Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Росатом» запустил горячую линию психологической поддержки

Почти два месяца жестких ограничений — настоящее испытание даже для людей с крепкими нервами. 1 мая «Росатом» запустил горячую линию психологической поддержки для сотрудников отрасли, членов их семей и всех жителей атомных городов. Позвонить можно по любому вопросу: проблемы дома, боязнь заболеть, чувство одиночества или усталость.

Помочь всем

У многих на затянувшемся карантине повышается тревожность: одни боятся выходить на улицу, переживают за свое здоровье и здоровье близких, другие устают от постоянного нахождения в четырех стенах. Иногда, чтобы почувствовать себя лучше, достаточно поделиться с кем-то своими чувствами, страхами и проблемами, может быть, посмотреть на ситуацию с другого ракурса.

На отраслевых предприятиях есть психологи — для персонала. Но сейчас поддержка не помешает не только сотрудникам «Росатома», но и их родным, да и всем жителям атомных городов. Горячая линия — быстрая и бесплатная помощь на дому тем, кто оказался в трудной ситуации.

Консультации по телефону ведут штатные психологи «Росатома» и приглашенные — те, кто специализируется на этом формате. Штатные прошли обучение. Звонки отличаются от очного и онлайн-приема: нет визуального и невербального контакта. «Много информации мы получаем через невербальные каналы связи: жесты, мимика, поза, взгляд. При телефонном разговоре можно ориентироваться только на голос, скорость речи, паузы,— рассказывает Светлана Чигарькова, координатор горячей линии психологической поддержки «Росатома».— Другая особенность такой консультации — продолжительность сеанса. Обратившийся сам решает, сколько ему нужно времени. Разговор может длиться и пять минут, и час. По статистике, у нас звонок в среднем занимает 20 минут».

Психолог на связи

Сначала психолог и клиент знакомятся, налаживают контакт. Чтобы звонящий чувствовал себя комфортно, нужно установить более-менее доверительные отношения с психологом, насколько это возможно по телефону. Затем специалист помогает клиенту сформулировать проблему. «Часто люди не знают, как объяснить, что их тревожит. Нужно помочь понять, где болит. Бывает, человек звонит и жалуется на бессилие, злость из-за всех этих ограничений. После наводящих вопросов оказывается, что его беспокоят отношения в семье, он не знает, как их выстроить. Проблемы были и раньше, но кризис обострил ситуацию»,— говорит Светлана Чигарькова.

Следующий этап — обсудить проблему и найти решение. Психолог не советует, как действовать, не дает ответов, а выступает в роли помощника. При разборе ситуации вырисовывается путь, который подходит обратившемуся. Важно понять, какие ресурсы есть у человека. Нельзя двум ссорящимся супругам посоветовать разойтись по разным комнатам, если они живут в однокомнатной квартире.

Иногда разговор сам по себе может помочь. Многим важно услышать, что они действительно находятся в тяжелой ситуации и имеют право злиться.

Не нужно быть идеальным Светлана Чигарькова привела обобщенные примеры проблем, с которыми звонят на горячую линию.

— В самоизоляции сложно разграничить работу и дом. Допустим, семья с маленькими детьми. На работе муж должен быть собранным, волевым, иногда даже жестким, дома эти качества скорее мешают. Рабочий день закончился, а человек не может быстро переключиться и начинает раздражаться, злиться на детей. Он думает, что стоит закрыть ноутбук — и все, он уже дома. Но ведь раньше между окончанием рабочего дня и возвращением домой проходило время. В такой ситуации психолог предлагает ввести ритуалы, которые можно проделывать перед тем, как «вернуться с работы». Объяснить семье, что, чтобы прийти в себя, нужна небольшая пауза, покой.

Часто звонят мамы, которые устали, не могут справиться с детьми, работой и домашними делами. На них слишком много навалилось. Появились новые обязанности — к примеру, нужно было подключить всю технику и настроить программы для дистанционного обучения ребенка.

Дети, находясь в четырех стенах 24 часа в сутки, не имея возможности видеть сверстников, выйти на прогулку, начинают капризничать, устраивать истерики. Детям ведь тоже тревожно, они не знают, как справиться с новыми эмоциями. Важно объяснить женщине, что в ситуации ограниченных ресурсов, в которой мы все сейчас находимся, не надо быть идеальной, не стоит пытаться успеть все: и обед из пяти блюд приготовить, и генеральную уборку провести. Нужно делать только то, на что есть время и силы. Иногда лучше сварить суп на несколько дней, чтобы поберечь свое эмоциональное состояние, отдохнуть. Много энергии тратится на чувство вины и переживания. Основная задача родителя — поддерживать себя в ресурсном состоянии. Это как в самолете: маску сначала нужно надеть самому, а уже потом на ребенка.

И еще одна частая проблема — одиночество. В самоизоляции не хватает общения, из-за этого появляется тревожность. В такой ситуации важно самому себе создать «кружки поддержки», организовывать ритуалы общения. Хорошо, если они будут регулярными. К примеру, договориться с друзьями, что по средам в восемь вечера вы выходите на видеосвязь. Или решить, что каждый день вы созваниваетесь с родителями на 15 минут. Предсказуемые действия дают чувство опоры и помогают не сойти с ума. Сейчас дистанция может сблизить даже людей, которые до этого особо не общались.

ЖДЕМ ВАШИХ ЗВОНКОВ


Обратиться на горячую линию может житель любого региона присутствия госкорпорации по телефону 8 (800) 755-09-90, доб. 2727, или с рабочих телефонов по КТС (115) 2727. Звонок бесплатный. Сервис доступен ежедневно с 9:00 до 18:00 по московскому времени.