"Росатому" нужны надежные руки

В конце мая началось обучение очередного потока трех уровней кадрового резерва. «СР» разбиралась в особенностях обновленной программы и оценивала, какую роль в отрасли предстоит сыграть резервистам.

Времена Курчатова и Харитона давно позади, сегодня «Росатому» нужны лидеры новой формации, которые обеспечат победу в конкурентной борьбе на мировом рынке. Подготовка таких руководителей – задача крайне амбициозная, но именно это стратегическая цель программы кадровых резервов.
Обучение первого набора «Талантов», «Капитала» и «Достояния» стартовало два года назад. В программе участвовали более тысячи перспективных специалистов и управленцев разного уровня. Около 800 участников успешно пройти все этапы. «Кадровый резерв должен работать, — говорит гендиректор Корпоративной академии «Росатома» Юлия Ужакина. – Необходимо понимать, для чего мы готовим специалиста. Это может быть назначение на более высокую должность, расширение полномочий, ротация — у каждого свой карьерный путь. То, что на прошлом наборе был большой отсев, неплохо. В программе должны оставаться только самые стойкие, ведь в реальной жизни они столкнутся со сложными вызовами».
Почти треть резервистов получили новые назначения, отмечает директор по персоналу «Росатома» Татьяна Терентьева. По ее оценке, показатель неплохой, но есть куда стремиться. Через несколько лет, рассчитывают в госкорпорации, до 70 % всех назначений на руководящие позиции будут проводиться из кадровых резервов.
В этом году программы развития резервистов существенно обновили. Теперь участники «Капитала «Росатома» будут учиться не 20 рабочих дней, а 14. Их ждет одна конференция (первая, стартовая, уже прошла) и четыре очных модуля по три дня. У «Талантов» примерно та же схема. В рамках программы «Капитал» дивизионы могут заказать Корпоративной академии дополнительные модули для своих резервистов с учетом специфики конкретного бизнеса. Предложение востребовано, уже есть запросы от «Росэнергоатома».
В программу развития «Достояние «Росатома» тоже внесен ряд новшеств. Пожалуй, самое примечательное – преемственность: обязательным условием набора названо наличие следующего карьерного шага. У резервистов появляется конкретная мотивация и понимание, на какую позицию они могут претендовать после обучения. Развивается программа менторинга – кураторами лучших резервистов выступают руководители из топа-30.
Программа «Достояние» рассчитана на три года, на каждый год свой блок тем. Модули первого года включают основные знания в области финансов, маркетинга и стратегического развития. Обучение будет проводиться совместно с одной крупной международной бизнес-школой. Второй год посвящен развитию лидерских навыков и личной эффективности. Третий — работе по индивидуальным программам в зависимости от того, какие знания необходимы резервисту для следующего карьерного шага.
Случайных людей в кадровых резервах нет. «При отборе мы оценивали кандидатов по нескольким критериям: понимание следующего карьерного шага, эффективность на своем предприятии, результаты оценки и желание самого человека ротироваться, брать на себя дополнительную нагрузку, занимать высокую позицию с большим уровнем ответственности», — перечисляет Татьяна Терентьева. Крайне важный фактор отбора и оценки по итогам обучения — соответствие резервиста корпоративным ценностям «Росатома». «Ценности становятся ориентиром в ежедневной работе и в принятии управленческих решений, задают модель поведения лидера «Росатома», — разъясняет по персоналу госкорпорации. Побывав на стартовых конференциях кадровых резервов, «СР» составила коллективный портрет резервистов.

Портрет резервиста

В программу кадрового резерва «Достояние «Росатома» отобраны 95 руководителей высшего звена. «Делегирование полномочий требует от руководителей высшего уровня быстрого принятия решений, а это увеличивает меру ответственности», — заявил глава «Росатома» Сергей Кириенко на открытии программы. Госкорпорация доверяет решение многих задач дивизионам, и сегодня предприятиям нужны грамотные и амбициозные руководители. Кадровые резервы – один из важнейших инструментов формирования скамейки запасных для топ-менеджмента отрасли.
Резервисты проходят серьезный отбор. Важные критерии: потенциал для развития, нацеленность на профессиональный рост и соответствие ценностям «Росатома». Стаж Тимофея Шикеруна, заместителя генерального директора, директора по производству ФЦЯРБ, — 21 год. Он много лет проработал на Сибирском химкомбинате и Электрохимическом заводе. «Весь комплекс от урана до РАО я хорошо представляю. Мои знания в отрасли будут востребованы», — уверен специалист. Рассуждая о перспективах развития дивизиона заключительной стадии жизненного цикла, Тимофей Шикерун останавливается на опытно-демонстрационном центре вывода из эксплуатации уран-графитовых реакторов, который расположен на площадке СХК. Такой опыт востребован в мире. «Мы сможем выйти на зарубежные рынки услуг по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Сейчас формируем технико-экономические предложения для Казахстана и Узбекистана, обсуждаем сотрудничество с Toshiba», — говорит Тимофей Шикерун.
Лидерские качества он приобрел и отточил в бытность главным инженером ЭХЗ — сформировал команду единомышленников, научился мобилизовать коллектив на решение важных задач. Секрет прост. «Играю в хоккей с коллегами, — улыбается Тимофей Шикерун. — Считаю, что спортивные состязания сплачивают как ни что другое».

