Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Университет для мэров

В октябре 2019 года МИФИ при поддержке «Росатома» запустил новую образовательную программу «Управление в сфере цифровой экономики». Учатся по ней главы атомных городов, сотрудники администраций и руководители учреждений культуры территорий присутствия госкорпорации. «СР» выяснила, чему менеджеров атомградов учат в университете.

Для нового направления год назад в МИФИ была создана кафедра управления наукоемкими отраслевыми и региональными проектами. Возглавил ее доктор политических наук, директор департамента по взаимодействию с регионами «Росатома» Андрей Полосин. В течение года в учебном корпусе Московского промышленного колледжа МИФИ создавали новое учебное пространство: отремонтировали целое крыло с большой лекционной аудиторией, компьютерным классом, переговорной комнатой и актовым залом. Параллельно разрабатывали образовательную программу.

Первыми студентами кафедры стали главы муниципалитетов атомных городов, 25 человек. Затем эстафету приняли члены их команд: ​заместители, руководители отделов и департаментов, специалисты по связям с общественностью, а также сотрудники городских учреждений культуры.

«Этот курс не только для мэров, он в первую очередь для городских команд. В потоке ежедневных вопросов, которые нужно решать здесь и сейчас, довольно сложно смотреть вперед на много лет. Чтобы облегчить задачу городским лидерам, был собран этот учебный курс», — ​отмечает Андрей Полосин.

Учебная программа состоит из восьми тематических модулей. В каждом модуле — ​несколько дней очного обучения: лекции, презентации и разбор кейсов с преподавателями. Также студенты готовятся к последующей заочной проектной работе — ​выбирают тему и составляют план проекта. Первый очный модуль был посвящен трендам развития цифровизации в России и в мире. Обучение по нему завершилось в конце декабря. Затем студентов научат управлять научно-образовательными проектами и умным городом, они освоят принципы ПСР, узнают, как составлять дорожные карты, прослушают лекции о дополненной реальности и сквозных цифровых технологиях: больших данных, интернете вещей и искусственном интеллекте.

В ближайшее время запустят и дистанционные курсы. Среди преподавателей кафедры — ​профессоры московских вузов, в первую очередь МИФИ, представители «Росатома».

«Можно ли построить атомную станцию без компетентной команды? Нельзя. Вот и город тоже нельзя! Нужно помнить, что управление городом — ​это управление прежде всего людьми, а не только трубами и транспортными потоками, — ​подчеркивает Андрей Полосин. — ​Городская команда должна уметь решать вопросы, связанные с цифровизацией, управлением умным городом. И, что немаловажно, уметь это применять. Учебный курс в МИФИ разбит на серию учебных сессий с последующей отработкой курсовых заданий в городах».

Большую роль в обучении играет межмодульная работа — ​самостоятельное изучение материала, консультации с преподавателями, работа над проектом. Студенты в командах разрабатывают проект для решения реальной проблемы своего города и ведут его в течение полугода, консультируясь с преподавателями. Кроме того, у «Росатома» есть группа наставников, которые будут консультировать команды на местах, в их городах. Проекты могут быть связаны с городской средой, городской экономикой или городскими коммуникациями. После каждого модуля студенты получают сертификат о повышении квалификации по тематике модуля, а в конце курса — ​диплом о профессиональной переподготовке.

«Мы помогаем городским командам развиваться в правильном направлении — ​формируем компетенции, которые помогут успешно руководить городом в эпоху цифровизации, — ​отмечает начальник управления внешних коммуникаций и профориентации МИФИ Светлана Ганат. — ​Цифровая трансформация в атомных городах происходит активнее — ​там выше уровень образования, быстрее внедряются новые технологии. Например, умный город или бережливая поликлиника. Это все обязательно нужно учитывать в практиках государственного управления».


Артем Полтавский

Управляющий делами администрации Озерска

— Мне очень понравился первый модуль обучения — ​было много новой интересной информации. Мне кажется, такие обучающие мероприятия нужно проводить чаще. Мы разбирали проблемы муниципалитетов и цели, которые мы перед собой ставим, какие из них можно осуществить только с поддержкой «Росатома». Возьмем, к примеру, цифровизацию. Мы все знаем, что это тренд в мировой экономике. А ЗАТО как раз стремятся стать лидерами в этом направлении. Цифровизация может сильно облегчить жизнь органов местного самоуправления. Но нам нужны новые знания и компетенции — ​именно их мы и получаем на обучении.


Ольга Якимива

Руководитель аппарата администрации Нововоронежа

— Очень интересный формат обучения — ​не просто лекции, а тренинги, групповая работа, деловые игры. Так учиться гораздо проще и эффективнее. Особенно меня впечатлил преподавательский состав — ​все очень опытные, знающие. Тема нашей проектной работы — ​налаживание коммуникаций между администрацией и градообразующим предприятием. Мы видим, что у нас в этой области есть проблемы, которые необходимо решать, причем многие — ​в кратчайшие сроки. Нужно наладить работу социальных сетей, чтобы оперативно получать сведения от сотрудников станции, принимать от них обратную связь и делиться информацией о том, что происходит в городе. Но больше всего мы ждем, когда коучи приедут к нам в город и оценят нашу работы со стороны. Очень нужен незамыленный взгляд профессионала.


Станислав Роговцев

Начальник управления молодежной и семейной политики, культуры и спорта администрации Северска

— Очень важно на время оторваться от текущей работы и по-новому посмотреть на ситуацию в городе. В начале программы мы определили проблемы, которые стоят перед администрацией, и наметили пути их решения. Очень полезно было пообщаться с коллегами, перенять их опыт в тех или иных вопросах. Для себя мы определили две основные проблемы. Первая — ​проблема коммуникации: горожане не всегда видят результаты работы администрации. Вторая — ​необходимость благоустройства внутриквартальных территорий: детский и игровые площадки, асфальтирование, расширение парковочных мест, спортивные площадки и т. д.