Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Севморпуть станет круглогодичным

Итоги весенних экспериментальных рейсов по сверхранней проводке газовозов в восточном направлении через Северный морской путь обсудили на Общественном совете СМП. Решено, что сроки навигации будут расширяться и дальше — ​уже идут переговоры об организации новых опытных рейсов в январе — ​феврале 2021 года. Следующая цель — ​использование Севморпути круглогодично.

Заседание общественного совета прошло в формате видеоконференции. «Несмотря на негативные обстоятельства, с которыми столкнулась мировая экономика из-за пандемии, работа на Севморпути продолжается. Важнейшее событие — ​первый сверхранний майский экспериментальный рейс газовоза «Кристоф де Маржери» под проводкой атомного ледокола «Ямал». Программа экспериментальных рейсов будет продолжена в 2021 году, мы обсуждаем ее с «Росатомом», — ​сказал председатель совета директоров «Совкомфлота», председатель Общественного совета Севморпути Сергей Франк.

«В 2021 году планируем еще расширить сроки навигации, проведем январские и февральские экспериментальные рейсы», — ​уточнил капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов.

Севморпуть круглый год

Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», о котором много говорили на заседании, принадлежит «Совкомфлоту». Это судно обслуживает проект «Ямал СПГ» по добыче, сжижению и поставкам природного газа на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Первый сверхранний рейс «Кристофа де Маржери» начался 18 мая 2020 года, когда газовоз вышел из порта Сабетта, прошел Обскую губу и направился по СМП в Китай.

До сих пор весной, в самое тяжелое для навигации время, транспортировка СПГ по этому маршруту не проводилась, везли СПГ в Китай по длинному пути — ​через Суэцкий канал и Малаккский пролив. Дорога занимает более 30 дней. Доставлять груз через Северный морской путь можно почти на треть быстрее, но навигационный период короткий: с июля по начало января.

19 мая у кромки льдов Карского моря «Кристофа де Маржери» взял под проводку «Ямал». «Переход по трассе Севморпути занял 12,5 суток. Были пройдены 2653 морские мили со средней скоростью 8,5 узла. Под ледокольной проводкой рейс занял 11,2 суток. С ледоколом мы прошли 2123 морские мили, средняя скорость проводки составила 7,9 узла», — ​подвел итоги рейса первый заместитель гендиректора «Совкомфлота» Евгений Амбросов. По его словам, в рейсе исследовали взаимодействие ледокола и крупнотоннажного транспортного судна, изучали ледопроходимость газовоза при различных режимах движения, оценивали достоверность ледовых прогнозов. Кроме того, определяли предел усталости экипажа, проводили тестирование онлайн-мониторинга за работой систем и механизмов судна для прогнозирования неисправностей. Проводка завершилась 30 мая у восточной кромки льдов Чукотского моря. После этого «Кристоф де Маржери» отправился в один из китайских портов.

Вторая сверхранняя проводка проходила с 24 мая по 2 июня, когда танкер-газовоз «Владимир Воронин» провел по СМП вначале атомоход «50 лет Победы», а затем «Ямал».

«Оба сверхранних рейса — ​большая гордость для нас. Это шаг к расширению использования Севморпути до 9–10 месяцев в году, а затем и к переходу на круглогодичный формат, наращиванию грузопотока в восточном направлении», — ​говорит глава «Росатома» Алексей Лихачев.

Ветер — ​лучший ледокол

Впечатлениями от второго экспериментального рейса поделился Дмитрий Лобусов: «Ледовая обстановка была комфортная, погода нам благоприятствовала. Караван «Владимира Воронина» шел вторым, так идти всегда легче. Зная о тяжелых местах, которые встретил первый караван, мы выбирали другие пути. Ну и погода здорово изменилась: помог ветер, который мы называем лучшим ледоколом в Арктике».

Капитан добавляет, что отработка оптимальной тактики совместной работы газовозов и атомоходов будет продолжена. «Ледоколы должны стоять в определенных точках пути, чтобы помогать газовозам проходить тяжелые участки. А на каких-то участках газовозы смогут идти самостоятельно», — ​поясняет Дмитрий Лобусов.

По итогам экспериментальных рейсов «Совкомфлот» выработал ряд предложений. «Первое — ​о создании единой ледокольно-транспортной системы в акватории Севморпути, обеспечивающей эффективную, безопасную и круглогодичную перевозку груза. Второе предложение — ​наделить штаб морских операций «Росатома» функциями национальной службы разведки и мониторинга на трассе Севморпути для организации плавания судов в акватории и предоставления оперативной информации судам, следующим через потенциально опасные участки. Кроме того, нужно создать современную космическую, арктическую спутниковую группировку, обеспечивающую ежедневное радиолокационное зондирование ледовой обстановки по всему маршруту Севморпути», — ​перечисляет Евгений Амбросов.

Новые суда, новые коридоры

«Росатом» делает все возможное для развития Севморпути, резюмирует Алексей Лихачев: «Идут ходовые испытания головного ледокола проекта 22220 «Арктика», в мае заложен третий серийный ледокол «Якутия», в 2021 году заложим четвертый — ​«Чукотка». На судостроительной верфи «Звезда» в Приморском крае приступили к резке металла, в сентябре состоится закладка ледокола «Лидер». В 2019 году мы перевезли по Севморпути 31,5 млн т груза, на 5,5 млн т увеличив плановые объемы. В 2020 году идем с опережением графика, достигнем плановых показателей гораздо раньше. 31 декабря установим новый абсолютный рекорд в перевозках». Согласно федеральному проекту «Севморпуть», плановый грузопоток в этом году должен составить 29 млн т.

В ходе заседания гендиректор «Русатом Карго» Александр Неклюдов сообщил, что ведутся переговоры о создании совместного предприятия с арабским портовым оператором DP World и логистической компанией Integrated Service Solutions. «Цель — ​интегрироваться в международную систему товарообмена, гарантировать грузовую базу для пилотного старта, обеспечить привлечение компетенций», — ​добавил Александр Неклюдов.

«Русатом Карго» развивает проект Северного морского транзитного коридора — ​будущий логистический сервис для евроазиатского товарообмена через СМП, который включает строительство инфраструктуры и флота. Сейчас проект находится на стадии предынвестиционной проработки. Будет определена маркетинговая стратегия, выбраны площадки для создания перегрузочных хабов на востоке и западе России, проведен аудит верфей для строительства судов пилотной серии. Пилотная эксплуатация СМТК начнется в 2024 году, целевой грузопоток — ​8–10 млн т в год.