— В прошлом году в программе был очень большой отсев. У каждого своя ситуация в жизни. Может быть, еще не время, может быть, человек не готов пока совмещать работу и интенсивную учебу. Но ситуация меняется, и можно попробовать силы в будущем. Нам важно, чтобы инвестиции в участников кадрового резерва были оправданы, и после обучения те продвинулись по карьерной лестнице, попали на ту должность, где смогут что-то изменить в отрасли в лучшую сторону. Идеальный резервист – это человек, которому не все равно.

Юлия Ужакина, генеральный директор Корпоративной академии «Росатома»

Пять километров до успеха

Секрет успеха заместителя директора по инновационному развитию «НИИграфита» Павла Елизарова — в целеустремленности. Учеба логично вписывается в его планы. Техническому специалисту знания в области финансов и маркетинга крайне важны. «Комплексные знания нужны, чтобы быть на шаг впереди, уверенно управлять подчиненными и эффективно решать задачи», — говорит Павел Елизаров.
Примером эффективного решения он называет разработанный специалистами НИИ силицированный графит, который используется при изготовлении подшипников ГЦН на атомных станциях. Графит, насыщенный кремнием, позволяет увеличить ресурс насосов в два раза». На предприятии добились настолько высоких характеристик, что смогли вытеснить с отечественного рынка немецких производителей.
Нужно сказать, что в прошлом году не все выдержали напряженной подготовки. Однако тех, кто решительно настроен пройти всю программу, плотным графиком не испугаешь. У резервистов свои источники энергии. Павлу Елизарову помогают собираться с мыслями занятия спортом: «Каждый день бегаю как минимум пять километров: только хорошая форма поможет справиться с большим объемом информации».

Свой взгляд на ПСР

Участники программы кадрового резерва объективно оценивают свои сильные и слабые стороны. Виктор Крутых, технический директор Сибирского химкомбината, планирует повысить компетентность в области ПСР и технологии LEAN. За четверть века в отрасли он реализовал не один проект по улучшению. Считает, что нужно тщательнее подходить к вопросу внедрения производственной системы на российских предприятиях, где используется нетиповое оборудование. ПСР-проект Виктора Крутых должен сократить затраты на безопасное содержание объектов, которые готовятся к выводу из эксплуатации. Экономия может составить примерно 10 млн рублей.
Другой участник программы кадрового резерва, директор Чепецкого механического завода Константин Вергазов, занят оптимизацией производства: «Эта работа на предприятии началась давно, но чтобы наш портфель заказов увеличился, нужно продолжать снижение постоянных затрат и внедрять новые ПСР-проекты».

Личный мотив

Высокая мотивация — еще одно условие отбора в кадровый резерв «Достояние «Росатома». Исполнительный директор «Точмаша» Владимир Ахмадышев рассказывает: «Сила отрасли не в продукции, а в людях, их компетенциях, умении реагировать на ситуации. Наше предприятие не раз переживало кризис, изменения продуктового ряда, но люди осваивали новые компетенции. Пасовать — не наш стиль».
Сегодня «Точмаш» работает с концерном «Тактическое ракетное вооружение». Это новая для предприятия тема, которая потребует технического переоснащения. Владимир Ахмадышев намерен приложить все усилия для вывода предприятия на высокий уровень.
На протяжении цикла обучения будет составляться рейтинг участников с учетом результатов модулей, выполнения заданий, реализации проектов. Активное участие в программе развития будут принимать руководители топа-30.
По итогам прошлой программы треть резервистов получила назначения на руководящие должности отраслевых предприятий и ведущих направлений в госкорпорации. Какие вершины покорят участники второго потока программы «Достояние «Роcатома», покажет время.

Те, кому не все равно

В «Росатоме» бережно относятся к человеческому ресурсу и считают, что ни в коем случае нельзя зарывать талант в землю и разбазаривать капитал. Этот манифест еще раз прозвучал на стартовых конференциях кадровых резервов «Таланты «Росатома» и «Капитал «Росатома».
Участники кадрового резерва живут в разных городах, но работают в одной системе, и ими движет желание сделать госкорпорацию эффективнее. Поэтому они пошли учиться. В Корпоративной академии им предстоит узнать, как грамотно управлять коллективом, выстраивать отношения с коллегами и применять инструменты ПСР. Это высококлассные специалисты в разных областях науки и производства, стратеги и практики. За плечами у каждого – уникальные опыт и знания, приобретенные за годы работы на отраслевых предприятиях.

