Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Звезда по имени «Обь» — все о новом ледоколе «Росатома»

Обладает исключительной маневренностью, тушит пожары, устраняет разливы нефти. Это неполный список достоинств дизель-электрического портового ледокола «Обь», построенного в рамках проекта «Портофлот». В ноябре судно начало работать в порту Сабетта. Руководитель группы технического наблюдения за строительством «Портофлота» Александр Дегтерев рассказывает «СР» о первом неатомном ледоколе «Атомфлота».


Ювелирная работа

Ледокол «Обь» построен в рамках проекта «Портофлот» для проводки крупнотоннажных судов и обслуживания акватории арктического порта Сабетта в зимнюю навигацию — в любых, даже самых тяжелых ледовых условиях. Маневренность ледокола «Обь» — предмет особой гордости конструкторов. Винторулевые колонки типа Azipod, расположенные попарно в корме и носу судна, могут поворачиваться на 360 градусов, каждая работает независимо. Это дает ледоколу возможность эффективно маневрировать в любом направлении, даже вращаться на месте. На ходовых испытаниях «Обь» вставала к причалу, имея всего по 7 м свободной зоны со стороны носа и кормы. И это при длине ледокола почти 90 м! Ювелирная работа. Развернув работающие винты в сторону причала, судно сможет очищать зону швартовки судов ото льда. Ледокол «Обь», кстати, может выполнять и буксировочные операции, на нем есть специальное оборудование.

Ледокол с водяной пушкой

«Обь» может тушить пожар на судах и в портовых сооружениях: на ледоколе установлены системы для тушения водой, пеной и порошком. Забортная вода из кингстона (клапан в подводной части судна. — «СР») забирается насосом пожарной системы и по трубопроводу поступает на пожарные лафетные стволы — мониторы. Струя воды при тушении пожара может подаваться на расстояние до 100 м. Еще одна функция — сбор разлитой в акватории порта нефти. Специальное устройство, скиммер, при помощи вращающихся щеток собирает нефть с поверхности воды. Собранная нефть подается в танки. Их на судне четыре, каждый вмещает до 150 м3 нефти. Буксиры «Портофлота», кстати, тоже могут бороться с нефтяными разливами и пожарами. Правда, в меньшем масштабе.

СПРАВКА
Портовый ледокол «Обь» проекта Aker ARC124 (ледовый класс Icebreaker7) обладает мощностью 12 МВт. Судно способно эффективно работать во льду толщиной 1,5 м на скорости 2 узла и развивать скорость 4 узла в битом льду толщиной до 5 м. Длина судна составляет 89,2 м, ширина — 21,9 м, осадка — 7,5 м. 27 сентября 2016 года ледокол заложили на стапеле Выборгского судостроительного завода. 18 октября 2019 года ледокол был передан «Атомфлоту».

«Разве что крылья приделать»

Ледокол оснащен финскими двигателями Wärtsilä серии V31. Двигатель этой серии был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как наиболее эффективный четырехтактный дизельный двигатель. Если обычный дизель-генератор работает на постоянной частоте вращения, независимо от нагрузки, то на ледоколе «Обь» частота вращения дизель-генераторов меняется — от 475 до 750 оборотов в минуту. В зависимости от мощности, которую запрашивает судоводитель, дизели будут изменять частоту вращения. Это дает возможность сэкономить топливо и, как следствие, снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Для соблюдения всех экологических норм ледокол оснастили установкой обработки балластных вод, что соответствует требованиям Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими. На судне перерабатывают все отходы, включая пищевые. Они накапливаются, затем их сдают на берег. Ледокол «Обь» буквально нашпигован современным оборудованием. Не знаю, что еще можно было бы добавить. Разве что крылья приделать.

ЧТО ТАКОЕ «ПОРТОФЛОТ»
Проект стартовал 28 ноября 2014 года, когда «Атомфлот» и «Ямал СПГ» подписали договор на оказание комплекса услуг портового флота, действующий до 31 декабря 2040 года. Договор может быть продлен. По проекту «Ямал СПГ» запущен завод по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн т в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. В рамках проекта «Портофлот» были построены буксиры «Пур», «Тамбей», «Надым», «Юрибей» и портовый ледокол «Обь».

Два капитана

Запланированная в рамках «Портофлота» программа строительства судов выполнена: построено четыре буксира и один ледокол. До лета 2020 года «Обь» будет работать в порту Сабетта, затем отправится на базу «Атомфлота» в Мурманск, на техосмотр. При необходимости ледокол «Обь» может работать и в теплых морях — осуществлять буксировку. Но такой задачи пока нет. График работы экипажа — три через три месяца. На судне поочередно будут работать два капитана: Александр Бойко, который был капитаном ледокольного буксира «Юрибей», и Руслан Михайлов — он был капитаном дизель-электрического ледокола «Москва». Экипаж портового ледокола — 19 человек, они проживают в комфортабельных одноместных каютах. На борту судна предусмотрены дополнительные места для 11 человек. Длительность автономной работы ледокола — 30 суток. Срок службы по проекту — 24 года.