Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Инженеры с детского сада: как учат детей в атомных городах

Атомклассы, школьные технопарки, лего-центры, занятия по робототехнике — ​все это для жителей атомных городов привычные вещи. За последние девять лет в 21 городе присутствия госкорпорации значительно изменилась система образования благодаря проекту «Школа «Росатома». Обучать естественным наукам и развивать способности здесь начинают с детского сада. Талантливых ребят поддерживают до самого выпуска из школы. «СР» пообщалась с детьми, родителями и педагогами из разных атомградов и выяснила, каковы результаты нового образовательного подхода.


ПОГОВОРИМ НА ЯЗЫКЕ PYTHON

Посещение школьного технопарка, созданного в Зеленогорске при поддержке «Школы «Росатома», для ученицы городского лицея № 174 Анастасии Гринько стало судьбоносным. Тогда она училась в шестом классе. Учительница предложила поучаствовать в чемпионате JuniorSkills в компетенции «Прототипирование», который проходил в технопарке. «Инновационные декорации меня просто очаровали. На том чемпионате я заняла первое место, это было прямо вау! — ​вспоминает три года спустя Анастасия Гринько. — ​До того случая я не знала, где могла бы проявить себя в будущем. Но после той победы поняла, чего хочу».

Анастасия всерьез увлеклась прототипированием. В шестом классе заняла первое место в открытом краевом фестивале технического творчества «Новое время — 2017» и победила на межрегиональном конкурсе среди школьных технопарков городов присутствия ТВЭЛ, который проходил в Москве в рамках «Атомэкспо‑2017». В седьмом классе стала лучшей в межрегиональном чемпионате «Юные профессионалы топливной компании «Росатома» в Зеленогорске и на Всероссийской научно-практической конференции школьников «Вектор в будущее» в номинации «Техника и технические науки». А в прошлом году Анастасия стала абсолютным лидером на краевом молодежном форуме «Научно-технический потенциал Сибири» в номинации «Техносалон». Главное достижение этого года — ​первое место в региональном чемпионате «Profest Регион» по методике JuniorSkills в категории «14+».

Полтора года назад Анастасия начала осваивать программирование. Съездила на смену программистов в сочинский образовательный центр «Сириус». Сейчас Анастасия учится в девятом классе в зеленогорском лицее и параллельно онлайн — ​в «Яндекс.Лицее». Это образовательный проект для школьников компании «Яндекс». «Нас учат программировать на Python. Этот язык программирования сейчас очень популярен. Его используют для машинного обучения, в аналитике, разработке игр и науке о данных, — ​поясняет Анастасия Гринько. — ​До этого я изучала язык С++. Он используется для разработки программного обеспечения, при создании операционных систем, разных прикладных программ, драйверов устройств, приложений для встраиваемых систем, высокопроизводительных серверов и игр».

Анастасия регулярно участвует в олимпиадах и конкурсах по информатике. Готовиться к ним ей помогает учительница Вилена Снегирева, которая три года назад заметила потенциал девочки. После окончания лицея Анастасия Гринько планирует поступать в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

Еще одно увлечение девушки — ​языки. Недавно она получила кембриджский сертификат, подтверждающий высокий уровень владения английским. Сейчас Анастасия штудирует немецкий, чтобы воплотить свою мечту — ​съездить на несколько месяцев в Германию по программе обмена студентами.


НАУЧИТЬ ПЕДАГОГОВ ИГРАТЬ

«Участие в мероприятиях «Школы «Росатома» перевернуло жизнь озерских педагогов и их воспитанников. Ни больше ни меньше», — ​говорит Светлана Пантелеева, заместитель заведующего детского сада № 54. В детсаду при поддержке госкорпорации реализовали нескольких образовательных проектов. Все началось в 2013 году с участия дошколят в веб-аукционе идей с использованием информационно-коммуникационных технологий «ИнфоРадуга», который проводила «Школа «Росатома». Работая над проектами, дети освоили компьютеры, программируемые конструкторы, микроскопы, графические планшеты и устройства для записи звука. А в 2015-м детский сад стал полноценным участником инновационной сети дошкольных образовательных организаций «Школа «Росатома».