Спасатель

«Рядом со мной сидит конструктор, напротив – экономист, — представляет коллег Евгений Гончаров, начальник отдела глазовского филиала Аварийно-спасательного центра Минатома России. — И нам есть о чем поговорить. Когда я смотрю на этих людей, молодых и не очень, мне радостно, что я часть этой команды».
Для Евгения Гончарова учиться новому — уже привычка. «Даже не думал, что стану спасателем, — вспоминает он. — Получил специальность «промышленная теплоэнергетика», и когда предложили работать в «Росатоме», прошел несколько курсов, потом аттестацию. Со временем понял, что это мое. И вот работаю уже 13 лет. Не вижу себя в другом деле». По словам Евгения Гончарова, сотрудники Аварийно-спасательного центра – универсальные солдаты: могут управлять летательными аппаратами, могут погрузиться на 10 — 20 м под воду. «Случайные люди к нам не идут, — отмечает Евгений Гончаров. — Чтобы подготовить хорошего специалиста, нужно в среднем 10 — 15 лет. И представьте, в решающий момент этот человек уходит. Эффект нулевой. У нас такого быть не может».
Главным в своем обучении Евгений Гончаров считает приобретение навыков эффективной коммуникации и управления людьми. Объединенные курсы с представителями других дивизионов расценивает как плюс — это возможность обменяться опытом. Специалист использует все свое упорство в достижении поставленных целей: «Я привык выполнять задачу на сто процентов. От этого зависит жизнь людей. И я смогу своей целеустремленностью зажечь остальных».
К делу он подошел основательно. Понимая, что времени учебе придется уделять много, заручился поддержкой семьи. «Если человека оценили в семье, да еще и на работе — все, он самый счастливый, его зарплата уже не интересует, я серьезно. Я работаю за идею», — делится Евгений Гончаров. Пока ему удается всюду успевать: сегодня — на стартовой конференции в Москве, завтра – в школе, на выпускном младшего сына.

Финансист-строитель, дважды папа

Константин Шель пришел в программу «Капитал», так как понял, что ему, начальнику отдела корпоративного финансирования казначейства «Росатома», нужно развивать навыки менеджмента и лидерские качества. Сейчас, когда корпорация выходит на международный рынок, все актуальнее становится вопрос управления стоимостью проектов строительства АЭС. «Потому что одно дело договориться о какой-то приемлемой цене, другое — сработать так, чтобы отрасль получила хорошую прибыль», — поясняет Константин Шель.
Чтобы добиться оптимальной себестоимости, специалисты финансового сектора должны иметь полное представление о компонентах, из которых состоит проект АЭС, знать, кто отвечает за каждую часть и как контролировать факторы, определяющие конечную цену. И если в инвестиционной и финансовой деятельности уже созданы механизмы централизации, говорит Константин Шель, то в производственной сфере их еще предстоит сформировать.
Он уже привык думать о том, как сэкономить при строительстве и найти надежного поставщика, потому что второй год самостоятельно делает ремонт в купленной по ипотеке квартире. «Это уже стало моей второй специальностью», — шутит Константин Шель. От обучения в Корпоративной академии он ожидает расширения круга общения и мышления. «Сяду за парту почти одновременно со старшей дочкой – она скоро пойдет в первый класс. А младшая со дня на день родится. Пока подрастет, может, я еще учиться надумаю», — делится планами Константин Шель.

Начальник отдела, актер

В работе важно не только сразу выбрать верную стратегию, но и блестяще проводить тактические приемы. Это отлично понимает Михаил Симаков, начальник отдела по производству продукции сублиматно-разделительного комплекса ТВЭЛ. Потому и пошел в Корпоративную академию. Перед топливной компанией стоят амбициозные задачи: существенно сократить издержки, снизить время протекания производственных процессов, максимально вовлечь запасы в оборот. Михаил Симаков настроен категорично: времени на раскачку нет. Он надеется, что обучение придаст новый импульс развитию и позволит быстро поднять профессиональный уровень. Очень ценна возможность общения с опытными коллегами из других дивизионов.
Михаил Симаков уже решил, что будет работать над проектом сокращения цикла производственной деятельности. Его не пугает, что в ближайшие два года график станет еще насыщенней: он знает, как переключиться, чтобы полноценно отдохнуть и восстановить силы. Помогает опера. Начальник отдела играет на сцене, в «Кармен», например, исполнял роль главаря контрабандистов. «Это огромный драйв и отдых колоссальный», — признается Михаил Симаков. Театр помогает не только отдохнуть. Актеру важно уметь чувствовать партнера, а такая способность может пригодиться и при ведении переговоров.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: