Росатом собрал все флаги
Международный форум «Атомэкспо» в этом году привлек беспрецедентную аудиторию: в Москву приехали представители 47 стран — от США и Аргентины до Индонезии и Японии. Количество участников по сравнению с прошлым годом выросло более чем в полтора раза. «СР» выясняла, с чем связано такое внимание.
«Атомной отрасли России исполняется 70 лет, — начал свое выступление на пленарной сессии глава «Росатома» Сергей Кириенко. — Если сравнивать с другими отраслями, то 70 лет не так много. Но за эти годы произошли кардинальные изменения: созданы принципиально новые технологии, выросло влияния атомной энергетики на мировую экономику и на образ жизни современного человека».
Отрасль перенесла ряд кризисов, но развитие атомной энергетики не прекращалось. «Так происходит и сейчас. Сегодня можно твердо сказать, что мировая атомная энергетика восстановилась после трагических событий на «Фукусиме», — сказал Сергей Кириенко и в качестве подтверждения привел тот факт, что объем заказов «Росатома» с 2011 года вырос втрое, превысив 100 млрд долларов.
На «Атомэкспо» приехали все действующие и потенциальные партнеры «Росатома». За три дня прошли десятки переговоров на уровне руководителей, технических специалистов и экспертов. Повышенное внимание к форуму глава госкорпорации объясняет тем, что взаимоотношения в атомной отрасли носят долгосрочный характер и не зависят от политических пертурбаций: «Потому что если ты построил станцию, то хочешь быть уверен, что у нее будет топливо на все 60, 80, 100 лет работы. И что у тебя есть надежный партнер по выводу из эксплуатации».
Легендарная команда
На «Атомэскпо» было объявлено о создании международного совета экспертов при госкорпорации. Возглавит его Луис Эчаварри, который многие годы руководил Агентством по ядерной энергии ОЭСР. В состав совета вошли легенды мировой атомной отрасли: президент Атомного промышленного форума Японии Такуя Хаттори, экс-глава EDF Анри Проглио, Юкка Лааксонен, который долгое время возглавлял финский надзорный орган STUCK, а сейчас работает в «Русатом Оверсиз». «Атомная отрасль — это глобальный рынок, и работа на этом рынке требует опыта и учета специфики каждой страны, кросс-культурного взаимодействия. Поддержка и рекомендации таких выдающихся экспертов для нас очень важны, — поблагодарил членов совета Сергей Кириенко и продолжил: — Я горжусь тем, что очень многих людей, которые приехали на форум, могу назвать не только коллегами, но и друзьями. Это не значит, что наши мнения всегда совпадают — мы можем очень жестко спорить и отстаивать интересы своих компаний, но в целом, глобально, мы партеры и союзники».
Директор департамента коммуникаций «Росатома» Сергей Новиков в разговоре с корреспондентом «СР» пояснил: «Совет экспертов поможет госкорпорации добиться синергии и проложить дорогу на новые рынки. Ведь изнутри не увидишь того, что видно снаружи. Когда Юкка Лааксонен пришел в «Русатом Оверсиз», он на многое нашим менеджерам открыл глаза».
Члены совета за свою работу будут получать повременную оплату. «Это не наше изобретение, так действуют многие мировые компании. То, что эти люди согласились войти в совет, показывает, что для них это интересный профессиональный вызов», — отметил Сергей Новиков.
АЭС как шанс на лучшую жизнь
Главная тема форума в этом году звучала так: «Атомная энергия как основа социально-экономического развития». В ходе обсуждения экс-заместитель министра энергетики США Дэниэл Понеман напомнил, как в прошлом году в Штатах во время сильнейших морозов случились перебои с электроэнергией: «В генераторах замерзало масло, цены на газ выросли на 300 %. А ядерная энергетика спасла нас. КИУМ АЭС на тот момент составил 90 %. В других видах энергетики это невозможно».
Уполномоченный правительства Венгрии по вопросам расширения АЭС «Пакш» Аттила Асоди обращает внимание на то, что атомные станции – не только экологически чистый, но и надежный источник энергии. «Круглый год можно быть уверенным в том, что ты будешь обеспечен электроэнергией, чего не скажешь, например, о солнечной генерации», — отметил Асоди.
«АЭС – это не только установка для производства электроэнергии, но и своего рода инструмент для развития остальных отраслей промышленности, в том числе космической», — заявил министр федерального планирования, государственных инвестиций и услуг Аргентины Хулио Де Видо. Он напомнил, что атомная энергетика тесно связана с медициной, например Аргентина – один из производителей молибдена-99 (5 % общемировой доли).
Председатель WANO Жак Регальдо отметил, что возобновляемая энергетика должна дополнять атомную, а не конкурировать с ней: «И те, и другие исключают выбросы CO2 в атмосферу и сокращают отрицательное влияние на окружающую среду. Поэтому они не конкуренты». Одно из важнейших преимуществ мирного атома, по словам Жака Регальдо, заключается в том, что производство электроэнергии на АЭС дешевле, чем в традиционной энергетике. «Поэтому мы видим новых членов атомного клуба, таких как Вьетнам, Бангладеш, Иордания. АЭС способствуют тому, что широкие слои населения получают доступ к электроэнергии. Это дает шанс большему количеству людей жить лучше», — считает Жак Регальдо.
Атомная энергетика подстегивает промышленное развитие, позволяет создавать рабочие места, добавил глава EDF Анри Проглио: «У нас во Франции в сфере атомной энергетики и смежных отраслях трудятся более 150 тыс. человек».
Все участники пленарной сессии сошлись во мнении, что атомная энергетика продолжит развитие, и обсудили ее облик в будущем. Глава Комиссариата по атомной энергии Франции Кристофер Беар считает, что будущее за водо-водяными и быстрыми реакторами. «Важно иметь такую технологию, которая сможет работать на любом плутонии и использовать природный уран. Во Франции два проекта реакторов на быстрых нейтронах — один с «Росатомом», один чисто французский», — рассказал Беар.
Гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко убежден, что для нового поколения технологий главный вопрос — замыкание топливного цикла: «Чтобы при захоронении отходов положить в землю не больше радиоактивности, чем взято из нее при добыче урана». Важно включить в эту цепочку утилизацию накопленных отходов, в том числе оружейного плутония. «Для нас предмет гордости то, что мы смогли выйти на опытную отработку нового уран-плутониевого нитридного топлива. Предварительно на это отводилось восемь — десять лет, а мы за три года сделали. В 2014 году первые шесть сборок поставлены на реакторные испытания в БН-600. Испытания успешны».
В конце сессии капитаны отрасли дали свой прогноз доли атома в мировом энергобалансе к 2050 году. Сергей Кириенко назвал 30 %, Аттила Асоди — 40 %, Анри Проглио — 30 %, Дэниэл Понеман – 18 %, Заместитель генерального директора МАГАТЭ Михаил Чудаков – 18 %, Жак Регальдо – 20 %, Хулио Де Видо – 25 %, Такуя Хаттори – 20 %. Самый смелый прогноз принадлежит главе Areva Филиппу Кноше — 50 %.
Опрос
Александр Бычков, советник генерального директора, «Росатом»:
— Европы и Америки не хватает на форуме. И для полноты картины хотелось бы видеть канадцев и австралийцев. К слову, у Австралии большое будущее в атомной энергетике. Главная новость для меня – подписание соглашения «Росатома» с МИД. Это касается меня напрямую. Я планирую присоединиться к российской миссии при ООН в Вене. Предстоит плотная работа с МАГАТЭ и другими международными организациями.
Валерий Лимаренко, президент инжиниринговой компании «НИАЭП – АСЭ – АЭП»:
— Наши партнеры приехали все – из Китая, Индии, Ирана, Бангладеш. Не хочу показаться хвастуном, но скажу. Мы стали победителями конкурса национальной ассоциации управления проектами «Совнет» в номинации «Лучший проект – 2015» со своей системой управления проектами сооружения сложных инженерных объектов на основе Multi D. Эту новость объявили только на форуме. Мне было очень приятно.
Сергей Новиков, директор департамента коммуникаций, «Росатом»:
— Не хватает Арабских Эмиратов, которые строят первую атомную станцию. В целом иностранцев даже больше, чем ожидалось. Главную новость форума объявил гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко: к 2025 году будет готов коммерческий продукт на базе быстрых реакторных технологий.