«В дошкольном образовании был период, когда нашей задачей считали лишь одно — ​подготовку детей к школе. Педагоги разучились играть. Это было ошибкой, — ​рассуждает Светлана Пантелеева. — ​Сегодня образовательные задачи мы решаем через развлечения. Умное оборудование — ​лишь инструмент. Например, недавно наши дети играли в робинзонов. Кому-то из воспитанников родители прочли эту книгу, он поделился своими впечатлениями в садике, все загорелись. Мы жили на острове, изучали растения, животных, насекомых, учили Пятницу читать и считать».

Особое место в образовательной системе детсада занимает робототехника. Несколько педагогов отучились на специальных курсах, а «Школа «Росатома» закупила конструкторы. Теперь робототехникой увлечены почти все воспитанники. «Мы начали ездить на соревнования в Челябинск, Москву, Казань, — ​рассказывает Ульяна Рыболовлева, педагог-психолог детского сада № 54. — ​Стали победителями муниципального, регионального, всероссийского этапов Всемирной олимпиады роботов. Организаторы таких турниров предлагают участникам для проектной деятельности непростые темы: освоение космоса, защита от стихийных бедствий, переработка отходов. Например, на соревнованиях «Робофест» в Москве нужно было продемонстрировать эффективный способ обучения. Наши ребята создали Лабораторию водных наук. Рассказывали о свойствах воды, показывая фокусы: запускали мыльные пузыри, машину на гидродвигателе, робота-художника, который создает краски разных оттенков. Получили диплом за самое яркое выступление».

Сейчас в детском саду проходят практику и обучаются на курсах студенты дошкольного отделения Озерского технического колледжа и педагоги образовательных учреждений города и области. Здесь же организуют мероприятия для детей. Например, недавно прошел муниципальный этап всероссийского робототехнического форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРенок». Заглавные буквы в названии означают «инженерные кадры России». В форуме дети из разных дошкольных учреждений участвовали вместе с родителями. В составе сборной детского сада № 54 была семья шестилетнего Тимофея Кострыкина. «Самым интересным было строить картономобиль, у которого вместо двигателя резинка, — ​вспоминает Евгения Кострыкина, мама Тимофея. — ​Это был такой восторг, когда наша машина поехала!»

Педагоги детского сада отмечают: для занятий по робототехнике важно, чтобы оборудование не устаревало и постоянно обновлялось. Сейчас, например, нужны конструкторы нового поколения, электронные детали, ноутбуки и планшеты. Озерские педагоги снова надеются на поддержку города и «Росатома».


ОТ ЛЕГО К 3D-ПРИНТЕРУ

Десятиклассник лицея № 58 в Новоуральске Данил Моторин победил в чемпионате «Юные профессионалы топливной компании «Росатома» 2020 года в компетенции «Прототипирование». Ему пожал руку генеральный директор УЭХК Александр Белоусов и поинтересовался, не хочет ли Данил через несколько лет стать работником комбината.

«Чемпионат шел три дня. Победить было непросто. Задание для нас составляли специалисты «Центротеха». Нужно было создать серийный станок, составить чертежи по предложенным параметрам, — ​рассказывает Данил Моторин. — ​Мы с напарником работали в инженерной графике, создавали 3D-модели, а потом печатали их на 3D-принтере. Станок должен был обладать всеми параметрами заводской машины. В конце третьего дня мы его запустили и просверлили лист фанеры».

Данил говорит, что ему нравится работать с оборудованием. После окончания лицея он планирует поступать в какой-нибудь технический московский вуз на инженерное направление. «В прототипировании меня больше всего увлекают аддитивные технологии, — ​говорит Данил Моторин. — 3D-принтеры уже могут печатать органы и еду. Это же фантастика!» Прототипированием он занимается шесть лет. В лицее, в котором учится Данил, для этого созданы все условия. В рамках проекта «Школа «Росатома» там организованы атомклассы и школьный технопарк с современным оборудованием.

«Я иногда в шоке от того, что умеет сын, — ​признается Алексей Моторин, отец Данила. — ​В детстве он любил собирать лего, и вот во что это развилось». Победа в конкурсе «Юные профессионалы топливной компании «Росатома» — ​не единственное серьезное достижение Данила. В 2015 году он занял первое место в национальном чемпионате JuniorSkills в Казани, а в 2018-м стал лучшим в первом открытом региональном конкурсе «Путь в цифровое будущее». В этом учебном году занял второе место в финале национального чемпионата «Молодые профессионалы WorldSkills» в Екатеринбурге.


