заводе отрабатывают не только технологии судового атомного реакторостроения, но и все технологии по приему электроэнергии, управлению, функционированию автоматики, надежности системы и т. п.

Дешевле, чем «Арктика»

По сути, ПАТЭС что-то среднее между АЭС и ледоколом. Она оснащена энергоблоком, мобильна (передвигается при помощи буксиров), корпус выдерживает давление льдов. По словам Сергея Завьялова, первая ПАТЭС по степени технологической насыщенности, сложности систем, по металлоемкости и другим параметрам сопоставима со строящимся на том же Балтийском заводе головным атомным ледоколом «Арктика» нового поколения. При этом затраты на строительство «плавучки» на 30 % ниже, чем на сооружение ледокола. «С подрядчиком мы договорились работать по принципу открытой книги: мы очень жестко контролируем каждую закупку и каждый нормо-час. Это дает объективную картинку по стоимости объекта. Такой подход будем применять и дальше. Надеемся, что следующий энергоблок обойдется не менее чем на 25 % дешевле», — сообщает Сергей Завьялов. По подсчетам специалистов, электроэнергия ПАТЭС будет дешевле, чем угольных, газовых и дизельных станций. «То есть тарифы на отпускную энергию будут весьма конкурентоспособными и привлекательными», — заверил руководитель дирекции по сооружению ПАТЭС.

Новые надежды

Разработчики продолжат оптимизацию проекта. «Каким-то заказчикам нужны настолько мощные, как «Академик Ломоносов», энергоблоки, которые вырабатывают и передают электроэнергию и тепло и на которых долгое время можно хранить запасы топлива и ОЯТ. Но мы хотим создать объекты в разы меньше по водоизмещению», — говорит Сергей Завьялов. К примеру, в ПАТЭС следующего поколения можно будет отказаться от хранения ОЯТ, ЖРО и ТРО, перезагрузочного оборудования. Можно использовать реакторную установку интегрального типа РИТМ-200 для атомных ледоколов. Тогда часть функций будет автоматизирована и не потребуется много персонала. Все это выгодно скажется на стоимости проекта. «Мы будем создавать очень компактные, недорогие ПАТЭС, единственное назначение которых — выработать и передать энергию. Срок изготовления сократится в разы, сборка встанет на конвейер», — подытожил Сергей Завьялов.
Серийное производство резко повысит интерес иностранных заказчиков. Получив референтный проект ПАТЭС, можно будет выйти на международный рынок. На планете огромное количество островов и труднодоступных районов, где нужна энергия, тепло, опреснение воды. Уже сегодня ведутся переговоры с потенциальными партнерами.
 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: