Ледокол «Ленин»: характер нордический
Моряки говорят: у кораблей разные характеры. Один отличается суровым нравом, другой — спокойный, покладистый. А каким был первый в мире атомный ледокол? В нашей новой рубрике характеристику на «Ленина» помогли составить люди, которые знают его как свои пять пальцев.
ФИО: «Ленин»
Основная профессия: ледокол
Дата рождения: 3 декабря 1959 года (59 лет)
Место рождения: Ленинград
Построен на Адмиралтейском заводе. Закладка на верфи — июль 1956 года, спуск на воду — 5 декабря 1957 года. Днем рождения считается дата приемки госкомиссией. Это и день рождения атомного ледокольного флота. При проектировании и строительстве внедрены 500 рацпредложений, 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов судового оборудования. В работе участвовали более 500 предприятий.
Это был разгар холодной войны и борьбы за технологическое превосходство. Американцы тоже спешили построить атомное надводное судно, но не смогли обогнать СССР. Пробная эксплуатация грузопассажирского атомохода «Саванна» прошла в 1962 году, а на ходу он был всего 10 лет.
Стаж: 30 лет (1959–1989)
Зарекомендовал себя как ответственный, выносливый, квалифицированный сотрудник, обладающий незаурядными лидерскими качествами.
«Ленин» обеспечивал навигацию на Северном морском пути, прошел свыше 654,4 тыс. морских миль, провел в общей сложности 3741 судно.
Текущий статус: работающий пенсионер
В 1989 году выведен из эксплуатации и пришвартован у Морского вокзала Мурманска. С 2009 года работает музеем. За 10 лет принял более 400 тыс. человек.
Представительная внешность
Являлся лицом не только советского атомного флота, но и всей страны.
Знаком с известными личностями
Так, с Мурманска и ледокола «Ленин» в 1963 году начал визит в СССР Фидель Кастро. Приезжал Юрий Гагарин, вице-президент США Ричард Никсон. А на рояле «Красный Октябрь» в кают-компании ледокола Александра Пахмутова впервые исполнила свою песню «Усталая подлодка».
Справлялся с задачами, которые до него не решал никто
Высадка дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс — 10» в 1961 году. «До этого полярников доставляли самолетами, что было дорого и сложно. Очень тяжело сесть на лед, не повредив машину», — рассказывает экскурсовод ледокола-музея «Ленин» Владимир Блинов. С судна проще выбрать льдину. Подходишь вплотную и выгружаешь тонны всего — любую технику, хоть машины. Оснащение полярников перестало ограничиваться только самым необходимым.
В июне 1971 года «Ленин», следуя из Мурманска в Певек, первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли.
«В первых рейсах с нами была группа медиков. Изучали условия работы экипажа, психическое и физическое состояние моряков. Постоянно докучали — то давление хотят померить, то вопросы задают. Мы ворчали. Мол, не отвлекайте. Но именно тогда врачи пришли к выводу, что оптимальная длительность смены на судах атомного флота — четыре месяца. До этого работали без перерыва и по полгода, иногда дольше, — рассказывает директор по судоходству «Атомфлота» Андрей Смирнов, под его руководством «Ленин» совершил свой последний рейс. — На «Ленине» изучали и условия работы реакторной установки. Благодаря опыту эксплуатации «Ленина» мы продлеваем ресурс действующих ледоколов».
В 1966 году было принято решение заменить трехреакторную установку с реакторами ОК‑150 на более совершенную двухреакторную с ОК‑900. Основная причина — низкая ремонтопригодность. Провели уникальную операцию: вырезали и выбили направленными взрывами центральный отсек с реакторной установкой. Монтаж новой закончили к 1970 году. Модифицированные ОК‑900 использовались на всех атомных ледоколах следующего поколения (тип «Арктика»).
Владеет навыками оказания медицинской помощи
На ледоколе был оборудован госпиталь — с операционной, рентген-кабинетом, стоматологией и даже кабинетом физиотерапии. «В СССР работало более 200 полярных станций. Люди, которые по полгода-год жили в изоляции, часто обращались в этот госпиталь. Медики с ледокола могли вылететь на вызов на вертолете — оказать помощь на месте. За 30 лет на «Ленине» сделано более 300 сложных операций. На время работы хирургов останавливался весь караван, потому что проводить полостную операцию на судне, идущем через лед, невозможно», — рассказывает Владимир Блинов.
Грамотно организует досуг, ведет здоровый образ жизни
В распоряжении экипажа была сауна, музыкальный салон, библиотека, кинозал. Моряки оборудовали себе спортзал, сколотили вокально-инструментальный ансамбль.
«Интернета и телевидения у нас не было, поэтому мы много общались, — говорит Андрей Смирнов. — Двери в каюты никогда не запирали. После вахты люди собирались, играли в шахматы, музицировали, обсуждали книги. Как-то спустились на лед поиграть в футбол — команда «Ленина» против команды судна, которое мы вели. И тут по громкой связи объявляют: на горизонте белый медведь. Во время учебной тревоги все поднимались на борт за 10 минут. А тут уже через две минуты на льду никого не было».
Любит животных
Приютил двух медвежат. «Вначале Мишку, потом Машку. Их подобрали, потому что рядом не было медведицы. До полугода держали на судне, а потом отправили в зоопарк», — говорит Андрей Смирнов.
Участвовал в киносъемках
На атомоходе снимался фильм «Ледокол», который вышел в прокат в 2016 году. «Ленин» исполнил роль научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», которое в 1985 году было зажато тяжелыми льдами вблизи побережья Антарктиды.