ЧЕТЫРЕ ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ

«В Ангарске хорошие условия для образования детей. Много помогает учебным учреждениям АЭХК — ​покупает оборудование и поддерживает мероприятия. Но, чтобы вырастить успешного ребенка, важно не только это. Не нужно ребенку мешать заниматься тем, чем он хочет», — ​считает Елена Песикова, начальник отдела по связям с общественностью АЭХК. У нее трое детей. Старшей дочери Анне 26 лет. Она окончила школу в Ангарске, затем Иркутский медицинский университет с красным дипломом, после чего ординатуру на отлично. Сейчас живет в Иркутске, работает челюстно-лицевым хирургом в экстренном отделении городской больницы и в двух частных стоматологических клиниках. Анна планирует писать кандидатскую диссертацию и мечтает возглавить собственную клинику.

Средний сын, 20-летний Евгений, — ​футболист. Он играет в основном составе красноярской футбольной команды «Енисей». Младшей дочери Мире шесть лет, в детском саду ни одна выставка не обходится без ее поделок и рисунков. Недавно она заняла второе место на городском конкурсе детского изобразительного творчества «Радуга цвета».

«Не нужно сидеть с детьми за уроками, делать их заложниками собственных амбиций, ждать от них одних побед и быть помешанной на раннем развитии, — ​уверена Елена Песикова. — ​Старшая, когда была маленькой, захотела учиться играть на скрипке. Мы водили ее год, потом ей надоело, бросила, я слова не сказала. Когда сыну было шесть лет, он стал чемпионом города по шахматам среди дошколят, а в начальных классах бросил это занятие и с головой ушел в футбол. Мы с мужем промолчали. Дети сами в состоянии сделать свой выбор. И в этом выборе мы должны их поддержать. Я, например, вполне могу работать футбольным комментатором и спортивным психологом, я в этом деле уже дока. Но временами было очень сложно. Нашему мальчику было 10 лет, когда он ушел в большой спорт и фактически перестал жить с нами. Мы с мужем воспитывали его по телефону».


ШАХМАТНАЯ СЕНСАЦИЯ

Семилетний Егор Лошманов из Краснокаменска недавно стал героем городских СМИ. Журналисты называли сенсацией его победу на традиционном шахматном турнире на призы ППГХО. Уже в первом туре Егор обыграл взрослого шахматиста, кандидата в мастера спорта, который достался ему в соперники в результате жеребьевки.

«Прибегает ко мне счастливый сын и кричит: «Мама, я дяденьку выиграл!» — ​вспоминает Мария Лошманова, мама мальчика. — ​Я сначала даже и не поняла, о чем речь. Потом очень удивилась. Тренер был им горд, да и я тоже. Сенсации, конечно, не было, просто соперник расслабился во время игры с ребенком, а тот, наоборот, напрягся изо всех сил и поставил мат».

Егор Лошманов занял на турнире первое место в категории «дети 6–8 лет» и получил свою первую премию. В городском детском шахматном клубе «Гамбит» мальчик занимается два года. Туда его привела мама, когда заметила, что сын легко справляется с примерами для начальной школы. Мария Лошманова решила, что способности сына нужно развивать. В свою очередь, Егор научил маму играть в шахматы и устраивает с ней домашние турниры. Мария Лошманова говорит, пока ей ни разу не удалось обыграть сына.

«Егор перспективный. Он пришел ко мне, когда ему еще пяти не было. И удивил собранностью, — ​рассказывает Андрей Калинин, тренер Егора Лошманова и руководитель клуба «Гамбит». — ​Многими видами спорта дети занимаются под давлением родителей, но в шахматах это невозможно. Играть через силу не получится».

Становиться профессиональным шахматистом Егор не планирует. На вопрос, кем хочет стать, когда вырастет, отвечает: «Профессором». Правда, не уточняет, в какой области. Но говорит, что участвовать в чемпионате ему понравилось. Шахматный турнир на призы ППГХО ежегодно собирает талантливых шахматистов разных возрастов из Краснокаменска. Егор будет готовиться, чтобы подтвердить свой статус победителя и в следующем турнире.