Игорь Зайцев, начальник управления сервиса, модернизации и запасных частей для АЭС, «Силовые машины»:
— Из отсутствующих можно назвать Украину. Там много наших блоков, и атомная энергетика в стране всегда была на высоком уровне. Не видно на выставке Индии, хотя с индусами «Росатом» подписал контракт на сооружение третьего и четвертого блоков АЭС «Куданкулам». Остальные страны, на мой взгляд, все здесь.
Для меня главным стало то, что на пленарном заседании Сергей Кириенко сказал о роли России в глобальной атомной энергетике. «Росатом» готов эксплуатировать АЭС на всем жизненном цикле с постгарантийным сервисом, выводом из эксплуатации.
Милко Ковачев, вице-президент «Русатом Оверсиз»:
— Египта не хватает, который заявил о намерении строить АЭС. Аргентинцы присоединились к форуму впервые. Но я не назвал бы их новичками в ядерном сообществе. Они давно занимаются этой тематикой, но на основе своих технологий. А сегодня готовы сотрудничать с иностранными компаниями, в том числе и «Росатомом».
Мне понравилось, что ведущие страны заявили о готовности кооперироваться при решении сложных вопросов.
Сергей Арсентьев, старший научный сотрудник, НИЯУ МИФИ:
— Китай традиционно представил свой стенд. Хотелось бы увидеть еще Бразилию, Индию и ЮАР, стенды EDF и Areva. Вообще, в этом году много иностранцев. Понравился большой стенд Аргентины. Главным событие форума для меня стала тема взаимодействия стран БРИКС. Это общий тренд и политический, и росатомовский.
Кэи Нишида, коммерческий директор подразделения атомной энергетики, Toshiba:
— Я увидел на выставке всех наиболее ярких представителей атомной энергетики: Rolls-Royce, Hitachi и Alstom, правда, в рамках «Атомэнергомаша». В заседании круглого стола принимали участие представители западных стран. Я не считаю, что кого-то не хватало. Мне важно, что «Росатом» выразил готовность продолжать сотрудничество в рамках рамочного соглашения, подписанного с нами в 2008 году.
Александр Мертен, президент компании «Русатом – Международная сеть»:
— Судя по нашей плотной программе, участников было предостаточно. Если бы еще кто-то приехал, было бы совсем тяжело. Такое число делегатов из разных стран – заслуга и РМС. Мы принимали участие во всех переговорах.
Мне грело душу то, что представители разных стран отмечали, что они приветствуют открытие у них региональных центров «Росатома». По их мнению, это способствует развитию взаимоотношений. То есть проект РМС, который был запущен в 2014 году, уже действует.
Станислав Антипов, заместитель гендиректора, директор по внешнеэкономической деятельности и развитию бизнеса, «Росэнергоатом»:
— Интересен был бы опыт Великобритании, куда мы пытаемся зайти со строительством. Мощная атомная энергетика сформировалась в США. В начале 1990-х мы посещали американские АЭС, и это был суперопыт для российских специалистов. Интересно сотрудничество с японцами, с которыми идут переговоры о совместных проектах по выводу из эксплуатации АЭС.В этом году важно, что мы общаемся как партнеры: обмениваемся мнениями по поводу разработок, налаживаем деловое сотрудничество.
Михаил Похлебаев, гендиректор ПО «Маяк»:
— Хотелось бы видеть представителей европейских стран, которые заинтересованы в сотрудничестве с «Росатомом». Мне, конечно, близка тема безопасности ядерной энергетики и замыкания ядерного топливного цикла. В целом у меня складывается впечатление, что «Атомэкспо» становится ключевым событием в мировой атомной отрасли, площадкой для обсуждения проблем развития.
Джоаль Сано, представитель Alstom:
— Я встретил на форуме много французов. Правда, Areva на выставке не было, не было и EDF. Главная новость для меня — развитие атомной энергетики в Аргентине.
Владимир Козлов, советник гендиректора, «Атоэнергомаш»:
— Было интересно увидеть на форуме представителя некоммерческой организации ASME — одного из крупнейших в мире издателей технических стандартов. Мир живет по этим нормам, значит, мы должны знать их. Многие зарубежные заказчики «Росатома» требуют, чтобы мы соответствовали в определенных аспектах нормативам ASME. Что касается форума, то, невзирая на санкции, он получился открытым, приехало много партнеров и потенциальных заказчиков.