Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Андрей Попов: «Литература — тропинка в другую реальность»

Андрея Попова на Белоярской АЭС знают не только как старшего инспектора, но и как писателя. Его рассказами в жанре фэнтези зачитываются многие коллеги. На станции у литератора уже есть небольшая, но преданная армия поклонников. Раньше Андрей Попов выкладывал свои произведения в корпоративной социальной сети, но недавно его первая книга «Энтария, или Еще одна сказка» вышла из печати.

С выпуском и продвижением книги помог директор Белоярской АЭС Иван Сидоров, поклонник жанра фэнтези. «У меня было 20 экземпляров книги, напечатанных за свой счет,— рассказывает Андрей Попов.— Дал посмотреть книгу друзьям с АЭС. Один из них посоветовал обратиться к нашему директору — может, поможет с продвижением. Я с дрожью в ногах зашел в кабинет руководителя станции, вручил подписанную книгу. Первый вопрос был: «Кто уже читал?», а второй: «Смету принес?» Рецензий от начальства мне не поступило, но знаю, что книга лежала у Ивана Ивановича на столе и он делал в ней закладки. Теперь мою «Энтарию» планируют дарить партнерам АЭС в качестве сувенира».

Главный читатель — мама

Презентация книги Андрея Попова стала заметным событием для читающей публики Заречного. На встречу с автором пришли друзья, коллеги, горожане, а почетным гостем стала Елена Печоркина, которая учила будущего писателя русскому языку и литературе.

«Елена Вадимовна на презентации рассказывала, что я в средних классах постоянно писал рассказы. Я это начисто забыл, думал, что впервые взял перо в руки в 16 лет,— говорит Андрей Попов.— Помню, как она пыталась вытянуть меня с двойки на тройку, у меня был кошмарный почерк. На презентации Елена Вадимовна сказала, что мной гордится. Выложила книгу с моим автографом в своем профиле в «Одноклассниках». Это приятно. Но настоящим писателем я себя почувствовал, когда протянул экземпляр «Энтарии» маме и увидел выражение ее лица. Она еле сдержалась, чтобы не заплакать».

Начать писать Андрея Попова вдохновили прочитанные в подростковом возрасте произведения Гарри Гаррисона, Роберта Хайнлайна, Роберта Шекли и Кита Лаумера. Первым литературным опытом были рассказы, записанные чернильной ручкой в тетрадках. Главными героями — друзья Андрея, а местом действия — бескрайний космос. Поначалу сюжеты юный автор брал из книг, фильмов и наблюдений за окружающими. Однако в итоге создал собственный мир с драконами, единорогами, магами, заколдованным островом и путешествиями между мирами. Над первой книгой работал больше 10 лет.

«Замысел в голове был сразу: я хотел показать, что если человек сбегает из обычного мира в мир магии, то проблемы никуда не деваются, просто обычные сменяются магическими,— поясняет Андрей Попов.— Я придумал вселенную, но отложил ее в долгий ящик. Вернулся к книге через несколько лет. Посмотрел свежим взглядом и испугался: все надо переделывать».

Озарение в самолете

Андрей Попов решил, что больше не будет писать по наитию. Сначала он отучился на курсах по креативному написанию текстов, тайм-менеджменту и психологии. Затем отредактировал свою книгу и решился отправить в издательство. Вместо ответа пришло приглашение на вебинар для молодых писателей, желающих сделать свои рукописи книгами.

«Мне посоветовали отправить книгу бета-ридерам (профессиональные читатели, выявляющие логические и смысловые сбои, ляпы при построение сюжета, композиционные провалы.— «СР») в интернете. Получил первую вычитку и ужаснулся. Все 500 листов раскрашены в разные цвета: одним выделены стилистические огрехи, другим — орфография, третьим — сюжетные дыры. А в конце приписка от редактора: «Читать мне было интересно, иначе бы столько всего не заметила. И с удовольствием это дело продолжу, а вам удачи, и — пишите. Наталья»,— вспоминает Андрей Попов.— Я с благодарностью отношусь к критике, но у меня развилась литературная фобия, год боялся сесть за рукопись. Работал в режиме «открыл — закрыл».

В 2017 году Андрей Попов летел домой из Обнинска, где подтверждал квалификацию инспектора. И в самолете у него случилось озарение: за пару часов составил план книги на салфетке.

«Первая книга научила меня, как надо писать и, главное, как не надо. В тексте должна быть структура, без этого можно завязнуть в деталях и сдуться. Каждую историю надо делить на фрагменты: маленькие кусочки проще довести до ума, и это избавляет от страха не справиться с большим объемом текста. Важно на первом этапе генерировать много всего: персонажей, характеры, сюжетные линии и повороты, а то потом нечего будет выкидывать на финальном этапе. Писать лучше после эмоциональных потрясений,— делится Андрей Попов.— Обязательно нужно читать профессиональную литературу вроде «Гипнотических текстов» Джо Витале или «Пути художника» Джулии Кэмерон. Если заставлять себя писать по три странички в день, сформируется ежедневная привычка, а если откладывать на завтра, то — навык убедительно отмазываться».

«Тропинка в другую реальность»

На обложке книги «Энтария, или Еще одна сказка» изображен корабль, летящий на всех парусах к живописному таинственному острову. История возникновения этой иллюстрации могла бы лечь в основу сюжета отдельного рассказа. «Я наткнулся на кораблик в соцсетях. Автор картинки — художница-иллюстратор Юлия Дмитриева. И меня будто обожгло,— вспоминает Андрей Попов.— Было такое чувство, что Юлия рисовала ее после прочтения одной из ключевых сцен моей сказки. При этом книга тогда была только в виде отрывков, нигде не публиковалась. Я написал художнице, что очень хочу получить иллюстрацию. Она сразу согласилась. И сообщила, что картинка приснилась ей во сне. Мистика какая-то».

Сейчас Андрей Попов работает над продолжением «Энтарии» и маленькими рассказами о компьютерных играх. Говорит, благодаря литераторству удается сохранить в душе юношескую легкость и ощущение волшебства.

«Литература — тропинка в другую реальность. Недавно с вычитки пришла моя вторая книга. И вечерами я занимаюсь тем, что раздаю персонажам характеры, чтобы они перестали быть картонными,— говорит Андрей Попов.— Делю лист надвое, слева пишу имена героев, справа — их слова. Закрываю левую часть, читаю реплики. Если они похожи одна на другую, переписываю. Нужно, чтобы у каждого героя появились свои неповторимые черты и манера разговора».