Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

На карбоновых крыльях

В Москве, в Центре цифрового лидерства SAP, прошел VII Форум «Композиты без границ». Организатором выступила Umatex, дочерняя компания «Росатома». И если семь лет назад, на первом форуме, речь шла о том, как создать отечественную композитную отрасль, то повестка седьмого была посвящена тому, как войти в элиту мирового рынка композитов.


Представлять мировой рынок пригласили BMW. Спорткар М2 и гоночный мотоцикл, в производстве которых концерн использует композитные материалы, выставили в зале пленарного заседания. Там же был новый российский автомобиль Aviar на платформе Tesla — первый с полностью карбоновым кузовом (на фото). Форму кузова заимствовали у Ford Mustang 1960-х годов. Получился микс прошлого, настоящего и будущего — дорогая, в разы дороже того же спорткара BMW, игрушка для коллекционеров.

Вопросам, как удешевить производство углепластика, создать конкурентоспособные продукты и преуспеть максимально быстро, в том числе на мировом рынке, и была посвящена панельная дискуссия.

Сегодня, напомнил на форуме заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов, доля России на глобальном рынке композитов составляет 1 %. 4 % — у Индии, 16 % — у Японии, 32 % — у Китая, остальное делят США и страны Евросоюза. Есть куда стремиться.

В июне «Росатом» и правительство России подписали соглашение о намерениях по направлению «Технологии создания новых материалов и веществ», одна из задач которого — развитие рынка композитов в ближайшие 10 лет. До конца года госкорпорация должна передать на утверждение правительству дорожную карту и рекомендовать решения проблем на этом пути. Некоторые обозначил в своем выступлении гендиректор Umatex Александр Тюнин.

Во-первых, госзакупки. Сегодня главный критерий выбора — цена. Но композиты, как и другие современные материалы, недешевы. Их преимущество — длительный срок службы. В зависимости от состава 30, 50 и даже 100 лет такие материалы не ржавеют, не требуют ремонта и т. д. Использование жизненного цикла как критерия при закупках может открыть для современных материалов большие перспективы. Во-вторых, квалификация и сертификация новых материалов занимают два-три года, а то и больше. Это очень долго, нужно быстрее. В-третьих, преобладание импорта. Нужна поддержка российских производителей при обязательном соответствии их продукта цене и качеству мировых аналогов. Принципиально важен приток частных инвестиций. Государство дает толчок, но без инициативы бизнес-кругов говорить о взрывном росте рынка не приходится.

«Дорожная карта разрабатывается не от имени «Росатома» и не для «Росатома», а для рынка, — сказал Александр Тюнин. — Ключевая цель — привлечь всех игроков, вместе создать механизм, который обеспечит конкуренцию. Чтобы все получили доступ к новым формам поддержки, которые предлагается разработать в рамках этого документа». Цель — рост рынка в пять-шесть раз к 2024 году. Причем это не мечты, цель обоснована конкретными запросами авиаотрасли, судостроения, спортиндустрии, это реальный объем материалов, привязанный к их серийным изделиям.